Submitted by Олег Михайлович Абдулин on пн, 16/03/2015 - 16:48
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет: физика
Класс: 9
Учитель: Абдулин Олег Михайлович
Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»
Цель урока: ученик получит первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции, проявлении и причинах возникновения
Задачиурока:
- создать проблемную ситуацию приводящую к явлению электромагнитной индукции, сформировать интерес к истории открытия явления электромагнитной индукции;
- создать условия, для выявления сущности явления и причин его возникновения;
- рассмотреть различные модификации опытов, позволяющих наблюдать явление электромагнитной индукции;
- организовать экспериментальную работу в парах по наблюдению электромагнитной индукции;
- создать ситуацию успеха в представлении и оценивании выполненных работ.
- закрепить первоначальные сведения о явлении электромагнитной индукции.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знания о явлении электромагнитной индукции, понимание смысла и связи между электричеством и магнетизмом.
Умение пользоваться методами научного познания.
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.
Формирование умений работать в паре, представлять свои взгляды, вести диалог.
Убежденность в возможности познания природы.
Уважение к творцам науки и техники.
Самостоятельность в приобретении новых знаний.
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения
Дальнейшее формирование у учащихся умений пользоваться методами научного познания; умений работать в паре; умений применять полученные знания в новых условиях; умений оценивать свою деятельность и свои знания.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация по теме: «Явление электромагнитной индукции», электронное приложение: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г.
Методическое назначение средств ИКТ
Наглядное представление изучаемого материала; привлечение внимания обучающихся; источник информации; увеличение плотности урока.
Аппаратное и программное обеспечение
интерактивная доска, проектор; компьютерная презентация; электронное приложение Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г.
Образовательные интернет-ресурсы
Не используются
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Ход урока
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Знакомство с логикой раздела «Электромагнетизм». Осознание связи между электрическими и магнитными явлениями.
Постановка целей и задач урока.
Приветствие. Выявление готовности класса к уроку и его психологический настрой.
Учитель сообщает, что приступают к изучению новой главы «Электромагнетизм», на изучение которой отводится 20 уроков. При изучении этой главы предстоит выполнить 3 лабораторных работы. В конце изучения темы, с целью проверки уровня ее усвоения, выполнить контрольную работу.
Далее учитель демонстрирует логику изучения данной главы, для чего просит школьников открыть оглавление учебника и ознакомится с кругом, изучаемых вопросов.
- Ребята, как вам кажется, все ли изучаемые вопросы связаны друг с другом? (возможный ответ: мне кажется, что свет, распространение света, отражение, преломление света и другие вопросы не связаны с электромагнетизмом).
Учитель рассказывает, что все вопросы, которые рассматриваются в данной теме, можно разбить на три группы. В первой группе изучается явление электромагнитной индукции и его применение. Во второй – электромагнитное поле и электромагнитные волны. В третьей – световые явления. Учитель отмечает, что первая и вторая группа связаны тем, что сущность явления электромагнитной индукции сводится к возникновению связи между электрическим полем и магнитным полем. Вторая и третья группы связаны тем, что свет рассматривается, как электромагнитная волна (первый слайд).
Далее учитель просит подумать над следующими вопросами (второй слайд):
От каких слов происходит название раздела «электромагнетизм»?
С чем вы связываете слово «электро»?
С чем вы связываете слово «магнетизм»?
Что объединяет слова «электро» и «магнетизм»?
После чего учитель просит дать ответы на поставленные вопросы, уделяя особое внимание последнему. Здесь важно вспомнить опыт Эрстеда, в котором утверждается существование магнитного поля вокруг проводника с током (третий слайд).
- Таким образом, в 1820 году Эрстед решил задачу: превратить электричество в магнетизм. Ребята, знаете ли вы решение обратной задачи: превратить магнетизм в электричество? Можете ли вы привести примеры, где с помощью магнитного поля получают электрический ток? (возможный ответ: нет).
- Как была решена поставленная задача, мы узнаем сегодня на уроке.
Учитель просит открыть тетради, записать число и тему урока: «Явление электромагнитной индукции». После чего предлагает каждому ученику подумать над следующими вопросами (четвертый слайд):
Какова моя цель на данном уроке?
На какие вопросы я хочу получить ответы?
После чего просит двух – трех учеников ответить на эти вопросы. Далее учитель подводит итог:
Сегодня на уроке вы узнаете:
- кто и когда открыл явление электромагнитной индукции;
- в чем заключается явление электромагнитной индукции;
- при каком условии возникает явление электромагнитной индукции.
Сегодня вы научитесь:
объяснять явление электромагнитной индукции;
проводить опыты по электромагнитной индукции.
Длительность этапа
8 мин.
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата
Анализ и выдвижение гипотез
Форма организации деятельности учащихся
Средства ИКТ
Фронтальная
Интерактивная доска
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе
Организация фронтальной беседы с обучающимися и указание границ незнания обучающихся
Методы обучения, приемы, техники
Беседа, проблемный метод обучения
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходедальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Ход урока
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
Умение проводить эксперимент, анализировать полученную в эксперименте информацию, делать вывод.
Далее учитель (пятый слайд) предлагает школьникам выполнить экспериментальное задание по изучению электромагнитной индукции.
На партах у школьников имеются приборы и материалы (миллиамперметр, магнит, катушка-моток) и листок, на котором указан порядок выполнения экспериментального задания.
Экспериментальное задание
«Наблюдение явления электромагнитной индукции»
Цель: выяснить, в чем заключается явление электромагнитной индукции, и при каком условии возникает явление электромагнитной индукции.
Порядок выполнения работы:
Подсоедините моток (катушку) к клеммам микроамперметра.
Удерживая моток в руке, вносите внутрь мотка магнит и выносите его.
Запишите, что вы наблюдали.
Удерживая магнит в руке, надевайте и снимайте моток с магнита.
Запишите, что вы наблюдали.
Сделайте вывод. (Укажите, в чем заключается явление электромагнитной индукции, и при каком условии возникает)
На выполнение экспериментального задания отводится 8 минут. После его выполнения учитель просит двух –трех учеников озвучить вывод, к которому пришли школьники, выполняя задание. После обсуждения результатов, учитель подводит итог и просит оценить успешность выполнения экспериментального задания и выставить себе на полях отметку (шестой слайд).
Далее учитель просит открыть учебник (стр. 106, §22) и пользуясь текстом учебника, найти ответ на вопросы: кто и когда открыл наблюдаемое явление?
После заслушивания ответа, учитель подводит итог: явление электромагнитной индукции было открыто М. Фарадеем в 1831 году, к открытию которого шел целенаправленно 10 лет (седьмой слайд).
Длительность этапа
15 мин.
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата
Выполнение экспериментального задания. Анализ результатов и формулировка вывода
Форма организации деятельности учащихся
Средства ИКТ
Парная (малая группа).
Нет.
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе
Организация учебной деятельности школьников, оказание помощи в затруднительных ситуациях.
Методы обучения, приемы, техники
Экспериментальный метод обучения, работа с текстом, самооценивание
ЭТАП 3. Первоначальная проверка уровня усвоения образовательных результатов. Коррекция
Ход урока
Длительность этапа
15 мин.
Далее учитель ставит перед обучающимися задачу: на основе полученных сегодня на уроке сведений, объяснить опыт.
Учитель демонстрирует анимационную модель по наблюдению явления электромагнитной индукции с двумя катушками. Первая подсоединена к источнику тока, вторая – к миллиамперметру. Одна из этих катушек входит в другую катушку. (используется электронный ресурс: Физика. 9 класс. Электронное приложение к учебнику В.В. Белаги, И. А. Ломаченкова, Ю. А. Панибратцева. ОАО «Издательство «Просвещение», 2011).
После демонстрации учитель предлагает подумать, как объяснить наблюдаемый опыт, затем обсудить с соседом по парте. После чего к доске приглашается один ученик, который объясняет наблюдаемый в анимации опыт. Учитель обращается к классу с вопросом: «Все ли согласны с данным объяснением. Кто желает внести дополнения, поправки или исправления?»
Учитель отмечает, что история открытия явления электромагнитной индукции интересна, и оно могло быть открыто другими учеными. Для этого учитель, пользуясь тем же электронным ресурсом, вывод на экран информацию о Дж. Генри и просит найти ответ: почему Дж. Генри не удалось стать первооткрывателем явления электромагнитной индукции?
Затем на экран выводится информация о Колладоне и задается аналогичный вопрос.
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов
Формулировка собственного ответа.
Сопоставление своего ответа с ответом товарища и учителя.
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности
Электронный ресурс
Методы контроля
Самооценка
Способы коррекции
Исправление ошибок, неточностей в формулировке собственного ответа
Форма организации деятельности учащихся
Обучающиеся представляют свои варианты ответа
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе
Помогает выстроить логически правильный ответ
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание
Ход урока
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
5 мин
Учитель выводит на экран слайд, на котором были записаны цели и задачи урока, и просит школьников ответить на вопрос о достижении поставленных целей и задач.
После чего организует рефлексию. Для этого просит каждого ученика ответить на любой из вопрос, представленный на слайде (одиннадцатый слайд):
На уроке мне было интересно, так как …
На уроке мне было не интересно, так как …
На уроке я понял …
На уроке я узнал …
Урок мне понравился, так как …
Урок мне не понравился, так как …
Свою работу на уроке я оцениваю …
Домашнее задание: § 22, устно ответить на вопросы после параграфа.