Однажды великого мыслителя Сократа спросили: что по его мнению , легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее всего- познать себя. На уроках физики мы говорим о познании природы.
Что легче 1л воды или 1л керосина?
У меня в руках 2тела(одинакового объема) Можно визуально оценить, какое из них легче?
Как это сделать? Демонстрация ; два тела равного объема имеют разную массу. Почему?
Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи
Учитель подводит итог высказываниям: нужно знать массу вещества, приходящуюся на единицу объема -плотность
Высказывают различные мнения. У учащихся недостаточно знаний, чтобы ответить на поставленный вопрос
Предлагают положить на веса
Делают предположения:
Тела изготовлены из разных веществ, значит нужно знать величину, которая характеризует вещество
Формулируют: что требуется узнать
Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока
Познавательные УУД:
Анализируют, работают самостоятельно
3
Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов: сравнить массы и объемы двух брусков, лежащих перед вами.
Учитель демонстрирует тела, имеющие одинаковые массы. Вопрос: что можно сказать об объемах тел. Почему объем одного тела больше объема другого тела?
Как проверить гипотезу?
Почему все результаты первой группыполучились одинаковыми?
Почему похожая картина наблюдается и у учащихся 2 группы?
Почему результаты второго варианта и первого отличаются?
Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объема называется плотностью, обозначается буквой р. Как определить плотность?
В каких единицах должна измеряться плотность? Как вы это поясните? Каково соотношение между этими единицами?
Выразить любую из величин, входящих в формулу плотности через две другие.
Вопрос: Почему плотность газов во много раз меньше плотности твердых тел?
Что можно сказать о плотности воды? Для чего нужно знать плотность вещества?
Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов. Вывод:
Объемы равны, а массы разные
Объемы разные.
Выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция.
Гипотеза:
1см3этих веществ имеет разную массу
Составляют план действий по проверке гипотезы
(определить массы брусков на весах, их объемы с помощью линейки, затем массу разделить на объем.)
Экспериментально проверяют гипотезу
1группа работает с деревянными брусками, разных размеров, 2 группа с алюминиевыми
Отвечают на вопросы, записывают формулу и заполняют таблицу
( Приложение№1)
Самостоятельная работа с учебником стр 95
Работа с таблицами значения плотности различных веществ?
Отвечают на вопрос
Читают Стр.97 П 4 Почему разрушаются горы?
Проведенный опыт, записанные выводы делают сами учащиеся
.
Учащиеся сравнивают результаты, отвечают, делают выводы: у одинаковых веществ масса1см3
Одинакова, а у разных различная.
Значит масса 1см3
вещества может служить характеристикой данного вещества.
кг/м3, г/см3
г/см3=1000 кг/м3
кг/м3=0,001 г/см3
m= рv
Записывают ответы в тетради
Строят магический треугольник
Личностные УУД:
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
4
Первичное закрепление новых знаний
Организует фронтальную проверку понимания нового материала
Просит дать ответ, поставленный вначале урока
Приложение№2
Дают ответ используя понятие плотность
Выполняют задание, вспоминают (при необходимости обсуждают варианты ответов в парах)
Записывают вывод:1л керосина легче, так как его плотность меньше
Систематизируют знания
Познавательные УУД:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
5
Первичная проверка понимания
Выполнение тестового задания
Приложение №3
Проверка по эталону
Самостоятельная работа
Проверяют, анализируют
Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
6
Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)
Организует обсуждение результатов занятия
Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока
Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока
Личностные УУД:
Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД:
Умение обобщать, формулировать вывод
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Объявляет Д/З: §13; вопросы1-6 стр99. Домашняя лаборатория: измерить плотность мыла
Восприятие, осознание Д/З, запись
Запись учащимися Д/З в дневниках
Личностные УУД:
Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности
8
Рефлексия учебных действий
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило…
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой
Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях
Личностные УУД:
Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Приложение 1
Физическая величина
Обозначение
Единицы
Формула
Масса
Объем
Плотность
Приложение 2
Уровни усвоения знания
Упражнения
1 уровень (воспроизведение знаний)
Что называют плотностью?
По какой формуле определяют плотность?
Какова единица измерения плотности?
Как из формулы плотности найти любую из входящих в нее величин, если известны две другие?
2 уровень (понимание материала)
Что означают записи: плотность керосина равна 800кг/м3 , стекла – 2,5 г/см3?
Чему равна плотность воздуха, если 1м3 имеет массу 1,29 кг? воды, если 1л имеет массу 1кг?
Чему равна масса 1 м3 керосина? 1см3 свинца?
3 уровень (применение знаний)
Определите объем 7800кг стали
Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный имеют одинаковые объемы. Какой из них имеет наибольшую массу?
В два сосуда хотят налить одинаковые массы воды и керосина. Для какой жидкости нужно взять больший сосуд?
Приложение 3
1вариант
2 вариант
1. Плотностью вещества называют… этого вещества.
1) объём 1 кг.
2) массу 1 м3
3) массу в единице объёма.
2. Плотность бетона 2200 кг/м3 означает, что…
1) 2200 кг бетона имеют объём 1 м3.
2) 2200 кг бетона имеют объём 2200 м3.
3) 1 кг бетона имеет объём 2200 м3.
3. Плотность мрамора 2700 кг/м3. Выразите её в г/см3.
1) 2,7 г/см3.
2) 0,27 г/см3.
3) 27 г/см3.
4) 270 г/см3.
4. У какого из трех брусков, сделанных из дуба, больше масса?
1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) одинакова у всех
5.Какова масса цинковой детали, объем которой 2 м3?
1.3550кг;
2.14200кг
3.0, 00028 кг
4.28 кг
1. Чтобы определить плотность вещества, надо…
1) его массу разделить на объём.
2) его объём разделить на массу.
3) его массу умножить на объём.
2.Плотность льда 900 кг/м3 . Это означает, что…
1) в объёме 1 м3 содержится лёд массой 900 кг.
2) лёд массой 1 кг занимает объём 900 м3.
3) лёд массой 900 кг занимает объём 900 м3.
3. Плотность бензина 710 кг/м3. Выразите её в г/см3.
1) 7,1 г/см3.
2) 71 г/см3.
3) 0,71 г/см3.
4)0,071 /см3.
4. У какого шарика меньше масса?
1) у алюминиевого, 2) у стального; 3) массы одинаковы;
5.В бутылке объемом 0,5 м3 содержится спирт массой 400 кг. Какова плотность спирта?