ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ТЕМЕ:
М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «СКАЗКА ПРО УТЁНКА КРЯЧИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП (РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО), 1 КЛАСС
Анонс:
Конспект раскрывает нравственные ценности человека. Учит доброте, пониманию по отношению к окружающим нас людям. Урок способствует развитию дружеских взаимоотношений между людьми.
Стадии урока
I Стадия вызова (10 мин.)
1. Введение в тему.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о таком простом и таком сложном понятии как «дружба».
Что означает для вас слово «дружба»? Пообщайтесь в парах и выскажите свои мысли.
Дети: Дружба - это близкие отношения между людьми, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.
- Почему так говорят: «Без друга в жизни туго»?
Дети: Если нет друга, то никто тебе не поможет, не утешит, не развеселит.
В вашем понимании «настоящий друг» - какой он?
Постарайтесь из данных слов выбрать только те слова, которые по вашему мнению, характеризуют настоящего друга.
На доске: огорчает советует одобряет
помогает обижает доверяет
Дети в парах обсуждают и записывают качества настоящего друга, исключая лишние слова и добавляя другие.
2. Подготовка к восприятию текста. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы познакомимся со «Сказкой про утёнка Крячика» М. Пляцковского.
Предположите, как данные слова будут работать в тексте. Попробуйте сочинить с этими словами сказку.
О чём будет говориться в сказке?
Дети в парах делают прогноз - сказка будет о дружбе, о настоящих друзьях. Сочиняют и записывают сказку по опорным словам. Затем по желанию зачитывают свои сказки вслух.
II Стадия осмысления (25 мин.)
- Текст сказки читаем с остановками. Во время остановок будем беседовать по прочитанному.
Первая остановка.
Как вы думаете, почему Крячик зевал?
Дети: Не выспался, скучно одному...
Возможно следующий отрывок нам это разъяснит. Читаем дальше.
Вторая остановка.
Подтвердились ли ваши предположения?
Дети: Да (Нет).
«Плохо быть одному...» - сказал утёнок. А почему плохо? Может вы с ним не согласны?
Дети: Плохо - не с кем играть, общаться, поделиться радостью и горем; некому поведать тайну.
- Как вы думаете, что же это было за тёмное пятно?
Дети: Возможно, лужа, яма.
Третья остановка.
Подтвердились ли ваши предположения? Сравните их с текстом сказки.
Что же это было на самом деле?
Дети: Это была тень.
Изменилось ли настроение Крячика после того, как он обнаружил свою тень? Докажите.
Дети приводят доказательство из текста, подтверждая, что настроение Крячика изменилось, он даже сочинил песенку.
Кем же стала для утёнка тень?
Дети: Утёнок решил, что это его друг.
А можно тень считать своим другом? Вы могли бы дружить только с тенью? Что бы это вам дало?
Дети: Тень нельзя считать другом. Она не умеет разговаривать, с ней нельзя играть она ни в чем не поможет.
Четвёртая остановка.
- Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Что вам хотелось бы прокомментировать?
Дети рассказывают о своих чувствах, комментируют наиболее затрагивающие моменты в тексте.
Пятая остановка.
Как можно охарактеризовать утёнка в этом отрывке?
Дети: Утёнок маленький, несмышлёный...
Каково его поведение? Изменилось ли настроение?
Дети: утёнок испугался, он в панике, не знает как ему быть.
Как вы думаете, будет ли спасён утёнок? Если да, то кто это сделает?
Дети: Да, его спасут цыплёнок и козлёнок.
Шестая остановка.
- Кто же помог утёнку?
Дети: козлёнок и цыплёнок помогли утёнку.
Почему они сделали это? Ведь он их прогнал, обидел.
Дети: Козлёнок и цыплёнок были добрые, они простили его.
Почему утёнок опустил глаза?
Дети: Ему было стыдно за своё поведение.
- Как вы думаете, изменит ли своё мнение утёнок относительно друга тени?
Дети: Утёнок передумает дружить с тенью. Ведь тень не значит ничего, не поможет, не утешит.
Как он теперь поступит, когда тень нашлась?
Дети: Утёнок перестанет обращать на неё внимание.
Окончание сказки.
Подтвердились ли ваши предположения?
Дети сравнивают свои прогнозы с текстом сказки.
III Стадия размышления (рефлексия) (10 мин.)
Итак, Крячик спасён. Давайте представим такую ситуацию: Крячика спасли не цыплёнок и козлёнок, а он выбрался сам, то подружился бы с ними утёнок или нет? Дети высказывают свои предположения по данному поводу. Вероятно, будет несколько вариантов.
- Что же помогло измениться утёнку? Почему он выбрал цыплёнка и козлёнка, а не свою тень?
Дети: Попав в беду, утёнок понял, что жить без друзей очень трудно. Тень не может быть другом, ведь из беды его выручали цыплёнок и козлёнок.
- Какой вывод можно сделать?
Дети: Друзья нужны всем. Ведь настоящий друг всегда придёт на помощь в трудную минуту.
- Вернёмся к нашим записям, которые мы делали в начале урока, расписывая качества настоящего друга.
Что вам хотелось бы добавить в эти записи? Предполагается, что дети добавят качество: умеющий понять, простить.
- Была ли сказка для вас поучительной? В чём заключался её урок?
Дети рассуждают о полученном уроке, выражают мысли своими словами.
- Сказка учит нас добру, пониманию по отношению к окружающим нас людям, умению прощать.
Настоящий друг в беде не бросит, сумеет понять и простить.
- Вспомним сказки, которые вы сочиняли в начале урока. Чья сказка по главной мысли была близка к авторской?
Дети анализируют содержание сказок, называют лучшие.
- А сейчас мы напишем синквейн на тему «Друг».
Дети работают в группах, сочиняют и записывают синквейиы, затем зачитывают их вслух, обмениваются своими идеями с другими учащимися.
Друг
Верный, преданный,
Выручает, советует, помогает.
Друг в беде не бросит.
Опора.
Дети, кому из вас захотелось более подробно рассказать о своём друге?
Предлагаю дома написать сочинение «Мой друг».
Список использованной литературы:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
Волгина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996.