Submitted by Татьяна Васильевна Ильина on вс, 15/03/2015 - 23:30
Гоголь в музыке и о музыке.
К 200 - летию со дня рождения.
(для учащихся средних и старших классов)
Вспоминая о писателях, мы почти всегда имеем в виду их литературное творчество. Я же хочу поговорить сегодня, как великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь был связан с наиболее близким для нас видом искусства – с музыкой.
Николай Васильевич Гоголь-Яновский родился 19 марта 1809 года в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов. Отец его был небогатый полтавский помещик, и раннее детство Николай Васильевич провел в кругу семьи, в родовом имении отца, селе Васильевке. Картины природы и быта Малороссии, которые впоследствии наполнили живыми образами произведения Гоголя, окружали его в первые годы жизни, будили первые впечатления его души.
Низенький, ветхий домик с затейливыми зубцами вдоль крыши, с боковыми башенками и остроконечными окнами по углам, вокруг него старый тенистый сад, за садом на холме белая одноглавая церковь, у подножия ее село с маленькими домиками и группами высоких деревьев — вот та обстановка, среди которой рос и развивался от природы мечтательный ребенок.
Отец его, Василий Афанасьевич, был человек очень неглупый, необыкновенно остроумный, много видавший и испытавший на своем веку, неистощимый балагур и рассказчик. От отца Николай Васильевич унаследовал юмор, дар увлекательного рассказчика, любовь к искусству вообще и к театру в особенности; мать Марья Ивановна передала ему горячее религиозное чувство и стремление приносить пользу окружающим, если нельзя делом, то хоть советом, хоть словом утешения и одобрения. К ней, как имеющей “тонкий наблюдательный ум”, обращался Гоголь из Петербурга с просьбой сообщить ему названия разных частей малороссийских костюмов, разные народные предания и поверья, разные малороссийские обряды и обычаи.
Ни учителя, ни товарищи не считали Гоголя талантливым, многообещающим мальчиком. С ранних лет проявилась в нем тонкая наблюдательность, способность не только подмечать все характеристические черты наружности окружающих, но и поразительно верно передавать их.
"Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?" Этими словами заключил Гоголь одну из своих "Арабесок". Они не были случайными. Гоголь – один из редких литераторов своего времени, который писал о музыке. В его времена если и писали на эту тему, то мельком, походя, обозначая лишь штрихи к образам.
Гоголь же много рассуждает о музыке, особенно, о различных музыкальных жанрах и формах. О сущности музыки, как рода искусства.
Он заметил однажды: "А я не люблю говорить ни о музыке, ни о пении. Мне кажется, что все музыкальные трактаты и рецензии должны быть скучны..." И все же на протяжении многих лег он давал оценки, высказывался, осмыслял, делал выводы. Думается - и мысль эта не открытие - любовь Гоголя к музыке связана с тем, что все его творчество пронизано созданной им музыкально-языковой стихией. Его проза, поэтика, его видение мира, выраженное в литературных произведениях – органично музыкальны.
Вот цитата из повести «Майская ночь, или Утопленница»: «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомленными дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с унынием. И вечер, вечно задумавшийся, мечтательно обнимал синее небо, преображая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали».
И такой музыкальный фон сохраняется на протяжении всей повести.
Но Гоголь не только создавал яркие, музыкально-насыщенные образы. Он в кратких своих заметках, разбросанных по многочисленным его произведениям, статьям, письмам, выступал и как историк музыки, и даже как музыковед. В этом смысле он порой невольно играл общественную роль музыкального критика.
Многое в записках, письмах, статьях и даже литературных произведениях Гоголя выдает в нем завзятого меломана. Трудно на первый взгляд утверждать, что он среди своих современников и соратников сильно выделялся как знаток музыки. Но увлечение музыкальным миром и музыкальным театром повлияло на творчество писателя в немалой степени.
Гоголь с первого же появления в Петербурге в декабре 1828 года увлекся театром и стал постоянным посетителем музыкальных вечеров. Работа над "Вечерами на хуторе близ Диканьки" перекликалась не только с увлечением народными песнями, но и с внимательным отношением писателя к современному оперному репертуару. Уже замечено, что фабула рассказа "Ночь накануне Ивана Купала" близка к сюжету оперы Карла Вебера "Волшебный стрелок", которая шла тогда на Петербургской сцене. Оперные постановки разных "Русалок" и всевозможных "Ярмарок" ("Урюпинской", "Макарьевской", "Бердичевской") увлекали столичную публику, а одновременно – и Гоголя. Они же в значительной степени повлияли на создание "Сорочинской ярмарки" и "Майской ночи, или Утопленницы".
Особо примечателен в этом смысле для Гоголя 1836 год. Впрочем, год этот заметен для русской музыки вообще. Именно в 1836 году состоялась премьера оперы Глинки "Жизнь за царя". В это время Гоголь высказывает в разных своих сочинениях много важнейших мыслей по поводу состояния «музыкальных» дел в России, состояния, в какой то мере напоминающего нам сегодняшнее! Увлечения Гоголя и его кругозор в оперном театре легко определим названиями тех опер, которые он тогда упоминает. Откроем комедию "Ревизор": «Хлестаков. С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики... Моих, впрочем, много есть сочинений: "Женитьба Фигаро", "Роберт-Дьявол", "Норма". Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: "Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь"…» Упоминание трех опер - "Женитьбы Фигаро" Моцарта, "Роберта-Дьявола" Мейрбера и "Нормы" Беллини - не случайно.
В сборнике статей «Арабески», есть одна, посвященная разным видам искусств: «Скульптура, живопись и музыка». Гоголь сравнивает эти искусства с тремя сестрами, которые посланы Богом украсить и усладить мир: без них он бы был пустыней.
Вот что Гоголь написал о музыке:
«Она, музыка, восторженнее, она стремительнее обеих сестер своих. Она вся — порыв; она вдруг за одним разом отрывает человека от земли его, оглушает его громом могущих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. Он уже не наслаждается, он не сострадает, он сам превращается в страдание; душа его не созерцает непостижимого явления, но сама живет, живет своею жизнию, живет порывно, сокрушительно, мятежно. Невидимая, сладкогласная она проникла весь мир, разлилась и дышит в тысяче разных образов. Она томительна и мятежна; но могущественней и восторженней под бесконечными, темными сводами катедраля, где тысячи поверженных на колени молельщиков стремит она в одно согласное движение, обнажает до глубины сердечные их помышления, кружит и несется с ними горé, оставляя после себя долгое безмолвие и долго исчезающий звук, трепещущий в углублении остроконечной башни.
Народной песне Гоголь посвятил многие свои труды. Одна только "арабеска" "О малороссийских песнях" имеет значение важнейшего искусствоведческого исследования, являясь одновременно и образцом великолепной российской прозы. Гоголь спешит отметить: "Можно привести до тысячи подобных песен... Все они благозвучны, душисты, разнообразны чрезвычайно... Стихосложение малороссийское самое выгодное для песен... Характер музыки нельзя определить одним словом: она необыкновенно разнообразна... Русская заунывная музыка выражает забвение жизни: она стремится уйти от нее и заглушить вседневные нужды и заботы; но в малороссийских песнях она слилась с жизнью, - звуки ее так живы, что, кажется, не звучат, а говорят, - говорят словами, выговаривают речи, и каждое слово этой яркой речи проходит душу".
- Звучитукраинская народная песня «Щедрик, щедрик».
Такие песни Гоголь слышал с самого детства.
Заканчивая предисловие ко второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Николай Васильевич несколько пококетничал: «Прощайте! Долго, а может быть совсем не увидимся. Да что? Ведь вам все равно, хоть бы и не было совсем меня на свете. Пройдет год, другой – и из вас никто после не вспомнит и не пожалеет о старом пасечнике Рудом Паньке».( Под псевдонимом Рудого Паньки Гоголь издавал эти повести).
Нет, не забыли пасечника ни на Украине, ни в России. И этому в определенной степени способствовали великие русские композиторы.
Многие русские композиторы обращались к творчеству Н.В. Гоголя.
Причем и в 19. и в 20 веках, и не только русские, но и зарубежные
Начнем с «Сорочинской ярмарки», написанной на одноименный сюжет М.П. Мусоргским. У «Сорочинской ярмарки» необычная судьба. Мусоргский пишет жизнерадостную, озорную и волшебную «Ярмарку» параллельно с оперой «Хованщина». «Сорочинская ярмарка» - комическая опера. Жизнь крошечной гоголевской деревеньки близ Диканьки сфокусировала в себе целый мир и отразила его, как капля чистейшей речной водицы. Макро- и микрокосмос жизни народа практически одновременно рождаются в музыке композитора. Мусоргский смело использует разнообразные приемы музыкальной речи: симфоническую обработку народных песенных мотивов, речитативы, «акапельное» пение, полифонию. Однако ни «Хованщину», ни «Сорочинскую ярмарку» Мусоргский закончить не успел. При его жизни фрагменты «Сорочинской ярмарки» лишь однажды прозвучали во время последнего его концертного турне по Украине и Крыму в 1879 г.
Мусоргский хорошо знал украинский фольклор, сохранились сделанные им записи 20 народных песен, многие из которых (точнее 13) использовались в «Сорочинской ярмарке».
Звучит Гопак из оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
Этим веселым гопаком завершается опера, мелодия которого заимствована из украинской песни «На бережку у ставка».
Этот отрывок из оперы в нашей школе неоднократно звучал в переложении для фортепианного ансамбля. А сейчас он прозвучит в оригинале, т.е. в хоровом исполнении.
Композитор Римский-Корсаков дважды обращался за сюжетами к Гоголю: оперы «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством».
По словам композитора, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя с детства была его любимейшей книгой, а «Майская ночь» ему нравилась больше других повестей этого цикла. Это романтическая и веселая история, где реальные персонажи (молодой казак Левко, Голова, Ганна) соседствуют с фантастическими (Панночка, ставшая русалкой, Ведьма) Музыкальное содержание разнообразно: лирические сцены перекликаются с комедийно-бытовыми; фантастические эпизоды с картинами народных обрядов. Музыка оперы имеет преимущественно лирический характер, в основе много народных мелодий.
Прозвучит Серенада Левко из первого действия: «Солнышко низко, вечер уж близко».
Гибкая, привольно льющаяся песня полна восторженного, теплого чувства к своей возлюбленной красавице Ганне.
В 1870 году дирекция Петербургского музыкального общества объявила конкурс на лучшее сочинение оперы по повести «Ночь перед рождеством». Чайковский принял участие в конкурсе и написал оперу под названием «Кузнец Вакула», за которую жюри присудили ему и первую, и вторую премии. Опера была тепло принята публикой. Однако требовательный к себе Чайковский спустя 10 лет переработал ее и переименовал в «Черевички». Интерес к произведениям Гоголя Чайковский испытывал на протяжении всей своей жизни, однако «Черевички» остались единственной «гоголевской» оперой. Еще один интересный факт: на премьере «Черевичек», Чайковский впервые выступал в качестве дирижера. Музыковеды назвали эту оперу «комической, но в миноре».
По сюжету, молодой кузнец Вакула, чтобы угодить своей возлюбленной Оксане, полетел на черте в Санкт- Петербург и выпросил у царицы черевички, т.е. туфельки.
Звучит Ариозо Оксаны из 2 картины первого действия.
Эта задумчивая мелодия – подлинно народная.
В XX веке к Гоголю обращался и Д.Д. Шостакович, написав оперу «Нос» в 1928 году. А через 50 лет появилась современная опера Родиона Щедрина «Мертвые души». «Мне хотелось средствами музыки прочитать поющую прозу Гоголя, музыкой очертить национальный характер, музыкой же подчеркнуть бесконечную выразительность, живость и гибкость родного нашего языка», - писал Щедрин.
Холминов написал 2 одноактные оперы: «Шинель» и «Коляска».
К комедии «Ревизор» петербургский композитор Слонимский сочинил музыкальные иллюстрации, один из номеров мы сейчас услышим.
Слонимский «Полька». Ее гротескный, сатирический характер подчеркивает содержание этой комедии.
Повесть «Тарас Бульба» отразилась во многих видах искусств: на этот сюжет написано 17 опер (в т. ч. Лысенко), балеты (Глиэр), художники писали картины на этот сюжет (Соколов, Нестеров, Герасимов ), и, наконец, по этой повести снимались художественные фильмы в Югославии, США и последний фильм снят совсем недавно в России.
Глиэр. Мазурка из балета «Тарас Бульба».
Композитор Игорь Корнелюк написал музыку к одноименному кинофильму режиссера Владимира Бортко. Несколько музыкальных эпизодов мы сейчас послушаем:
Эпизод битвы и эпизод прощания Тараса Бульбы с сыном.
Хочу закончить цитатой Н.В. Гоголя из сборника «Арабески»
О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! буди чаше наши меркантильные души! ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром. О, не оставляй нас, божество наше!