Проектная задача «Удивительный мир комнатных растений»
Козлицкая Ирина Владимировна.
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории,
«Отличник народного просвещения»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10
посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области».
E-mail:
Аннотация
Проектные задачи в начальной школе - это шаг к проектной деятельности в основной школе (6–9 классы). Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Решая их, дети вольны придумывать, фантазировать. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность их использования в модельных ситуациях. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.
Основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других учителей, родителей и старшеклассников. Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества.
Примечание: все материалы для наблюдателей находятся в прикреплённом архиве "Материалы вебинара"
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Обязательно публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
Краткие рекомендации к применению
Проектная задача «Удивительный мир комнатных растений» была предложена группе учителей с целью знакомства с новой технологией (проектно-задачная технология) и методикой проведения проектных задач. Но материал рассчитан на учащихся 4-го класса, поэтому данная задача может быть использована в качестве итоговой оценки сформированности УУД в конце 4 класса. Время проведения – 2 урока.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Прежде всего описывается проблемная ситуация. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько.
Далее, проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Если задача решена, значит создан какой-то реальный продукт, который можно представить публично и оценить.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств. В данном случае результатом решения проектной задачи были презентации, выполненные группами учителей.
Библиографический список
1. Логинова О.Б. Оценка метапредметных результатов: групповой проект/ Вебинар изд-ва «Просвещение». – Ноябрь, 2014. http://my.webinar.ru/record/382650 (дата обращения 31.12.2014)
2. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
3. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. – 144 с.
|