«Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге. Правило моментов»
Submitted by Ирина Викторовна Паю on чт, 12/03/2015 - 21:58
Технологическая карта урока.
№
п/ п
Структурные элементы
урока
Приемы работы
учителя и учащихся
Деятельность учителя и учащихся
1
2
3
4
1
Организационный момент
Приветствие учителя и учащихся.
Проверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.
2
Актуализация прежних
знаний и умений
Фронтальный опрос по вопросам.
Выявление начального уровня знаний
В каком из перечисленных ниже явлений сила тяжести совершает работу?
Шар катится по горизонтальной поверхности;
Самолет снижается на посадку;
Искусственный спутник Земли движется по круговой орбите.
Поставьте пропущенные буквы в формулы:
а) А = F* б) N = А/ в) = F*S
г) N = / t д) А = * t е) = А/t
3
Обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность.
Упражнение «Дождь»
В классе 3 ряда парт. Первый ряд по сигналу учителя начинает поочередно щелкать пальцами то правой, то левой руки, вторая группа через некоторое время поочередно похлопывает ладонями по коленкам, а чуть позже 3-я команда начинает притопывать ногами – правая - левая или наоборот.
Упражнение выполняется с закрытыми глазами, и если все делается правильно, то вы услышите, как начинается дождь, льет сильнее и сильнее, превращается в ливень и постепенно стихает. Для того чтобы дождь стих, упражнение выполняется в обратном порядке. Сигнал обычно дается прикосновением или шепотом. И заканчивается упражнение вопросом: «Кто что услышал?» Учащиеся настраиваются на прием аудиальной информации.
4
Постановка цели урока
Обращение учителя к классу
Учитель, подводя итоги фронтального опроса, делает обобщение: для совершения работы человеку необходимы различные приспособления.
Ставит вопрос: Как можно сдвинуть с места тяжелый предмет, который невозможно передвинуть непосредственно?
На основании информации, данной учителем, учащиеся определяют главную цель урока, составляют план работы. ( Слайд 1,2)
5
Знакомство с новым материалом
Раскрытие проблемы
Эвристическая беседа по вопросам.
Рассказ учителя с опорой на видеоряд
Демонстрационный эксперимент
Моделирование
Постановка проблемы
Выбор метода исследования
Демонстрационный эксперимент
Обобщение опытных данных
Выбор математического аппарата.
Рассказ учителя.
Вопросы:
Как можно поднять груз на высоту?
Против какой силы необходимо при этом совершить работу?
Какую силу необходимо приложить, поднимая груз вертикально?
Изменится ли значение силы при вкатывании или втаскивании груза? Почему?
Вывод: механизмы – приспособления для преобразования силы. (Слайд 3).
Виды простых механизмов. История применения.(Слайд 4,5)
Возьмите карандаш , линейку, и три – четыре одинаковые стирательные резинки.
Положите линейку на карандаш так, чтобы она опиралась точно посередине и лежала горизонтально.
Положите на расстоянии 10 см от карандаша резинку.
Поднимите ее , нажимая на противоположный конец линейки.
Вывод рычаг – твердое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры. Служит для преобразования силы. (Слайд 6)
Составление схемы рычага. (Слайд 7)
При каком условии рычаг будет находиться в равновесии?
Опыт проводится по рисунку 154 учебника. Учащиеся наблюдают за опытом.
Для каждого случая измеряют модули сил и их плечи.
На основании опытов устанавливается условие (правило) равновесия рычага:
(Слайд 8)
Формирование понятия момента силы. Единицы измерения. Формулирование правила моментов. (Слайд 9)
6
Обеспечение планируемого уровня знаний.
Упражнения на применение новых знаний.
Составление алгоритма решения задач на применение правила равновесия сил на рычаге
Выполнение упражнений на закрепление новых умений.
Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа вырабатывает проект алгоритма решения задач по теме урока. Путем совместного обсуждения вырабатывается общий алгоритм.
Алгоритм решения задач на применение правила равновесия сил на рычаге:
Установить, для совершения какой работы предназначен рычаг. Изобразить на рисунке схему рычага.
Указать силу, против которой будет совершаться эта работа.
Указать силу, которая совершает работу.
Записать в «Дано» известные физические величины, выразив их в системе СИ.
Записать правило равновесия сил на рычаге.
Выразить неизвестную величину и произвести необходимые вычисления.
Учитель показывает пример решения задачи с проверкой. (Слайд 10,11)
Виртуальной лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага» выполняется в парах на персональных компьютерах (Приложение 2).(Слайд 12)
7
Подведение итогов урока
Работа с учебником.
Эвристическая беседа.
Демонстрации.
Первичный контроль знаний.
Прочитать § 58 учебника.
Учащимся предлагается привести примеры применения рычагов в технике и быту. Указать рычаги в теле насекомых, птиц, в строении растений. (Слайд 13,14)
Работа ножниц, рычажных весов, кусачек, коромысла и др.
Учитель предлагает дифференцированные формы домашнего задания:
Уровень А – работа с текстом, выучить наизусть определения, Упр. 30 (1,2)
Уровень В – работа с текстом, ответы на вопросы после параграфов, Упр. 30 (3,5)
Уровень С – работа с текстом, подготовка пересказа, Упр. 30 (4,5)
9
Рефлексия
Оценка учащимися своей работы на уроке
1. Было ли на уроке интересно? (Учащиеся бросают жетоны в
красный ящик.)
2. Все ли было на уроке понятно? (Учащиеся бросают жетоны в зеленый ящик.)
3. Усвоена ли тема урока? (Бросаются жетоны в желтый ящик.)