Урок мужества "У времени есть своя память - истрия."
Submitted by Екатерина Васильевна Аришак on вс, 01/03/2015 - 02:22
Звучит музыка военных лет. На фоне музыки показывают слайды о Великой Отечественной войне. На авансцене ребята и библиотекарь расставляют книги на выставке, поправляют мебель, ведут беседу:
Библиотекарь: - Поставь эту книгу на вторую полку. А эту вот сюда. Цветок на полку. Все слова выучили? Никто ничего не забыл? Ну, молодцы! Скоро начинаем.
Забегают два пятиклассника:
1 –ый: Екатерина Васильевна, Нурия Хамзяевна спрашивает, можно ли уже идти?
2 –ой: Нам строиться?
Библиотекарь: Да, конечно. Я вас жду, заходите, постройтесь парами и тихонько проходите вот сюда.
Заводит детей, и дети занимают свои места.
- У времени есть своя память – история.
Что нужно от нас? Только помнить. Не более.
Планету до крови терзала война,
Великая битва 5 лет уже шла…
1 ведущий:
Уж семьдесять лет прошло с той войны…
Вернулись отцы, братья, дети, сыны…
А сколько погибло людей? Миллионы!...
Давайте же их мы сегодня всех вспомним.
Наступает минута молчания. Прошу всех встать.
(Минута молчания).
Прошу садиться.
2 ведущий:
Минута молчания. Прошу всех встать. Вечная память всем погибшим во время войны.
Давай перевернем страницу,
Она воспоминаньями полна,
Как это было? Как могло случиться,
Что в мирный мир вдруг ворвалась война?
1 ведущий:
Лежат на полках книги, но какие?
Они напомнят нам: тебе и мне,
Какими они были молодыми,
Им не хотелось гибнуть на войне.
Сцена 1.
На сцене инсценировка по роману Б. Васильева «В списках не значился».
На сцене раненый солдат. Входит с автоматом второй, устало садится рядом с раненым.
Семишный: Мы честно выполнили свой долг, себя не щадя. И до конца так, до конца. Не позволяй убить себя раньше, чем умрешь. Только так. Только так, солдат. Смертью смерть поправ. Только так.
Плужников: Сил нету, Семишный. Сил больше нету.
Семишный: Сил нету? Сейчас будут. Сейчас дам тебе силы. Расстегни меня. Ватник, гимнастерку – всё. Расстегнул? Сунь руку. Ну? Чуешь силу? Чуешь? С первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – Родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант.
Плужников: Не запятнаю.
Семишный: Повторяй: клянусь!
Плужников: Клянусь!
Семишный: Никогда: ни живым, ни мертвым…
Плужников: Ни живым, ни мертвым…
Семишный: Не отдавать врагу боевого знамени…
Плужников: Боевого знамени…
Семишный: Моей Родины!
Плужников: Моей Родины!
Став на колено, поцеловал шелк знамени на груди старшины.
Семишный: Когда помру, на себя наденешь. А раньше не тронь. С ним жил, с ним и помереть хочу.
Плужников: Двоих я сегодня убил. Метель на дворе, удобно.
Семишный: Не сдали мы крепость. И не сдадим.
Молчание. Старшина медленно сползает.
Библиотекарь: До войны насчитывалось 2186 писателей и поэтов. 944 из них ушли на фронт. 417 человек не вернулось.
1 ведущий: Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
2 ведущий: Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
1 ведущий: И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
2 ведущий: И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната –
Самая последняя строка.
1 ведущий: Спят поэты – вечные мальчишки.
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздалым первым книжкам
Предисловье кровью написать!
Библиотекарь: На фронтах ВОВ погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому – едва исполнилось 20. Восемнадцатилетний Борис Смоленский, как бы предвидя собственную судьбу и судьбу своих сверстников, писал:…
Сцена 2.
Во время монолога на сцену выходят герои – поэты и встают спиной к залу. Звучит Лакримоза.
Борис Смоленский:
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью,
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не дописав, не досказав, не доделав…
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Музыка стихает и замолкает.
Постепенно музыка звучит громче. На фоне негромкой музыки звучат стихи.
Георгий Суворов:
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, -
Свой путь мы прожили как люди
И для людей!
Николай Майоров:
Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построили отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят!
Библиотекарь: Всемирной известностью пользуются стихи татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Муссы Джалиля, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Мусса Джалиль:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена приклонив, у Родины моей!
1 ведущий: После победы бельгиец Андре Тиммермас, бывший заключенный Маобита, передал на родину Муссы Джалиля маленькие, с ладонь тетрадочки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла.
Осянина: Из всех довоенных событий Рита Осянина ярче всего помнила школьный вечер, встречу с героями-пограничниками и застенчивого лейтенанта Осянина. Лейтенант еще не был героем. Рита тоже была не из бойких. Не участвовала ни в приветствиях, ни в самодеятельности. Просто они с лейтенантом случайно оказались рядом и сидели…. Потом школьные затейники организовали игру, и им выпало быть вместе. А потом – общий фант – станцевать. И они станцевали вальс. А потом…, а потом была война, и старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Она добилась, и её послали в полковую зенитную школу.
Четвертак: Галка Четвертак была худющей, востроносой, косички в разные стороны. Не поймешь: мальчишка или девчонка. Женька её в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала – расцвела Галка! И глазки засверкали, и улыбка появилась.
Комелькова: А я одна теперь. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета… Семьи комсостава захватили – и под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив. И я видела все. Все. Сестренка последней упала, специально добивали.
Старшина: может, немецкий кто знает?
Гурвич: Я знаю!
Старшина: Что – я? Что такое «я»? Докладывать надо!
Гурвич: Боец Гурвич!
Старшина: Как по-немецки «руки вверх»?
Гурвич: Хенде хох!
Старшина: Точно. Откуда сама-то?
Гурвич: В Минске мои родители. Я в Москве училась, готовилась к сессии, а тут…
Старшина: Известили семью?
Гурвич: Ну, что вы.
Старшина: Да-а-а…
Гурвич: Может, ушли???
Старшина: (в сторону): Вышел на околицу, оглядел свою гвардию: винтовки чуть прикладом по земле волочатся. Довел, стало быть, фашист Россию, если уж и девчата за винтари ухватились. Оно , конечно, для парада там, или раненых перевязать –это так. А ну как в грудь – осколком и зазубренным, тогда как? (девчатам): Готовы?
Все: Готовы!
Старшина: Головной дозор! Шагом марш! (девушки уходят). А зори-то здесь тихие, только разглядел. И чистые-чистые, как слеза (уходит).
Звучит песня из к/ф «А зори здесь тихие»
2 ведущий: Они стоят у Вечного огня
Над Волгой, у Мамаева кургана.
Они и за тебя и за меня
Сражались, умирали слишком рано.
Они стоят у Бреста, под Москвой.
На их груди застыли автоматы,
Они стоят, на лицах их покой,-
Надежные советские солдаты.
Их омывают ветры и дожди,
Их опаляет солнце летним зноем.
И никуда с поста им не уйти,
Ни каменным, ни бронзовым героям.
1 ведущий: Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души рвутся из земли.
Они легли на поле боя,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Сцена 4.
На сцене появляется солдат, наигрывающий на баяне мелодию
«В землянке», другой пишет письмо, кто-то штопает, спит и т.д.
Солдат: Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!
Вбегает Василий Теркин:
Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал,
На родную сторону…
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий –
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, напившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек»
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна…
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
После Василия Теркина громче играют на баяне, За сценой: «Команда к бою!», все убегают.
5-тиклассник: Нам задавали прочитать книгу «Сын полка». Вы нам будете про нее рассказывать?
Библиотекарь: Конечно, мы сегодня поговорим об этой книге. Кто написал это произведение?
5-тиклассник: Валентин Катаев.
Библиотекарь: А как звали главного героя?
5-тиклассник: Ваня Солнцев.
Библиотекарь: Правильно.
Сцена 5.
На сцене появляются герои: капитан Енакиев и сержант Егоров.
Капитан Енакиев: Что там с мальчиком? Как его самочувствие? Рассказывайте.
Сержант Егоров: Дело известное, товарищ капитан, отец погиб на фронте в первые дни войны. Деревню немцы запалили. Мать не хотела отдавать корову. Мать убили. Бабка и маленькая сестренка померли с голоду. Остался один. Потом деревню спалили. Пошел с сумкой собирать куски. Где-то на дороге попался полевым жандармам. Отправили силком в какой-то ихний страшный детский изолятор. Там, конечно, заразился паршой, поймал чесотку, болел сыпным тифом – чуть не помер, но все же кое-как сдюжил. Потом убежал. Почитай два года бродил, прятался в лесах, все хотел через фронт перейти. Да фронт тогда далеко был. Совсем одичал, зарос волосами. Злой стал. Настоящий волчонок. Постоянно с собой в сумке гвоздь отточенный таскал. Это он себе такое оружие выдумал. Непременно хотел этим гвоздем какого-нибудь фрица убить.
Капитан: Сколько ему лет?
Сержант: Говорит, двенадцать, тринадцатый. Хотя на вид больше десяти никак не дать. Изголодался, отощал. Одна кожа да кости.
Капитан: Да. Двенадцать лет. Стало быть, когда все это началось, ему ещё девяти не было.
Капитан: Был когда-то и у меня сын. Костя. Немного поменьше возрастом. Жена была, мать. И всего этого лишился три года назад. Шел из своей квартиры в Барановичах, по тревоге на батарею вызвали. С тех пор больше не видел. Ни дома, ни жены, ни сына. И никогда не увижу. А как его звать?
Сержант: Ваня.
Капитан: Просто – Ваня?
Сержант: Просто Ваня. И фамилия такая подходящая: Ваня Солнцев.
Капитан: Ну, так вот что, надо будет его отправить в тыл.
Сержант: Жалко, товарищ капитан.
Капитан: То есть как это – жалко? Почему жалко?
Сержант: Куда же он денется в тылу – то? У него там никого нету родных. Круглый сирота. Пропадет.
Капитан: Не пропадет. Есть специальные детские дома для сирот.
Сержант: Так-то оно, конечно, так…
Капитан: Что?
Сержант: Так-то оно так, а всё-таки, как бы это сказать, мы уже думали его у себя оставить, при взводе управления. Уж больно смышленый паренёк. Прирождённый разведчик.
Капитан: Ну, это вы фантазируете.
Сержант: Никак нет, товарищ капитан. Очень самостоятельный мальчик. На местности ориентируется всё равно как взрослый разведчик. Даже ещё получше. Он сам просится: «Выучите меня, говорит, на разведчика. Я вам буду, говорит, цели разведывать. Я здесь каждый кустик знаю».
Капитан: Сам просится… Мало, что он просится. Не положено. Да и как мы можем взять на себя ответственность? Ведь это маленький человек, живая душа. А ну как с ним что-нибудь случиться? Бывает на войне, что и подстрелить могут. Ведь так, Егоров?
Сержант: Так точно.
Капитан: Вот видите. Нет, нет. Рано ему ещё воевать, пусть прежде подрастет. Ему сейчас учиться надо. С первой же машиной отправьте его в тыл.
Сержант: Убежит, товарищ капитан.
Капитан: То есть как это - убежит? Почему вы так думаете?
Сержант: «Если, говорит, вы меня в тыл начнете отправлять, я от вас все равно убегу по дороге».
Капитан: Так и заявил?
Сержант: Так и заявил.
Капитан: Ну, это мы еще посмотрим. Батарея, к бою!
Сержант: Батарея, к бою! (убегает).
Капитан: А может и правда оставить при взводе управления? (уходит).
Сцена 6.
На сцене стоит паренек в полном военном обмундировании. На гимнастерке несколько медалей и орден. Девочка, быстро бежавшая, натыкается на него.
Ваня Солнцев: (подхватил её, не дав упасть). Куда на такой скорости? Тормозить надо!
Девочка: (босиком, туфли держит под мышкой). Так ведь скользко!
Ваня: (передразнивая). Скользко... Сюда давай! Тут не так льет.
Девочка: (осторожно дотронулась до ордена). Неужели твой? И медали тоже?
Ваня: Ну, спросила… Что же мне их, по-твоему, поносить дали?
Девочка: А за что они у тебя?
Ваня: А за что на фронте награды дают? За боевые действия. Что, на гражданке все такие непонятливые или ты одна такая выискалась?
Девочка: (обиженно). Выискалась… Ты-то, откуда такой рыжий взялся?
Ваня: С первого Белорусского.
Девочка: (потрясенная). Да?
Ваня: Да. (Критические оглядел). А уж вымокла-то.… Ну, цапля, чистая цапля.
Девочка: Ну и ладно, рыжий, и пусть цапля!
Ваня: (вздохнул). Рыжий.… Ну что ж теперь поделаешь… Старшина вот говорил, что я своим чубом все отделение демаскировал…
Девочка: Ну да?
Ваня: Вот тебе и да.
Девочка: А лет тебе сколько?
Ваня: По документам или по правде?
Девочка: По правде.
Ваня: По правде 15… скоро будет…
Девочка: Вот… «Скоро будет». А мне сегодня стукнуло.
Ваня: Ишь ты.… Как раз к параду подгадала… (пошарив по карманам). И подарить как назло нечего.
Девочка: Да ну, зачем.… А ты в армии - кто?
Ваня: Как «кто»? Воспитанник боевого подразделения. Сын полка. Не слыхала про таких?
1 ведущий: Горнили «к бою» трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
2 ведущий: Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать.
Но все равно в боях они умели
Не отставать, не отступать, а побеждать!
1 ведущий: Жила в сердцах их взрослая отвага.
В двенадцать лет по взрослому сильны!
2 ведущий: Они дошли с победой до Рейхстага –
Сыны полков, сыны своей страны!
Девочка: Значит, ты сын полка? Настоящий?
Ваня: Ну, чудачка.… А то какой же?
Девочка: Нет, это надо же! И Галка потерялась…
Ваня: Какая еще Галка?
Девочка: Подруга. Расскажу ей потом, что с настоящим сыном полка разговаривала, - не поверит.
Ваня: Найдется твоя Галка, не переживай. Делов-то - Галка… Я вот в Москве первый раз, товарища майора потерял и то не паникую.
Девочка: А он тебе кто?
Ваня: А он мне все.
Девочка: А родные у тебя есть?
Ваня: Были до войны. А теперь товарищ майор.
Девочка: Ты чего на дождь вышел?
Ваня: Так… Мирная жизнь, говорю… Мы с товарищем майором, наверное, поступать будем, как демобилизуют.
Девочка: Куда поступать?
Ваня: Он – в академию, а я - в Суворовское.
Девочка: А хочешь.… Хочешь, я тебе Москву покажу?
Ваня: Правда? (смотрит на часы). Сейчас сообразим.
Девочка: Ух, ты… Часы…
Ваня: Старшина на память подарил.… Так… Товарища майора я могу и не найти… Город вон какой.… Приказал он мне, на случай, если разминемся, явиться к нему на квартиру к 15.00. Адрес известен. Время есть. А дождь переставать не собирается.… Пошли? (Выглядывает и рвется вперед). Товарищ майор! (Девочке быстро.) Все! Операция отменяется! Да, вот что.… Сразу и не вспомнил… (Вытаскивает из кармана пакетик, протягивает девочке.) Держи!
Девочка: Что это такое?
Ваня: Петушок. Ешь, сладкий! (На бегу.) С днем рождения тебя!
Девочка: Спасибо!
Ваня: Товарищ майор! Не слышит.… Ну, ничего, пока держу в поле зрения. Переулок как называется?
Девочка: Не знаю.… Посмотреть можно.
Ваня: Некогда.… Стой! Ворота! Ворота приметные! По обе стороны – звери неизвестной породы. Я сюда еще приду – Москву покажешь?
Девочка: Ага! А когда?
Ваня: Не знаю.… Только приду обязательно.… Все, а то уйдет. (Убегая.) Товарищ майор!
Сцена 7.
Библиотекарь: Ребята, а вы знаете, во время войны очень много сыновей полка, таких как Ваня Солнцев, сражались за Родину. Одним из таких был известный поэт – Роберт Рождественский.
Его, к сожалению уже нет в живых, но его стихи волнуют по-прежнему и старшее поколение и молодое. Многие его стихи были положены на музыку и стали популярными музыкальными шлягерами. Это и песни из кинофильмов и песни, звучащие с эстрады. Я предлагаю вам всем и нашим гостям и зрителям вместе вспомнить эти песни.
Концертмейстер играет мелодии песен на стихи
Р. Рождественского, участники и зал поют по куплету этих песен.
На фоне мелодии, наигрываемой на скрипке, звучит
стихотворение Р. Рождественского «Базар того года».
Базар?
Базар!
Торговки базлали:
«Сахарин фасованный!»
«Целебная мохра!»
Чего только не было на этом базаре,
Особенно в воскресенье, с утра…
«Продам шинель новехонькую!
Сам бы носил – жалко!»
«Брусничная настоечка –
Лекарство от невзгод!»
«А ну, кому шаньги! Румяные шаньги!»
«А вот чудо-мыло!»
«А вот костыль-самоход!»
«Прыгающий мячик – детишкам на забаву»
«Валенки! Валенки на любой мороз!»
Продавал ругательства – за полтинник пару –
Чернявый хрипловатый безногий матрос…
«Имеются ушанки. Три кило ворсу.
Налетай, служивые!
Цена – пустяк!»
- А у вас, дедуся?
- У меня – фокусы.
- Что еще за новость?
Как это так?
- А так…
Он прямо на булыжнике расстелил коврик.
Из собственного уха огурец извлек.
И в мутноватой лужице
Среди арбузных корок
Заплавал, заплескался серебряный малек…
А старичок выдергивал голубей из сумочки, потом превратил полено в заржавленную пилу…
Старичок старался! Мелькали пальцы сухонькие…
«Э-гей! Кому фокусы! Не дорого беру».
Подходила публика,
Смеялись бабы в голос…
А мальчишка – замерзший, как громом поражен,-
Вдруг сказал:
- Дедуся, продай мне… фокус…
Чтоб в конце фокуса
Папа… пришел… -
Старичок беспомощно пожал плечами.
Цвела победными лозунгами
Щербатая стена…
Люди оглянулись, люди замерли.
Кончилась, кончилась, кончилась война!
Звучит песня «День Победы».
Данное мероприятие подготовили и провели заместители директора по воспитательной работе гимназии №2 Фирсова О.В. и заведующая библиотекой гимназии Аришак Е.В., руководители творческих коллективов гимназии: Докучаев Е.Н., Максименко Е.Г., Васильева М.А., Киреева Г.Н., Пономарева Т.Е.
В подготовке и проведении участвовали обучающиеся МБОУ г. Астрахани «Гимназия №2».
На: Урок мужества "У времени есть своя память - истрия."
Познавательно, своевременно, трогательно, патриотично! Спасибо!
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!