Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов
Submitted by Галина Евгеньевна Гладышева on Fri, 13/03/2015 - 14:46
Пояснительная записка
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного творчества, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Нормативно правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании: Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: авторской программы «Изобразительное искусство» для 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений В.С.Кузина и др. 2009 г. учебного плана Павлодарского филиала МБОУ М-Алабушской сош.
Сведения о программе.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009г.
Обоснование выбора программы.
Данная программа построена так, что бы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров и окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся. Позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству..
Информация об изменениях программы
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Место и роль учебного предмета
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ.
Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся.
Предмет «Изобразительное искусство», направлен на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно- творческой деятельности.
Информация о количестве часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 105 учебных часов: 5 класс – 35часов; 6 класс – 35 часов; 7 класс – 35 часов.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы уроков:
1. Урок –объяснение нового материала
2 .Урок - закрепление
3. Урок - обобщение
4. Комбинированный урок
5 Интегрированные уроки
Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.
Общеклассные формы: урок, контрольный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения
- информационные технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,
индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Виды и формы контроля: тестирования ; выставки декоративных , живописных работ, рисунков; викторины.
Планируемый уровень подготовки обучающихся и выпускников на конец учебного года (ступени)
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль в эстетическом произведении искусства;
-особенности симметричной и ассиметричной композиции;
-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- простейшие композиционные приемы и худ. средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества;
-памятники народной архитектуры и примеры народного искусства России и родного края, особенности местных традиций.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
К концу 6 класса обучающиеся должны знать:
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, и другими художественными материалами;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительное наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
К концу 7 класса обучающиеся должны знать:
- анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- отличительные особенности шедевров мирового искусства;
-систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
-при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и другие состояния природы;
- при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т.п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
- сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамического и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т.д.);
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла
Информация об используемом учебнике.
Учебники:
5 класс -Дроздова С. Б. Изобразительное искусство.
5 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. – 128 с.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);
6 класс - Дроздова С. Б. Изобразительное искусство.
6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель , 2008. – 186 с.
7 класс – О. В. Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе В. С. Кузина. Изд. 2-е. 365 стр.
Содержание рабочей программы
5 класс
Темы блоков уроков:
«Изобразительное искусство в жизни людей».
Рисование с натуры осенних листьев.
Рисование на темы: «Декоративный цветок», «Веселые кляксы», «Бабочка».
Беседы об изобразительном искусстве: «Полный цветовой круг», «Холодные и теплые цвета», «Красота родной природы».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль;
- простейшие композиционные приемы и худ. средства.
Обучающиеся должны уметь:
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения
Контрольные мероприятия: тестирование по пройденной теме
«В мире русской живописи, литературы, музыки и народного творчества».
Рисование с натуры: фруктов, овощей, осеннего дерева, домашних животных, фигуры и лица человека, геометрические тела и натюрморта из них, транспорта, дома.
Декоративное рисование: роспись разделочной доски, узора в полосе, роспись сосуда, раппорт ткани, работа в технике «Граттаж», оформление оконного наличника, декоративное выполнение текста загадки.
Беседы на темы: «Золотая осень», «Золотые узоры», « Гравюра – один из видов разделов графики», «Пропорции фигуры человека», «Натюрморт», «Буквица», «Строение старинного терема», «Транспорт», «Портрет».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль;
- простейшие композиционные приемы и худ. средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
-особенности симметричной и ассиметричной композиции;
-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества;
-памятников народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов; доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияние окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения
Контрольные мероприятия: тестирование по пройденной теме
«Красота в жизни и в искусстве».
Рисование с натуры весенних цветов, весеннего пейзажа, скворечника
Рисование на темы: «Скоро лето», «Весна наступила», «Весенние цветы»
Декоративная работа: создание из различных материалов декоративного панно, изготовление декоративных кукол, декоративной вазы, витража, подарка или сувенира на память.
Беседа об изобразительном искусстве: «Ты и сам мастер», «Витраж», «Подарок своими руками».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- общие художественные приемы изобразительного народного творчества;
- отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
- первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах: композиция, тон, конструкция, цвет, колорит, пропорции и т.д. и их роль;
-особенности симметричной и ассиметричной композиции;
-основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
- примеры народного искусства России и родного края.
Обучающиеся должны уметь:
- проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе примеров народного творчества России и родного края;
- использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
Контрольные мероприятия: выставка декоративных работ, викторина.
Содержание 6 класс
Тема курса:«Красота в жизни и в искусстве»
Рисование с натуры осенних листьев, овощей, бабочек и натюрморта из них, осеннего пейзажа, животных, птиц, куклы-игрушки, фигуры человека в статичной позе и в движении, зимнего дерева, зимнего пейзажа за окном, гипсового орнамента, столярные и слесарные инструменты, архитектурные объекты, цветы, весенний пейзаж, портрет.
Рисование на темы и иллюстрирование: «Летние впечатления», «На дне морском», «Невиданный зверь», «Новогодний карнавал», «Спорт», «Две контрастные фигуры», « Моя семья», «Русский быт в прошлые века», « Материнство», « Космические дали», « Портрет – шутка», « По местам боевой славы», «Прогулка весной», иллюстрация литературных произведений, любимого литературного произведения, обложки изученного на уроках литературы произведения, комиксы.
Декоративное рисование: оформление новогодней открытки, афиши цирка, создание русского костюма, герба нашего села.
Беседы об изобразительном искусстве: «Что нужно знать для грамотного рисования», «Полный цветовой круг», « В осеннем лесу, парке», «Художники – анималисты», «Знаменитые архитектурные ансамбли. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга», «Как устроен храм», «Русский быт в прошлые века», «Искусство иллюстрации», «Птицы и животные моего края», «Человек на войне», «Человек и профессия».
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу:
Обучающиеся должны знать:
-закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, и другими художественными материалами;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунке;
- выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительное наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Рисование с натуры цветов, натюрмортов из фруктов, цветов в вазе и декоративных предметов, из предметов декоративно – прикладного искусства, пейзажей родного края в осеннее время года.
Рисование на темы: «Красота вокруг нас», «Национальный праздник», «Старинная русская изба».
Декоративное рисование и аппликации: оформление чаши хохломскими узорами, жостовского подноса, создание эскиза национальной одежды, иллюстрация сказок народов мира.
Беседа об изобразительном искусстве: «Красота вокруг нас», «Художественные промыслы
России», «Национальные традиции в культуре русского народа», «Национальный праздник».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- анализируемые на уроках произведения русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
-систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
-при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
«Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры»
Рисование с натуры яблок, человека в движении, гипсовой капители.
Рисование на темы: «Зарубежный гость», рисование понравившихся работ западноевропейских художников эпохи Возрождения и 18 века.
Декоративное рисование и лепка: роспись античной вазы, создаём костюм зарубежного гостя, иллюстрация литературного произведения, лепка фигуры человека.
Беседа об изобразительном искусстве: «Изобразительное искусство эпохи Возрождения», «Творчество Рафаэля, Тициана, Микеланджело, А.Дюрера», «Мир Леонардо да Винчи», «Красота классической архитектуры», «Изобразительное искусство западноевропейских художников 17 века», « Творчество Рембрандта», «Изобразительное искусство Западных стран 18-20 веков», «Крупнейшие музеи мира».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- анализируемые на уроках произведения зарубежного изобразительного искусства;
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- отличительные особенности шедевров мирового искусства;
-систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности
Обучающиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
-при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамического и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого и т.д.);
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Рисование с натуры натюрморта, характеризующего профессию, животных, птиц, цветов, весеннего пейзажа, весеннего натюрморта.
Рисование на темы: «Трудовые будни», «Моя будущая профессия», «Рисуем лошадей», «Человек и космос», «Человек на войне», «Мы сажаем огород», «Хорошо в походе».
Декоративное рисование: плакат на тему: «Мы охраняем памятники нашей Родины», дизайн – проект предмета, знака, экслибриса.
Беседы на темы:«Человек и труд», «Моя будущая профессия», «История развития космонавтики», « Герои Великой Отечественной войны».
Требования к уровню подготовки обучающихся по теме
Обучающиеся должны знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
-систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности и передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
- изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
-при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и другие состояния природы;
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).
16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.
17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997
18.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
19.Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных упражнений у учащихся. М., 1983.
20.Ватагин В.А. Изображение животного. М. , 1957.
21.Карцев Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1992.
художественно – графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
22.Ломов С.П.Русские живописцы 18 – 19 веков. М., 1997.
23.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е издание М., 1998.хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. М., 1981.
24.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.