тема: Предметно-развивающая среда ДОУв условиях реализации ФГОС.
статья воспитателя МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №5 "Умка" г. Балаково Саратовской области Ханиной Ирины Николаевны
Содержание
Введение
- Предметно-развивающая среда в условиях реализации ФГОС
- Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группах
- Организация и содержание игрового пространства в групповых центрах активности второй младшей группы
Заключение
Введение
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ФГОСДО.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [4 79]
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря предметно-развивающей среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности [10 123]
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова Л.И, Михайленко И. Н и другие считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста [2 56]
В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Цель итоговой работы: изучить роль предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Исходя из цели итоговой работы, нами были определены следующие задачи:
- Рассмотреть принципы и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
- Показать моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группах детского сада
- Описать опыт работы по предметно-развивающей среде во второй младшей группе
Принципы и подходы к организации развивающей предметно-
пространственной среды в ДОУ
Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитать «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Среда является одним из компонентов образовательного процесса, в частности, компонентом его внешней структуры. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными в числе прочих вопросов и с разработкой предметно-средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Проще говоря, чтобы эффективно развивать ребенка, педагогу необходимо создавать соответствующую предметно-пространственную среду. Сегодня это нашло отражение в современных требованиях к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и органично связано с основными нормативными документами и, в первую очередь, с Законом «Об образовании в РФ» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Стандарт).
В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, является предметно-пространственная развивающая среда.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде включены в раздел Стандарта, посвященного требованиям к условиям реализации Программы, и формулируются следующим образом:
- развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
- Стандарте предусмотрено, что развивающая предметно-
пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Само понятие развивающая предметно-пространственная среда
было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла
Концепция дошкольного воспитания.
Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского [8 48]
В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. По мнению авторов Концепции, «развивающая предметно - пространственная среда» или в традиционной или классической формулировке предметно-развивающая среда – это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
В предметно-пространственной развивающей среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Согласно нормативному документу, современная предметно-развивающая среда детского сада (игры, игрушки, дидактический материал, издательская продукция, оснащение и оборудование кабинетов, технические средства обучения, а также их расположение) должна соответствовать следующим принципам.
Принцип насыщенности
- По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
- Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
- Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
- Учитывается поло-ролевая специфика: предметно - развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
- Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.
Принцип трансформируемости
- Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми, также может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.
- Высота мебели в детском саду должна легко меняться.
Необходимо уходить от:
- фундаментального оформления помещений ДОУ пейзажами,
- картинами из сказок или фильмов: оно быстро надоедает и теряет свою
- функциональность, а убрать это сложно. Оформление стен и декоративные элементы должны быть сменяемы и понятны дошкольникам;
- фиксированного фронтального расположения столов и стульев;
- стационарного размещения игровых уголков для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами («кухня», «больница», «магазин», «Парикмахерская». Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться.)
Принцип вариативности
Развивающая среда каждой группы разнообразна. Так, в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы, какие", используются семейные альбомы, широко представлены темы образовательных проектов; в развивающей среде представлены схемы, таблицы, игрушки-самоделки, пособия, сделанные руками педагога или в совместном творчестве. В современном детском саду строится работа по комплексно-тематическому принципу. Педагог действует с детьми и обсуждает различные темы; дети участвуют в проектах, в группе появляются материальные результаты проектов, которые должны быть заметны в среде. Соответственно среда должна отражать текущую тему, вокруг которой выстраиваются все виды детской деятельности.
Принцип доступности
- Весьма благоприятная тенденция — приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.)
- Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.
- Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы
- Для обеспечения доступности материалов и самостоятельного их использования хорошо использовать специальную маркировку, которая должна быть понятна детям и помогает детям размещать все материалы, игры и атрибуты на свои места
- Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали активное участие в оформлении помещения своей группы в рамках тематического планирования: рисунки, поделки, макеты, коллажи, схемы, книжки самоделки, пооперационные карты
- Создаются условия в группе или раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость
- Следует шире использовать развивающие возможности прогулки, а для этого необходимо обустроить участок детского сада.
Принцип безопасности
- При обязательном соблюдении требований безопасности следует вариативно использовать различные игры и пособия в различных видах деятельности детей (например, палочки Кюизенера могут быть в центре сюжетно-ролевой игры макаронами)
- Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости в соответствии с потребностями детей и запросов родителей и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами. Обеспечению реализации принципа безопасности также будут отвечать правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл – убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем». Главное условие: правила создаются самими детьми.
Таким образом, необходимо обеспечить индивидуальный комфорт и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по сферам, а перенасыщенная среда хаотической организацией стимулов дезодорирует его.
|