Submitted by Любовь Константиновна Невскова on вс, 21/06/2009 - 19:23
для подготовительных отделений
детских школ искусств
Составитель: Невскова Л.К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкальное воспитание детей следует начинатьс 5-6-летнего возраста.Наиболее целесообразная форма первоначального музыкального образавания -- групповые занятия,включающие в себя несколько разделов: пение,слушание музыки и музыкально-ритмическая деятельность.
Задача предмета «Музыка» - воспитывать у детей восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, заложить основы музыкальной культуры.
В развитии музыкальных способностей большое значение имеет пение, в процессе которого дети активно выражают свои чувства, учатся осознанно и эмоционально относиться к музыке.
Важнейшая задача педагога -- воспитание вокальных навыков,которое должно происходить на комплексной основе,задействуя различные уровни деятельности мозга:слух,голос,зрение,движение,осязание,обоняние.
Визуализация образов и двигательная активность развивают эмоциональную сферу ребенка,все музыкальныеспособности.Таким образом,вокальное воспитание способствует развитию музыкального слуха,ладового и метроритмического чувства.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Этот вид работы пробуждает творческую активность, доставляет радость в общении с миром музыкальных образов.Основная задача -- научить осмысливать полученные музыкальные впечатления, в том числе через соучастие в исполнении музыки,выраженное в соответствующих движениях и игре на ударных инструментах.
Музыкально-ритмическая деятельность также является важной составляющей эстетического воспитания детей. Музыкальные игры, упражнения способствуют пониманию средств музыкальной выразительности, характера музыки; дети учатся менять движения в соответствии со сменой частей и музыкальных фраз в произведениях, а также динамики, регистра, темпа музыки. Важнейшая задача - совершенствование координации движений, достижение свободы и естественности при выполнении музыкально-ритмических упражнений.
Данная программа рассчитана на один год обучения детей пятилетнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность урока - 1 академический час. Всего - 35 часов.
К концу года дети должны освоить первоначальные вокально-хоровые навыки(певческая установка,артикуляция,звукообразование), уметь определить на слух звуковысотные соотношения в мелодии,жанры и средства выразительности,освоить различные типы движений под музыку.
Формы подведения итогов:
а) Индивидуальное прослушивание с последующей словесной оценкой;
б) Открытый урок в конце каждого полугодия,на который приглашаются родители детей;
в)Концертное выступление.
Занятие с детьми пятилетнего возраста должно быть увлекательной игрой, с единой драматургией, со сменой приемов и видов деятельности.Такое занятие создаст у детей ощущение праздника и подарит желание вновь встретиться с Музыкой.
I
полугодие
Вокально-интонационные навыки
.
Пение несложных попевок на
Работа над осмысленной, выразительной артикуляцией с привлечением движений рук и зрительного контроля.
Iступени, I - III ступенях, I - II - III ступенях. Пение legato и non legato. Работа над выработкой правильного дыхания: вдох - задержка - равномерный выдох.
Развитие разговорной мелодики: чтение стихов. Пение несложных песен в диапазоне ч 4 - ч 5.
Метроритмические навыки
.
Определение метрических долей в произведениях различных жанров. Умение тактировать, отмечая сильные и слабые доли (без музыки, со словами: «Громко-тихо» и т.п.).
Длинные и короткие звуки. Умение выразить движениями рук элементарный ритмический рисунок(сочетание восьмых и четвертей,четвертей и половинных))
Слуховой анализ.
Определять высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз, а также на одном звуке.
Развивать музыкальную память: уметь угадать песню, исполненную без слов (на определенный звук).
Умение реагировать на начало и конец музыки, на смену динамики и характера музыки. Освоить различные типы движений под музыку: ходьба, прыжки, подскоки, ходьба и легкий бег на носках.
Указанные разделы практически взаимосвязаны,поэтому данный материал можно распределять в течение первого полугодия,следуя принципу минимального шага программы.
Музыкальный материал
I полугодия
.Пение. Песенки-попевки:
Ворон
Кошкин дом
Кукушечка
Строим дом
Дождик
Скок-поскок
Пойте тише, малыши
Петушок
Курочка
Всё наоборот
2.
Марченко «Вальс»
Чешская народная песня «Аннушка»
Итальянская народная песня «Нинна,нанна»
Глинка «Полька»
Чайковский "Марш деревянных солдатиков"
Слушание музыки.
3.
Музыкально-ритмические движения.
Обер. Марш из оперы «Фенелла»
Беттольф «Прогулка»
Бетховен «Контрданс»
Гендель «Пассакалия»
Лещинская «По грибы»
Лещинская «Две лошадки»
Английская народная мелодия «Кот и мыши»
Тиличеева «Зайцы»
Витлин «Домики» (Зайчик, Медведь,Птичка)
II
полугодие
1
Вокально-интонационные навыки.V - I↑) и ч.5 (I - V↑) нижнего и верхнего тетрахордов.
2.
Метроритмические навыки.
Определять на слух и тактировать в размерах 2/4 и 3/4, слушая музыку и со словами.
Ритмический рисунок
Затакт.
в размере 2/4 и 3/4.
3.
Слуховой анализ.I - III ступеней (устный диктант).legato, staccato).,такт, акцент, штрихи (legato, non legato).
5. Музыкально-ритмические движения.
Продолжение работы над различными типами движений: ходьба, легкий бег, прыжки, подскоки, ходьба с поднятием колен и оттягиванием носка, прямой галоп. Спокойные и энергичные движения рук от плеча, вращательные движения рук от локтя, «пружинка» в коленях.
Музыкальный материал
I I полугодия
Пение. У кота - воркота
Как под горкой
Веселый дождик
Ой, звоны звонят
Песни:
Русская нар.песня, обр.Вейса «Котя, котенька, коток»
Иорданский,сл.Клоковой "Голубые санки"
Украинская народная песня, обр.Попатенко «Ой, летел жук»
П.Вейс, сл.Прокофьева «Ранней весной»
Е.Тиличеева, сл.Воронько «Березка»
А.Филиппенко,сл.Г.Бойко "Соловейко"
Эстонкая нар.песня,обр.Кырвитса "У каждого свой музыкальный