Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-викторина со слайдовой презентацией: "Знакомьтесь- народные инструменты"

Размещено: Мария Викторовна Говорухина - чт, 12/03/2015 - 12:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Говорухина М.В., Сажнева В.В.
Место работы, должность: 

ДМШ им. С.М. Старикова ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, преподаватель

МБОУДОД "ДМШ №2 г. Тамбова ", преподаватель

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Урок-ознакомление с инструментами народного отделения для детей, обучающихся в 1 классе музыкальной школы. Урок помогает сформировать представление об основных этапах &nbsp;создания и развития народных инструментов, их звучании и традиционном репертуаре.&nbsp;</p>

Урок-викторина

«ЗНАКОМЬТЕСЬ – НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

 

Авторы: Говорухина М.В., Сажнева В.В. 

 

 В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из ее базовых компонентов – народному музыкальному творчеству. А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представление о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются. А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению. Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.

Отсюда проистекает главная цель урока-викторины: способствовать формированию у подрастающего поколения представления о традиционных эстетических и этических ценностях посредством знакомства с народными инструментами.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи урока:

  • закрепить и обобщить знания по музыкальной грамоте;
  • познакомить учащихся с основными этапами создания и развития народных инструментов;
  • дать представление о звучании и традиционном репертуаре народных инструментов.

 

Ход урока

 

Слайд 1. Здравствуйте ребята. Вот и подошел к концу учебный год. За это время вы много узнали, освоили музыкальную грамоту, уже играете на музыкальных инструментах. Интересно, а любите ли Вы отгадывать загадки? Давайте все вместе попробуем отгадать музыкальные загадки.

 

Слайд 2. Загадка: Мы, друзья – ключи, не спорим, но ваши двери не откроем.

                    Музыкантам помогаем – двери к нотам отворяем.

 

Слайд 3. Отгадка: Скрипичный и басовый ключи.

 

Слайд 4. Загадка: На пяти проводах отдыхает стая птах.

 

Слайд 5. Ответ: Нотный стан и ноты.

 

Слайд 6. Загадка: Понижаю ноту я. Как зовут меня, друзья?

 

Слайд 7. Ответ: Бемоль.

 

Слайд 8. Загадка: Сообщить Вам очень рад про свою работу:

                    На пол тона я, Друзья, повышаю ноту!

 

Слайд 9. Ответ: Диез.

 

Слайд 10. Загадка: Музыкальный постовой, очень даже не простой!

                      За порядком наблюдает, знаки в нотах отменяет.

 

Слайд 11. Ответ: Бекар.

 

Слайд 12. Загадка: Точка над нотой и точка под нотой,

                      Скажи нам, точечка, кто Ты?

 

Слайд 13. Ответ: Стаккато.

 

Слайд 14. Загадка:

- Ой, дуга, какая тут! Как скажи, тебя зовут?

- В пьесах роль моя важна, нотам очень я нужна 

Для того чтоб их учить плавной поступью ходить. 

Ну, а поступь та, ребята, называется…

 

Слайд 15. Ответ: Легато.

 

Слайд 16. Загадка: Я в любой октаве первая встречаюсь.

                      Поскорее вспомни, как я называюсь.

 

Слайд 17. Ответ: Нота «До».

 

Слайд 18. Загадка: От ноты «фа» стою я справа,

                      Ну, а на кухне - главная приправа.

 

Слайд 19. Ответ: Нота «Соль».

 

Слайд 20. Загадка: Нота говорит: “Мерси!», ездит только на такси,
                                  Обожает мокасины, силачей и апельсины.

 

Слайд 21. Ответ: Нота «Си».

 

Слайд 22. Молодцы, ребята! Музыкальную грамоту вы освоили хорошо. Хоть Вы все и учитесь на Народном отделении, но играете на разных музыкальных инструментах. Интересно, сумеете ли Вы угадать, о каком инструменте сейчас пойдет речь?

 

Загадка: Она, как забытая царица, что жила давно на Руси,

    Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,

    Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках

    Складных песен звонкую сатиру в старых сказках, баснях и стихах.

 

Слайд 23. Ответ: Домра – старинный русский народный струнно-щипковый музыкальный инструмент. Старинная домра имела круглую или овальную форму, плоскую деку, а звук на ней извлекался с помощью медиатора.

 

Приложение 1. А. Цыганков. «Джазовый экспромт».

 

Слайд 24. Первыми исполнителями на народных инструментах были скоморохи. Без них не обходилось ни одно народное гуляние. При царском дворе даже существовала «Потешная палата», основу которой и составляли скоморохи, играющие на домрах, гуслях, гудках и других музыкальных инструментах.

К 17 веку скоморохи, которые много путешествовали и видели, стали влиятельным источником информации для народа, что не понравилось властям, поэтому в 1648 году по царскому указу Алексея Михайловича Романова представления скоморохов были запрещены, а все инструменты сожжены, и после 17 века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят.

Новую жизнь домра получила в результате деятельности выдающегося музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1895 году в Вятской губернии был найден струнно-щипковый инструмент с круглым кузовом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, В.В. Андреев отправился к известному мастеру краснодеревщику Семену Ивановичу Налимову, который ее реконструировал. Впоследствии С.И. Налимов изготовил по чертежам В.В. Андреева разновидности малой домры: домру пикколо, домру альт, домру бас.

 

Слайд 25. Загадка:

 

Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит!

 А всего-то три струны ей для музыки нужны.

 Кто такая? Отгадай-ка, это наша…

 

Слайд 26. Ответ: Балалайка – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Балалайка не всегда была такой, какой мы привыкли её видеть. Каждый мастер или музыкант делал инструмент на свой лад: встречались балалайки различной формы (круглые, треугольные, четырехугольные, трапециевидные) и с разным количеством ладов и струн (от двух до пяти).

 

Приложение 2. Б. Трояновский. «Заиграй моя волынка».

 

Слайд 27. Популярность балалайка приобрела благодаря выдающемуся русскому музыкальному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву, основателю первого оркестра русских народных инструментов. Однажды услышав игру на балалайке, В.В. Андреев был поражён, поскольку ничего подобного раньше не видел и не слышал. Всерьёз увлекшись балалайкой и научившись на ней играть, В.В. Андреев пришёл к выводу, что инструмент таит в себе небывалые возможности, но нуждается в усовершенствовании. В 1886г. мастер В.В. Иванов изготовил первую концертную балалайку из клена, которая имела 5 постоянных костяных ладов. В 1887 – 1888 годах по чертежам В.В. Андреева мастер Ф.С. Пасербский изготовил первую хроматическую балалайку. Этим же мастером был изготовлен комплект оркестровых балалаек, различных по размерам и звуковым качествам. Исполнители на этих инструментах организовали «Кружок любителей игры на балалайках».

 

Слайд 28. Загадка:

А это что за чудеса? В лесу мы слышим голоса,
 Ребята у костра сидят, поют и на нее глядят.
 Чтобы она вдруг зазвучала, щипни струну ты для начала.
 А струн бывает семь иль шесть, ее достоинств нам не счесть.
 Всем под нее легко поется, скажите, как она зовется?..

 

Слайд 29. Ответ: Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Слово «гитара» произошло от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что в переводе означает «музыка» и древнеперсидского «тар» - «струна».

 

Приложение 3. «Кубинский народный танец».

 

История происхождения современной гитары восходит к глубокой древности. Ее прародителями считаются инструменты, распространенные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько тысячелетий назад: египетская кифара, набла, вина, киннора и др. Эти инструменты имели округлый пустотелый корпус, который обычно изготавливался из цельных кусков древесины, либо высушенной тыквы или панцирей черепах. До 16 века гитара была трех и четырехструнной. Играли на ней пальцами и плектором –  костяной пластинкой (некое подобие медиатору). И лишь в 17 веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая приняла название "испанская гитара". На нее ставились двойные струны, а первая струна – "певунья" часто была одинарной.

В течение 18-19 веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и др.

 Наконец, в 19 веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими.  В России, наряду с шестиструнной гитарой, широко была распространена ее разновидность - гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем. Сейчас на профессиональной сцене семиструнная гитара появляется крайне редко, как правило, только при исполнении русских романсов.

 

Слайд 30. Загадка:

У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
 Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.
 Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
 Весельчак, а не буян голосистый мой…

 

Слайд 31. Ответ: Баян – это русский язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом в правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом в левой.

 

Приложение 4. В. Гридин «Цыганская рапсодия».

 

В отличие от домры и балалайки, баян – молодой инструмент, он был создан сравнительно недавно – в конце 19 века. В 1821 году мастером из Берлина Ф. Бушманом на основе губного камертона была сконструирована и изготовлена губная гармоника с 15 стальными язычками. Чуть позже Ф. Бушман присоединил к губной гармонике кожаный мех, наподобие кузнечного и получилась ручная гармоника. Эксперимент оказался удачным и Ф. Бушман вместе с отцом и братом стал изготовлять ручные гармоники для продажи.

Уже к середине 19 века производство губных и ручных гармоник в Европе было широко развито, и гармоника стала поистине народным инструментом. Этому поспособствовала дешевизна инструмента, его мобильность, легкость игры и быстрота обучения. Музыкальный аппарат постоянно совершенствовался, улучшалось качество звучания, расширялся диапазон. В те же годы гармоника начала появляться и в России, где она сразу же получила широкое распространение. В Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 1880-х годах - и в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях - в кустарных мастерских началось изготовление гармоник. Эти мастерские не имели современного оборудования, у них не было менеджера по рекламе, но популярность гармоник была необычайная. Гармоники, изготовляемые в России русскими умельцами, были различной конструкции и получали название от места их изготовления тульская, вятская, вологодская, ливенка, петербургская, елецкая, бологоевская и др.

 В 1870 году тульским музыкантом Николаем Ивановичем Белобородовым была создана первая хроматическая гармоника. А в 1907 году мастер П.Е. Стерлигов создал новую разновидность хроматической гармоники, которая получила название – баян, в честь былинного русского певца-сказителя Бояна. В 1913г. Стерлигов создает пятирядный баян, а в 1929 г. – готово-выборный баян.

 

Слайд 32. Загадка: Он по виду брат баяну, где веселье - там и он.
                                  Я подсказывать не стану, всем знаком...

 

Слайд 33. Ответ: Аккордеон (от франц. accordeon) - это одна из разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом в левой. В некоторых странах аккордеонами принято называть все инструменты - и с клавишами, и с кнопочками в правой клавиатуре. Принцип звукоизвлечения – колебание металлической пластины – язычка под воздействием струи воздуха был известен за несколько тысячелетий до нашей эры.

 

Приложение 5. Э. Мурена - Дж. Коломбо «Равнодушие».

 

 Первый известный инструмент с язычковым принципом звукоизвлечения – это древневосточный Шэн, а так же аналогичные ему инструменты (кен, лушен, гонофуй и др.) были известны   в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае. Обычно на шэне играли аккордами, зажимая одновременно несколько отверстий внизу трубок.

А первым изобретателем прототипа современного аккордеона считается венский мастер Кирилл Демиан, который в 1929г. вместе с сыновьями в своей органной мастерской изготовил гармонику с аккордовым аккомпанементом, оформил привилегию на изготовление и назвал ее аккордеоном.

 

Слайд 33. Теперь Вы узнали историю инструмента не только, на котором сами играете, но и познакомились с другими инструментами народного отделения. А кто был самым внимательным, тот сможет ответить на следующие вопросы нашей викторины:

 

  1. Кто были первые исполнители на домре на Руси?
  2. На каких инструментах можно играть медиатором?
  3. Как звали выдающегося музыкального деятеля, который дал новую жизнь балалайке?
  4. Какое количество струн имеет современная гитара?
  5. Какой инструмент назван в честь былинного русского певца-сказителя? 
  6. Чем аккордеон отличается от баяна?

 

Литература:

 

  1. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков – Ленинград: Музыка, 1975.
  2. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.
  3. Мирек А. Справочник научно-исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник (аккордеонов и баянов). М.: Фирма «Альфред Мирек», 1992. – 60с.
  4. Поплянова Е.М.  «Кто стоит на трех ногах»: Музыкальные загадки. – Изд. «Композитор Санкт-Петербург», 2004г. – 30с.

 

Интернет- ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://muzofon.com/
  3. http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/
  4. http://rodnaya-tropinka.ru/
  5. http://www.lute.ru/guitar/guitar_story.htm

 

 

Прикрепленный файл Размер
Презентация.ppt 4.39 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн