Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Положение

 ПРИНЯТО:                                                                         УТВЕРЖДЕНО:  

педагогическим советом                                                 приказом № ___ «___»______ 201__г.   

протокол №____ «____» _____201____г.                                

                                                 

                                                                       

ПОЛОЖЕНИЕ                                                                                  

    о группе компенсирующей направленности                                                                                                     

1.Общие положения.

 1.1.Настоящее положение  разработано  для  муниципального бюджетного  образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста  «Белогорская начальная школа – детский сад» (далее – Учреждение) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом Учреждения.

1.2.Группа компенсирующей направленности в своей деятельности руководствуется федеральными законами Российской Федерации, приказами Министерства образования и науки РФ,  договором между Учреждением и родителями  (законными представителями), настоящим положением, приказами и распоряжениями  Комитета образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

1.3.   Деятельность группы компенсирующей направленности может быть прекращена путем закрытия по решению Учредителя.

1.4.Деятельность группы компенсирующей направленности может быть временно  приостановлена по  приказу  заведующего Учреждением.

2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности.

 2.1.  Цель функционирования  группы компенсирующей направленности - осуществление квалифицированной коррекции недостатков в речевом развитии и дошкольное образование детей.

2.2.  Основными  задачами  группы компенсирующей направленности являются:     

 - осуществление необходимой коррекции недостатков в речевом развитии детей;

 - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

 - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития;

  - воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

  - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.       

3.Организация и  функционирование  группы компенсирующей направленности.

 Комплектование группы.

3.1.1.  Комплектование группы компенсирующей направленности осуществляет  Комитет образования Гатчинского муниципального района Ленинградской области   (далее – Комитет образования)  с учетом заключений  районной  психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) по возрастному принципу.

3.1.2. Директор Учреждения  приказом осуществляет  зачисление (перевод воспитанников) в   группу компенсирующей направленности.

3.1.3. В группу компенсирующей направленности зачисляются (переводятся) дети, имеющие  общее недоразвитие речи (ОНР) I, II,  III,  IV уровня, при наличии мест – с фонетико-фонематическими нарушениями речи.

3.1.4.  Предельная наполняемость группы компенсирующей направленности – 12 человек. Предельная наполняемость воспитанников, имеющих сложные (сочетанные) дефекты 6-8 человек.

3.1.5.Длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности устанавливается ПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.

3.1.7. Для зачисления  ребенка в группу компенсирующей направленности предоставляются   следующие документы:

- заключение ПМПК с указанием необходимого срока пребывания ребенка  в  группе компенсирующей направленности ;

- направление (путевка)  Комитета образования на данного ребенка (если  ребенок  поступает  в  Учреждение из другого учреждения или впервые поступает в Учреждение);

- заявление родителей о переводе ребенка в  группу компенсирующей направленности (если ребенок посещает  Учреждение) или заявление о зачислении ребенка в  группу компенсирующей направленности (если ребенок поступает из другого Учреждения или впервые поступает в Учреждение);

- медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка (если ребенок поступает в Учреждение);

- документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка (если ребенок поступает в Учреждение).

  Воспитательно-образовательный  процесс.

3.2.1.  Группа компенсирующей направленности функционирует 5 дней в неделю с 10 часовым ежедневным пребыванием детей.

3.2.2.   Воспитательно-образовательный  процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по  образовательной программе МБОУ «Белогорская начальная школа – детский сад» адаптированной с учетом программ:  «Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)» Г.А. Каше, Т.Б. Филичева;

3.2.3.   Основной формой организации  учебно-воспитательного  процесса   в  группе компенсирующей направленности  Учреждения  является  непосредственно-образовательная деятельность, включающая групповые, подгрупповые, индивидуальные формы работы.

3.2.4. Продолжительность учебной нагрузки соответствует  требованиям программ, требованиям СанПиН,  утверждается директором Учреждения, (общее расписание непосредственно образовательной деятельности Учреждения  на учебный год).

Педагогические кадры и контроль.

 3.3.1.   Организацию работы  группы компенсирующей направленности и контроль за ее   функционированием   осуществляет  директор Учреждения.

 3.3.2.   Директор Учреждения:

 - несет ответственность за   организацию учебно-воспитательного  процесса и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности ;

 - обеспечивает создание условий для проведения с детьми   коррекционно- педагогической работы;

 - осуществляет подбор  педагогических кадров  для коррекционной    работы.

 3.3.3.    Учитель-логопед:

 -  регулярно проводит с воспитанниками непосредственно образовательную деятельность,  используя  групповые, подгрупповые, индивидуальные  формы работы  по исправлению     различных  нарушений речевого развития;

 -  осуществляет взаимодействие с педагогами (воспитателями,  педагогами-психологами, музыкальным руководителем, инструктором  по   физической культуре) и координирует их деятельность по вопросам  речевого развития, развития коммуникативных и других способностей воспитанников;

 -   проводит консультационную работу с  педагогами, родителями  (законными представителями)  по преодолению дефектов речевого   развития воспитанников.

 - осуществляет всестороннее развитие детей  группы компенсирующей направленности в   соответствии с программными задачами возрастной группы;

 - проводит коррекционную работу в группе (по заданию учителя - логопеда).

3.3.5. Педагог-психолог:

 -  осуществляет коррекционную  работу в области   психических процессов,  эмоционально-личностной сферы,  формирует     навыки поведения.

3.3.6.   Музыкальный руководитель:

- осуществляет коррекционно-развивающую работу по развитию у детей  дыхания, чувства ритма, общей моторики, координации движений.

3.3.7.Инструктор по физической культуре:

- проводит работу с детьми группы компенсирующей направленности по развитию общей   моторики, дыхания, координации движений.

4.Документация.

4.1. Карта логопедического обследования ребенка (речевая карта) - 

      приложение № 1.

4.2. Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год –

       приложение № 2.

4.3. Перспективный план работы по формированию речевой деятельности детей  логопедических групп – приложение № 3,4.

4.4. Планы групповых занятий – приложение № 5.

4.5. Индивидуальные планы занятий с ребенком – приложение № 6.

4.6. Индивидуальная тетрадь ребенка – приложение № 7.

4.7. Учет посещаемости детьми индивидуальных занятий – приложение № 8.

4.8. Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей – приложение   № 9.

4.9. План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-

      педагогического процесса.

4.10. Перспективный план работы учителя-логопеда.

4.11. Отчет учителя-логопеда за учебный год – приложение № 10.

5.Материальное оснащение.

 5.1. Кабинет учителя-логопеда обеспечивается специальным оборудованием согласно рекомендованному списку – приложение № 11.

5.2.  Контроль  за оснащение кабинета учителя-логопеда осуществляет директор Учреждения.

                Приложение № 1

Р Е Ч Е В А Я     К А Р Т А

1. Дата поступления ребенка в группу ___________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________

3. Возраст ___________________________________________________________________

4. Домашний адрес ___________________________________________________________

5. Откуда поступил ___________________________________________________________

6. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:

Мать _______________________________________________________________________

Отец _______________________________________________________________________

7. Анамнез: от какой беременности по счету ______________________________________

Как протекала беременность и роды _____________________________________________

Когда закричал ___________________________ Как протекало физическое развитие:

 стал держать головку ____________ сидеть ________ ходить _______________________

Речевое развитие ребенка: гуление ________________ лепет ________________________

Первые слова ______________________ речь фразой ______________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине,

как долго длилось, с какими последствиями) _____________________________________

Как быстро наращивался словарный запас _______________________________________

8. Слух _____________________________________________________________________

9. Зрение ___________________________________________________________________

10. Речевая среда; социальные условия __________________________________________

Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия?  ____________________________________________________________________________

Их результативность __________________________________________________________

Как сам ребенок относится к  речевому дефекту? __________________________________

 

11. Обследование артикуляционного аппарата:

      подвижность языка _________________________ прикус _________________

      строение неба ______________________________ зубов _________________

      строение подъязычной связки _________________ губы _________________

 12. Состояние общей моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать  ребенок)  _____________________________________________________________________

  Звукопроизношение

 Звук

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

[с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[с’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[з]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[з’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ц]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ч']

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[щ']

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ш]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ж]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[л]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[л’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[р]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[р’]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а – изолированно    б – в словах        в – в связной речи

 Слоговая структура 

Повторение слов

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Велосипед

 

 

 

 

Аквариум

 

 

 

 

Строительство

 

 

 

 

Милиционер

 

 

 

 

 

 Фонематический слух 

Повторение     слогов

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Па-ба

 

 

 

 

То-до

 

 

 

 

Ву-фу

 

 

 

 

Га-ка

 

 

 

 

Жа-ша

 

 

 

 

Со-зо

 

 

 

 

Ша-са

 

 

 

 

Жо-зо

 

 

 

 

Ча-ца

 

 

 

 

Що-сё

 

 

 

 

Те-че

 

 

 

 

Ла-ра

 

 

 

 

Цо-со

 

 

 

 

Ша-ща

 

 

 

 

  Звуковой анализ

 Задания

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Определение первого ударного гласного звука

 

 

 

 

Определение первого безударного гласного в слове

 

 

 

 

Определение последовательности гласных в сочетаниях типа АУ

 

 

 

  

Определение согласного в закрытом слоге (ап,от,ум,он)

 

 

 

  

Определение последнего согласного в словах (мак,сом, кот, банан, петух)

 

 

 

 

Определение первого согласного звука в словах (ворона, герб, сундук, телефон)

 

 

 

 

Определение последовательности звуков в словах (сон, кошка, ведро)

 

 

 

 

 Определение ударного гласного в слове

 

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

 

 

 

 

 Определение количества слогов в слове

 

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

 

 

 

 

 

 Определение количества предложений в тексте

  

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

    Няня наварила каши и дала Наташе. Наташа покушала. Крошки высыпала за окно. Прилетели птички и стали клевать кашу.   По И.Д. Сытину

 

 

 

 

 

 

 Определение количества слов в предложении. 

 

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

День был тёплый.

 

 

 

 

В парке росла высокая берёза.

 

 

 

 

 Связная речь. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

 Старшая группа

Начало учебного года

Конец учебного года

 

  

Подготовительная группа

Начало учебного года

Конец учебного года

 

 

 

 Пересказ

 Старшая группа

Подготовительная группа

   Кинули котика у сарая. Котик мяукал: «Мяу! Мяу!» Шли мимо сарая Таня и Коля и нашли котика. Они кормили котика молоком и мясом. И стал котик толст, как шарик.                                                              

                                                    И.Д. Сытин

   Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно посылать свои лучи – будить землю. Первый луч упал на жаворонка. Жаворонок поднялся высоко- высоко. Там он запел свою песенку. Второй луч упал на зайчика. Запрыгал заяц по лугу. Побежал искать сочной травки на завтрак.                          По К. Д. Ушинскому

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамматический строй речи.

Состояние словоизменения

Старшая группа

Подготовительная группа

 

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

 

Существительные:                  именительный падеж множественного числа;

 

 

 

 

 

Родительный падеж множественного числа;

 

 

 

 

 

косвенные падежи без предлога;

 

 

 

 

 

Предложно-падежные конструкции

 

 

 

 

 

Согласование прилагательных с существительными (род, число, падеж)

 

 

 

 

 

Согласование существительных с числительными

 

 

 

 

 

Согласование местоимений с существительными

 

 

 

 

 

Употребление предлогов, имеющих пространственное значение

 

 

 

 

 

             

Словообразование.             

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами

 

 

 

 

                   

Относительные прилагательные

 

 

 

              

Притяжательные прилагательные

 

 

 

 

Приставочные глаголы

 

 

 

 

 Словарь. 

 

Старшая группа

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Словарь существительных:                 -называние частей тела, предметов;                                                       - называние предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Словарь прилагательных:                          - называние цвета;                                                   - называние формы;                                         - антонимы.

 

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Белый –

Сладкий –

Твёрдый –

Маленький –

Большой –

Короткий –

Широкий –

Толстый -

 

 

 

Глагольный словарь:                                        - кто что делает (профессии);

- кто как передвигается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

   Приложение № 2

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

 С  ФИО ______________________________________________________________

1. Развитие интереса к логопедическим занятиям.                                                                                         

    2. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, слуховой и речевой памяти.                                                                                                                                                           

     3. Развитие артикуляционной моторики:                                                                                                

- артикуляционные упражнения;                                                                                                                       

  - логопедический массаж.                                                                                                                         

     4. Развитие речевого дыхания и голоса.                                                                                                                    

   5. Формирование интонационной выразительности речи.                                                                                     

  6. Развитие общей и мелкой моторики.                                                                                                         

 7. Коррекция звукопроизношения:                                                                                                                       

- постановка и автоматизация звуков:                                                                                      

  - дифференциация звуков:                                                                                                                                      

   8. Расширение, обогащение и активизация словаря на материале лексических тем:                                         

  - подбор обобщающих понятий;                                                                                                                       

- подбор прилагательных, глаголов к существительным;                                                                                

- обогащение речи словами-антонимами;                                                                                                             

- подбор однокоренных слов.

9. Совершенствование грамматического строя речи:

    - употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;                        

  - использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;                                    

-  согласование имен числительных с именами существительными;                                                           

-  использование  в речи глаголов с разными приставками;                                                                         

  -  усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;                                                                                 

-  использование в речи предлогов;                                                                                                                

-  образование относительных, притяжательных прилагательных;                                                             

  -  согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

10. Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов.

11. Развитие связной речи:

     - формирование умений и навыков построения связного высказывания  (составление предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, составление рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов).

12. Работа над слоговым и звуко-буквенным анализом.                                                                                 

13. Дифференцирование понятий «буква»-«звук»-«слог»-«слово»-«предложение»-«текст».                                    

14. Развитие умения дифференцировать звуки на гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие.                                                                                                                                                                   

15. Развитие психических процессов.                                                                                                                   

16. Подготовка руки к письму.                                                                                                                     

17. Коррекция поведения, личности в целом.  

                                                                                               

 Приложение № 3

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей

неделя

Занятия    по             

формированию

стороны речи

фонетической

Занятия по формированию

лексико-грамматических представлений

Занятия по развитию связной речи

 

Звуки

Буквы

Навыки звукового анализа и синтеза

 

 

 

 

                                                                                                 Приложение № 4

 Тематическое планирование лексического материала

Месяц

Неделя

Темы занятий для группы

  

                                                                                                 Приложение № 5

 Планы групповых занятий

 Дата.

Тема.

Цели занятия.

Оборудование.

Средства: краткий или подробный конспект занятия, или точное указание источника, откуда взято занятие.

                                                                                          

   Приложение № 6

 

Планы индивидуальных   занятий с ребенком 

Фамилия, имя ребенка

Дата

Содержание работы

 

                                                                                                Приложение № 7

 Индивидуальная тетрадь ребенка

 Дата.                                                                                                                                                             Задания.

Методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

     Примечание: Учитель-логопед может пользоваться печатным изданием рабочей тетради, внося в него коррективы, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если предпочтение отдается готовым печатным изданиям, то в них записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

      В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни.

                                                                                                                            Приложение № 8

Учет посещаемости детьми логопедических занятий 

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

(список группы)

Месяц

Примечание

 

 

Дата

 

 Примечание: Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ; знаком «+» ежедневно учитель-логопед отмечает индивидуальные занятия.

                     В графе «Примечание» указывается количество пропущенных   занятий ребенком в каждом месяце, количество индивидуальных занятий.

                                                                                                                       Приложение № 9

 Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей 

Дата

Тема. Содержание работы для всей группы.

 Содержание индивидуальной работы с указанием имени и фамилии ребенка.

Результаты

Подпись

воспитателя

 

Примечание: В графе «Результаты» воспитатель отмечает усвоение материала (можно использовать условные обозначения «+», «-»).

 

                                                                          

  Приложение № 10

 Статистический отчет

 МБОУ «Белогорская начальная школа – детский сад»

                   Группа _____________________________________________

                   ФИО учителя-логопеда _______________________________

                    Дата  «____» ________________201___г.

 Речевое заключение

 

К-во детей на начало уч. года

Выбыло в течение уч. года

Прибыло в течении уч. года

Кол-во детей на  конец уч. Года

К-во выпущенных  детей

Рекомендовано направить

 К-во детей

оставлен-

ных для для продолжен. обучения

С хорошей речью

Со значит. улучшен.

Без значит. улучшен.

Обще

образовательная школа

Обще

образова

тельная

 школа (логопункт)

Общеразвив. группа ДОУ

ОНР I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОНР II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОНР III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОНР IV

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет

 Профиль группы, степень укомплектованности.

Программно-методическое обеспечение коррекционно-логопедического процесса.

Внедрение новых технологий, вариативных форм оказания логопедической помощи.

Степень профессионализма и согласованности действий всех участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений у детей; роль учителя-логопеда в организации взаимодействия педагогов.

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей ребенка.

Проблемы и трудности в организации и содержании коррекционно-педагогического процесса.

Оценка условий, обеспечивающих эффективность работы.

Анализ и оценка результативности коррекционной работы за учебный год.

Выявление личных профессиональных потребностей и пути повышения квалификации учителя-логопеда.

                                                                                                                      Приложение № 11

Рекомендуемое оборудование    уголка учителя-логопеда

 №

 п/п

Наименование оборудования

Количество

 

1.

Настенное зеркало для логопедических занятий (50х100)

1

2.

Зеркало для индивидуальной работы

8

3.

Разрезная азбука (настенная)

1

4.

Кассы букв (индивидуальные)

8

5.

Учебно-методические пособия

По необходимости

6.

Настольно-печатные игры, игрушки, конструкторы

По необходимости

7.

Песочные часы

1

8.

Секундомер

1

9.

Магнитофон

1

10.

Шкаф для пособий

2

11.

Стол

1

12.

Стул (детский)

8

13.

Компьютер

1

14.

Классная доска (маленькая)

2

15.

Стол канцелярский

1

16.

Стул

2

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн