Пояснительная записка
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Мои первые проекты» призвана решать данную проблему. При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного.
Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности[1].
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
– формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их. Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Мои первые проекты» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Мои первые проекты» имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
– осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
– в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Всё узнаю, всё смогу», 2–4 классы (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
Общая характеристика программы
Программа состоит из семи модулей: знакомство с темой, выбор подтем (областей знания), сбор информации, завершение работы над темой, выбор проектов, работа над проектами, представление результатов работы. Она содержит пояснительную записку с описанием новизны, актуальности, целей и задач, а также перечень основных модулей c указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, примерное тематическое планирование и краткое содержание модулей.
Статус программы: программа формирования задатков ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность создана для учащихся 2–4-го классов начальной школы в связи с необходимостью обновления содержания современной школы в рамках реализации требований ФГОС и направлена на освоение деятельности, результатом которой будет умение учиться, т.е. учить СЕБЯ.
Способ реализации:
1. Внеурочная деятельность школьников 2–4-го классов.
2. Урочные часы за счёт времени части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Теоретическая основа:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (принята Приказом Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2008.
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2008.
4. Проект образовательной инициативы «Наша новая школа» / www.edy.ru
5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2006 / www.mega.educat.samara.ru
Объём программы: на реализацию программы отводится от 102 до 204 часов: по 1 или 2 час в неделю во 2–4-м классах. Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», имеет общеинтеллектуальную направленность. Сроки реализации программы: 3 года (2–4-й классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по подготовке учебно-исследовательских проектов.
Основой для написания программы послужило учебное пособие по проектной деятельности в начальной школе для 2–4-го классов «Всё узнаю, всё смогу», подготовленное авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
Основные модули программы «Мои первые проекты» (на 3 года
№ п/п
|
Содержание
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
|
Вступительное занятие
|
1
|
-
|
1
|
1
|
Модуль 1. Знакомство с темой
|
9
|
7
|
16
|
2
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
|
13
|
9
|
22
|
3
|
Модуль 3. Сбор информации
|
13
|
40
|
53
|
4
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
|
6
|
7
|
13
|
5
|
Модуль 5. Выбор проектов
|
8
|
6
|
14
|
6
|
Модуль 6. Работа над проектами
|
6
|
36
|
42
|
7
|
Модуль 7. Представление результатов работы
|
6
|
35
|
41
|
|
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год. Обсуждение планов на следующий год.
|
2
|
-
|
2
|
|
Всего
|
64
|
140
|
204
|
Основные модули программы по классам
2 класс (2 часа в неделю, 2 проекта в год)
№ п/п
|
Содержание
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
1
|
Модуль 1. Знакомство с темой
|
4
|
2
|
6
|
2
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
|
4
|
4
|
8
|
3
|
Модуль 3. Сбор информации
|
4
|
14
|
18
|
4
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
|
2
|
2
|
4
|
5
|
Модуль 5. Выбор проектов
|
4
|
2
|
6
|
6
|
Модуль 6. Работа над проектами
|
2
|
12
|
14
|
7
|
Модуль 7. Представление результатов работы
|
2
|
10
|
12
|
|
Всего
|
22
|
46
|
68
|
3 класс (1 час в неделю, 2 проекта в год + задание на лето)
№ п/п
|
Содержание
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
1
|
Модуль 1. Знакомство с темой
|
3
|
2
|
5
|
2
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
|
2
|
3
|
5
|
3
|
Модуль 3. Сбор информации
|
1
|
7
|
8
|
4
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
|
1
|
1
|
2
|
5
|
Модуль 5. Выбор проектов
|
2
|
1
|
3
|
6
|
Модуль 6. Работа над проектами
|
1
|
4
|
5
|
7
|
Модуль 7. Представление результатов работы
|
1
|
4
|
5
|
8
|
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год. Обсуждение планов на следующий год.
|
1
|
-
|
1
|
|
Всего
|
12
|
22
|
34
|
4 класс (2 часа в неделю, 2 проекта в год + летние наработки (проекты))
№ п/п
|
Содержание
|
Теория
|
Практика
|
Всего часов
|
|
Вступительное занятие
|
1
|
-
|
1
|
1
|
Модуль 1. Знакомство с темой
|
2
|
2
|
4
|
2
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
|
4
|
2
|
8
|
3
|
Модуль 3. Сбор информации
|
4
|
12
|
16
|
4
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
|
2
|
3
|
5
|
5
|
Модуль 5. Выбор проектов
|
2
|
2
|
4
|
6
|
Модуль 6. Работа над проектами
|
2
|
12
|
14
|
7
|
Модуль 7. Представление результатов работы
|
2
|
15
|
17
|
8
|
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год. Обсуждение планов на следующий год.
|
1
|
-
|
1
|
|
Всего
|
20
|
48
|
68
|
Учебно-тематическое планирование. 3 класс (34 часа)
№
п\п
|
Тема раздела
Тема занятий
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
План
|
Факт
|
|
Проект 1. МОЯ СЕМЬЯ
|
15 ч
|
6 ч
|
9 ч
|
|
|
|
Модуль 1. Знакомство с темой
Что мы знаем о своей семье?
Что: знакомство с темой. Где: в школе.
Когда: на перемене, во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 4–5, 59)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
1
|
Организация проектной деятельности: понятия «проект», «групповой
проект», соединение дисциплины и свободы выбора, двухкомпонентная
организация проектной деятельности. Определение и реклама темы.
Информационный материал по теме
|
1
|
1
|
-
|
|
|
2
|
Выбор общей темы и определение значимости предлагаемой темы лично для каждого учащегося
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Что: выбор темы. Где: в школе, дома у школьника.
Когда: во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 6–10, 62)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Выбор учениками своих тем для исследования (по желанию).
|
1
|
1
|
-
|
|
|
4
|
Подведение итогов выбора тем (подтем) учениками, составление плана
работы (общего и индивидуального). Определение времени работы над темой
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (организация проектной деятельности
учащихся с использованием различных информационных источников)
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Сбор информации
Что: сбор информации. Где: дома у школьников, в библиотеках, в компьютерном классе, на экскурсиях.
Когда: во внеурочное время и в выходные дни. (Уч. пособие, доп. с. 14–16, 60–61)
|
3
|
1
|
2
|
|
|
5
|
Обзор источников информации (книги, интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью). Работа в библиотеке с книгами и составление списка используемой литературы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
№
п\п
|
Тема раздела
Тема занятий
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
План
|
Факт
|
6
|
Подбор информационного материала по выбранной подтеме.
|
1
|
-
|
1
|
|
|
7
|
Анализ и обработка собранных сведений. Составление списка литературы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
Оформление информационных листов
Что: завершение работы над темой. Где: дома у школьников, в школе. Когда: во внеурочное время, после сбора сведений. (Уч. пособие, доп. с. 17–20)
|
1
|
1
|
-
|
|
|
8
|
Изучение правил оформления текста (образец). Обмен опытом по сбору
информации. Оформление совместной работы – групповой информационный проект
|
1
|
1
|
-
|
|
|
|
Модуль 5. Выбор проектов
Что: выбор проектов. Где: в школе. Когда: во внеурочное время после завершения работы над темой. (Уч. пособие, с. 21–26)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
9, 10
|
Проект, его отличительные черты и особенности групповой работы. Виды проектов и их оформление. Выбор темы проекта и продукта проектной деятельности
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
Модуль 6. Работа над проектами
Что: работа над проектами. Где: дома и в школе.
Когда: в течение 2–3 недель. (Уч. пособие, доп. с. 27–28)
|
2
|
-
|
2
|
|
|
11
|
Создание открыток, книг, альбомов, газет, информационных проектов,
организация мероприятий, проведение исследований
|
1
|
-
|
1
|
|
|
12
|
Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация). Оформление
проекта
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 7. Представление результатов работы
Что: презентации проектов. Где: в школе. Когда: во внеурочное время. (Уч. пособие, доп. с. 28–30)
|
3
|
1
|
2
|
|
|
13
|
Представление результатов работы: поделки, мероприятия, исследования
|
1
|
-
|
1
|
|
|
14, 15
|
Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома
«Моя семья»
|
2
|
1
|
1
|
|
|
№
п\п
|
Тема раздела
Тема занятий
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
План
|
Факт
|
|
Проект 2. НАШИ ПРЕДКИ
|
15 ч
|
4 ч
|
11 ч
|
|
|
|
Модуль 1. Знакомство с темой
Что мы знаем о жизни наших предков?
Что: знакомство с темой. Где: в школе. Когда: на перемене, во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 31–34)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
16
|
Организация проектной деятельности (повторение): этапы работы над проектом, виды проектов. Реклама темы: информационный материал по теме. Выбор общей темы.
|
1
|
1
|
-
|
|
|
17
|
Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Что: выбор темы. Где: в школе, дома у школьника.
Когда: во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 35–38)
|
2
|
1
|
1
|
|
|
18
|
Выбор тем для исследования. Выбор учащимися своих тем в рамках общей темы и обсуждение их содержания.
|
1
|
1
|
-
|
|
|
19
|
Обсуждение критериев оценки работы.
Составление совместного плана работы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (обсуждение дальнейших планов совместной работы по развитию индивидуальных способностей детей)
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Сбор информации
Что: сбор информации. Где: дома у школьников, в библиотеках, в компьютерном классе, на экскурсиях. Когда: во внеурочное время и в выходные дни. (Уч. пособие, доп. с. 39–41)
|
4
|
-
|
4
|
|
|
20
|
Составление индивидуальных планов работы. Работа с различными источниками информации (книги, компакт-диски, интернет-ресурсы, музеи, наблюдения, интервью)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
21
|
Сбор сведений по выбранной теме с использованием библиотечных фондов
|
1
|
-
|
1
|
|
|
22
|
Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Составление списка литературы, необходимой для работы (сайты, книги)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
№
п\п
|
Тема раздела
Тема занятий
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
План
|
Факт
|
23
|
Анализ и обработка собранных сведений. Уточнение списка литературы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 4. Завершение работы над темой
Оформление информационных листов
Что: завершение работы над темой. Где: дома у школьников, в школе. Когда: во внеурочное время, после сбора сведений. (Уч. пособие, с. 40–41)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
24
|
Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы – групповой информационный проект
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 5. Выбор проектов
Что: выбор проектов. Где: дома у школьников, в школе. Когда: во внеурочное время после завершения работы над темой. (Уч. пособие, с. 42–43)
|
1
|
1
|
-
|
|
|
25
|
Повторение: этапы работы, критерии оценки работы над проектом. Продукт проектной деятельности: конференция, выставка, поделка, спектакль и т.д. Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение временного интервала работы
|
1
|
1
|
-
|
|
|
|
Модуль 6. Работа над проектами
Что: работа над проектами. Где: дома у школьников, в школе. Когда: в течение 2–3 недель. (Уч. пособие, с. 44)
|
3
|
1
|
2
|
|
|
26
|
Создание информационных проектов, поделок, организация мероприятий, проведение исследований и т.д.
|
1
|
-
|
1
|
|
|
27
|
Правила оформления проекта. Подготовка к выступлению (доклад)
|
1
|
1
|
-
|
|
|
28
|
Оформление проекта и создание презентации
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Модуль 7. Представление результатов работы
Что: презентации проектов. Где: в школе. Когда: во внеурочное
время. (Уч. пособие, доп. с. 45–47)
|
2
|
-
|
2
|
|
|
29
|
Представления результатов работы над проектом
|
1
|
-
|
1
|
|
|
№
п\п
|
Тема раздела
Тема занятий
|
Общее
кол-во часов
|
Из них
|
Дата
|
Теория
|
Практика
|
План
|
Факт
|
30
|
Обобщение материала по проектной деятельности. Оформление альбома
«Моя родословная»
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
Проект 3. МОРЕ
|
4 ч
|
2 ч
|
2 ч
|
|
|
|
Модуль 1. Знакомство с темой. Что вы знаете о море?
Что: знакомство с темой. Где: в школе. Когда: на перемене, во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 57, доп. с. 4–5, 31–34, 59)
|
1
|
1
|
-
|
|
|
31
|
Реклама темы. Информационный материал по теме. Выбор общей темы.
Определение значимости предлагаемой темы для каждого ученика.
|
1
|
1
|
-
|
|
|
|
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Что: выбор темы. Где: в школе, дома у школьника. Когда: во внеурочное время. (Уч. пособие, с. 57, доп. с. 6–10, 35–38, 62)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
32
|
Выбор и обсуждение учениками индивидуальных тем, связанных с общей темой: морские профессии, украшения со дна моря, морские обитатели, подводная археология и т.д. Составление плана работы (общего и индивидуального)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (обсуждение планов на летние каникулы)
|
|
|
|
|
|
|
Модуль 3. Сбор информации
Что: сбор информации. Где: дома у школьников, в библиотеках, в компьютерном классе, на экскурсиях. Когда: во внеурочное время и в выходные. (Уч. пособие, доп. с. 14–20, 39–41, 60–61)
|
1
|
-
|
1
|
|
|
33
|
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы над проектом, по работе с возможными источниками информации (наблюдения, рисунки ...) Составление индивидуальных планов работы, списка информационных источников, необходимых для работы
|
1
|
-
|
1
|
|
|
34
|
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год. Обсуждение планов на следующий год, работы над проектом «Море» (тема, создание продукта проектной деятельности) в летний период
|
1
|
1
|
-
|
|
|
|
Всего
|
34
|
12
|
22
|
|
|
Содержание модулей программы
Вводное занятие
Введение в деятельность. Задачи и планы работы.
Правила поведения учащихся на занятиях, проводимых как в школе, так и в музеях, на улицах города, на природе.
Работа над темой
Модуль 1. Знакомство с темой
Теория
Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты.
Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности.
Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего.
Детские проекты.
Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Практика
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога.
Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты).
Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий.
Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания)
Теория
Информационный материал по теме (лекция, беседа).
Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора.
Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.
Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы).
Что такое план и правила его составления.
Правила организации индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценки работы учеников.
Практика
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности.
Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками.
Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам).
Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала.
Распределение последовательности действий каждого члена команды.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение): тест-задания по теории проектной деятельности.
Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия.
Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи.
Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой.
Участие родителей в проектной деятельности ребёнка (выборе подтемы).
Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».
Модуль 3. Сбор информации
Теория
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование).
Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...
Правила составления списка используемой литературы.
Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции.
Работа в библиотеке. Каталоги и книги.
Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов.
Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование).
Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний.
Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы).
Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере).
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Модуль 4. Завершение работы над темой
Теория
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности.
Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты.
Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте.
Обоснование правил оформления информационных листов (текста).
Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта.
Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Практика
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем.
Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида.
Завершение работы над темой.
Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу.
Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы.
Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения.
Объективная оценка процесса и результата работы.
Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.
Модуль 5. Выбор проектов
Теория
Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности.
Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы.
Тематика проектов. Успешность проекта.
Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей.
Этапы работы над проектом.
Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования…
Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или группового.
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.
Рекомендации по оформлению проекта.
Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся.
Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Практика
Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы.
Обсуждение результата работы над проектом.
Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение).
Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте.
Развитие умения оценивать свои возможности.
Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.
Участие родителей в выборе темы проекта.
Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др.
Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.
Модуль 6. Работа над проектами
Теория
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.
Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация).
Технологии изготовления продукта проекта.
Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра.
Выбор формы презентации.
Практика
Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей.
Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту.
Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе).
Формирование презентационных навыков.
Подготовка отчёта (устного доклада, сообщения) о проделанной работе.
Выбор способов и форм представления результатов деятельности.
Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.
Совершенствование коммуникативной компетенции.
Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки).
Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Модуль 7. Представление результатов работы
Теория
Обработка информации и её оформление в виде презентации.
Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе.
Защита проектного продукта.
Алгоритм оценивания результатов.
Практика
Представление созданных презентаций.
Совершенствование коммуникативной компетенции.
Представление проектного продукта.
Обсуждение и оценивание результатов.
Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований.
Организация выставок.
Оформление альбома «История нашего класса через проекты».
Итоговое занятие
Подведение итогов проектной деятельности за прошедший год (за три года).
Планируемые результаты освоения программы
Этап
реализации
программы
|
Что должен знать обучающийся
|
Что должен уметь обучающийся
|
1-й год
обучения
(2 класс)
|
Должен знать:
– требования техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
– историю развития транспорта, правила дорожного движения;
– устройство жилища древних славян, оформление домов и материалов для их строительства, устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
– значение терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище;
– понятия: исторический источник (вещественный, письменный, устный), фоно- и видеозапись, наследие, памятник, музейный предмет, экспозиция;
– устройство музея, виды и свойства музейных предметов, их значимость;
– общие представления о проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты, особенности групповой, поисковой, исследовательской работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта), способы работы с
источниками информации и обработка собранного материала, методы подготовки устного выступления;
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
|
Должен уметь:
– соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
– различать виды транспорта – индивидуального и пассажирского, соблюдать правила поведения на дорогах (дорожно-транспортные);
– различать жилище, предметы быта по принадлежности к определённому сословию;
– объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в текстовой части проекта или при выступлении;
– использовать знания из области общеобразовательных дисциплин;
– использовать музейные предметы в качестве источников информации по изучаемой теме;
– определять вид проекта, отличать текущие повторяющиеся процессы (операции) от проектов, определять последовательность действий в ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
– выполнять исследования, наблюдать объект визуально, отмечать
его особенности, местонахождение, создавать макеты проектного продукта;
– показать полноту знаний по пройденной теме, применять полученные знания на практике;
– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок.
|
2-й год
обучения
(3 класс)
|
Должен знать:
– требования техники безопасности во время экскурсии,
прогулки на природу;
– достопримечательности края, основной быт, традиции и
праздники, памятники архитектуры и истории, расположенные на изучаемой территории, исторические события, происходящие здесь в определённый период (тема «Наши предки»);
– историю появления кукол, их роль в жизни человека (детей), использование на театральной сцене, в оформлении зданий и помещений;
– виды, устройство музеев, их значимость;
– понятия: экспозиция, экспонат, копия, подлинник, коллекционер, собиратель;
– значение слов: каталог, картотека;
– об особенностях проектно-исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной тематики;
– функции всех участников группового проекта на всех этапах подготовки и осуществления работы по созданию проектного продукта;
– правила общения в группе при работе;
– методики исследовательской работы и подготовки устного
выступления;
– способы создания проектного продукта;
– методики исследований (краеведческих);
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, актуальность выбранной темы;
– правила изготовления проектных продуктов: макетов,
пособий, презентаций.
|
Должен уметь:
– соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
– работать с лентой времени, определять принадлежность к определённому сословию по одежде, укладу жизни, предметам быта;
– проводить занятия на выставке, в музее, на экспозиции, использовать свойства музейных предметов в качестве информационного источника;
– изучать предметный мир не вообще, а в связи с той местностью, где он находится;
– добывать необходимые сведения в библиотеке, используя каталоги, картотеки;
– определять последовательность выполняемых
работ для всех участников проектной деятельности;
– использовать изученные методики исследований (в т.ч. и краеведческих) при работе на практике;
– выполнять качественно свою часть работы, самостоятельно выбирать тему (подтему) проекта, определять цели и ставить задачи;
– самостоятельно заниматься поиском, систематизацией и оформлением интересующей информации;
– составлять отчёт о работе;
– создавать презентации;
– изготавливать макеты и пособия.
|
3-й год
обучения
(4 класс)
|
Должен знать:
– историю появления первых школ (в разных станах), о старом школьном быте и реквизите: стилосе, чернильных шариках, других письменных принадлежностях, учебниках;
– Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки; о кириллице, уставе, вязи;
– понятия: церковно-приходская школа, земская школа, гимназия, дворянский институт, однокашники; хронология, единицы измерения времени, современные и древние приборы для измерения времени;
– значение терминов, изучаемых на занятиях;
– все вышеперечисленные (за 2 года) правила работы над проектом;
– правила подготовки к участию в конференциях, конкурсах проектов;
– правила разрешения конфликтных ситуаций.
|
Должен уметь:
– показать свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий по разрабатываемым темам («Школа», «Время»);
– всё вышеперечисленное (за 2 года);
– аргументированно выбирать тему проекта на основе своих интересов по актуальному направлению;
– выделять главную цель, ставить задачи для достижения этой цели;
– планировать индивидуальную и совместную работу;
– выполняя проект, работать с различными источниками информации;
– показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача);
– проводить учебные исследования;
– представлять их (через презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументированно);
– показывать через участие в конкурсах и олимпиадах, а также на
выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных учебных действий.
|
Способы оценки результативности программы
Система контроля деятельности учащихся способствует процессу реализации программы, помогает корректировать действия по организации образовательного процесса.
Оценка результативности дополнительной образовательной программы направлена на проверку формирования системы универсальных учебных действий (УУД) и определяется исходя из общей цели представленной программы и поэтапных задач. При этом необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся.
Для определения успешности обучающихся используется система педагогической диагностики, которая даёт возможность оценить эффективность применяемых технологий и методик.
Входная диагностика в виде тестов или беседы проводится в начале обучения: определяется уровень знаний и способностей ребёнка; промежуточная диагностика (игры, кроссворды, тесты, выставки) – после изучения отдельных тем.
Итоговая диагностика в виде учебной конференции, фестиваля проектов (за год, за модуль, за весь курс обучения) определяет уровень освоения программы, то есть знания основ проектно-исследовательской деятельности и сформированность УУД. В процессе диагностики определяется способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Формы контроля результативности работы
1. Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему – это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).
2. Карточки с вариантами ответов для проведения тематических опросов служат для проверки знаний, умений, навыков.
3. Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объёме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).
4. Кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.
5. Игры-соревнования по выявлению способности детей самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
6. Зачёт (задания по теории и по практическим навыкам) – комплексная форма контроля знаний и умений обучающихся.
7. Участие в конкурсных программах, фестивалях, фотовыставках – это оценка знаний, умений и навыков по всему комплексу освоения содержания программы на определённом этапе (уровень мотивации, теоретическая подготовка, знания из области общеобразовательных дисциплин, владение элементами методик исследований и способность к обобщению).
8. Результаты участия в конкурсах проектно-исследовательских работ – показатель степени формирования ключевых компетентностей.
9. Анкетирование (в т.ч. для родителей).
10. Сохранность состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемость занятий – показатель результативности работы.
В ходе реализации программы могут быть использованы и другие формы контроля в соответствии с особенностями детского коллектива.
Литература
1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 80–88.
2. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М.: Баласс, 2011.
3. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.
4. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи; пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
5. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».
6. Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М.: МИПКРО, 2001. – 144 с.
7. Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151–157.
8. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55.
9. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 41–45.
10. Перелыгина, Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы: методическое пособие / Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2007.
11. Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков : [Психол. аспект] // Magister. – 1999. – № 1. – C. 85–95.
12. Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. – № 1. – С. 34–45.
13. Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М.: Сентябрь, 1998.
Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
3. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся при участии Дома научно-технического творчества молодёжи МГДД (Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся учёных и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.
4. http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
5. http://www.konkurs.dnttm.ru/ – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
[1] Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2007.
|