Из опыта работы учителя начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения – Серебрянской средней общеобразовательной школы - Сарыкамышенской начальной общеобразовательной школы Новосибирской области
Сборщик Татьяны Александровны
Развитие личности ребенка, формирование его новой социальной роли определяет необходимость усиления внимания к приобретению опыта разнообразной деятельности. Поэтому в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования особое место отведено практическому изучению объектов окружающего мира, взаимодействие человека с природой, освоению обобщенных способов деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных условиях.
В связи с этим я определилась с выбором темы по самообразованию – «Экологическое образование и воспитание младших школьников».
М.Левитман говорил: «Наука экология показывает нам, что в мире все завязано по четырем углам. Растения, животные, Земля и человек не могут друг без друга существовать вовек.
Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Целью является: формирование у детей ответственного отношения к природе, овладение определенными знаниями и умениями, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Главные задачи:
1. Формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.
2. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы.
В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, младший школьник сможет лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Биолог и селекционер И.В.Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». Поэтому программа экологического воспитания должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
« Природа и люди - одно целое», « Природа в опасности», «Природа ждёт моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должны сделать каждый ребёнок.
Для каждого человека понятие Отечества неразрывно связано с родной природой. Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь - все эти знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Беречь все это - значит беречь свою Отчизну. Воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы одна из важных задач сегодняшнего дня.
Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы, закладывался основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического воспитания и образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.
В основе построения любой работы с экологической направленностью должны лежать следующие целевые установки:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении, как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать, окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
В начальной школе начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественнонаучных знаний. На их основе у учащихся формируется первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, ее роль и значение для нормального существования человеческого общества. Эта группа знаний, формируемых в начальных классах, должна составить основу для отбора и систематизации экологических знаний и умений младших школьников.
К ведущим идеям относятся следующие, важные в плане экологического образования и воспитания положения: «природа - единое целое», человек - часть живой природы, «между компонентами природы существуют взаимосвязи», «окружающая природная среда зависит от смены времен года», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества» и др.
Именно ведущие идеи позволяют дать экологические знания, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Кроме того, изучение природы включается почти во все остальные учебные предметы начальной школы: литературное чтение, русский язык, технологию, музыку, изобразительное искусство, так как их объединяют общность цели (воспитывать любовь, бережное отношение к природе).
Однако наиболее важными, ведущими курсами следует считать «Мир вокруг нас» и «Природоведение», Это интегрированные курсы, в которых происходит усвоение знаний о взаимодействии человека с природной средой. Знания об этом взаимодействии являются ведущей функцией, они составляют основной блок в предметах, обеспечивая естественнонаучную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, обосновывают правила и нормы поведения в окружающей природной среде.
В задачи этих предметов входит овладение учащимися системой природоведческих понятий и выделенных на их основе экологических знаний и умений.
В состав экологических знаний включены знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений - умения поведенческие и деятельностные. И те и другие формируются не только в ходе основной учебной работы, но и во внеклассной деятельности.
Из всего содержания экологического образования следует выделить природоохранительный аспект. Важность его очевидна. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все воздух, почва. И это в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Сложный комплекс проблем связан с нерациональным, а точнее говоря, просто варварским использованием недр.
Отмечая важность природоохранительного аспекта, нельзя забывать о роли экологии в формировании мировоззрения. Ведь именно мировоззрение является составляющими надпредметного содержания.
Мировоззрение - система знаний о природе, обществе и человеке.
Думаю, в наше время нет необходимости доказывать необходимость экологического воспитания и образования. Задача состоит в том, чтобы, как можно интенсивнее, внедрять экологические идеи в образовательный и воспитательный процессы.
Надеюсь, что мой педагогический опыт в этой области окажет помощь кому-либо, т.к. он доступен любому творчески работающему учителю, который желает вызвать интерес учащихся к предмету экологии. Опыт может быть использован в школе любого типа.
Рост компьютеризации школ дает учителю возможность использовать в своей работе современные информационные технологии, что, с одной стороны, активизирует внимание обучаемых, и усиливает интерес к уроку. А с другой, облегчает работу учащегося и педагога. В начальной школе удобно проводить интегрированные уроки по различным школьным дисциплинам, на которых компьютер выступает как средство для работы с учебной информацией. А так же применяется для текущего контроля знаний по предмету. Мною были проведены интегрированные уроки русского языка и природоведения, уроки экологии и чтения. По сути, это уроки с компьютерным сопровождением. Очень интересны диски «Энциклопедия животных», «В мире растений», «Двенадцать месяцев», «Занимательная экология», «Моё тело. Как оно устроено?», «Детская энциклопедия». Данные диски помогают найти не только познавательный материал, но и услышать голоса птиц и животных. Уроки с использованием этих дисков позволяют рационально организовывать деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета, разнообразить занятия.
Нельзя не отметить тот положительный момент, что некоторые оценки выставляет компьютерная программа.
Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качеств обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересным.
К наиболее эффективным формам представления материала, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов в алгоритмическом порядке; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов. Мною были разработаны и представлены такие презентации, как «Живая и неживая природа», «В царстве грибов», «Разнообразие животных», «Насекомые», «Луг – природное сообщество», «Равнины и горы», «Красная книга Новосибирской области» и многие другие.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В учебном процессе и во внеклассной работе находят место телевизионные программы: «В мире животных», «Вокруг света». Для того, чтобы научить учащихся вдумчивому просмотру телепередач и видеофильмов, учу сопоставлять информацию, поступающую из вне, предлагая предварительные задания по просмотру и самостоятельному анализу передач, что способствует развитию креативного мышления.
Использование современных информационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. ИКТ способствует активизации детского мышления, выработки самостоятельности в действиях, в значительной степени усиливает мотивацию учения.
Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведет сам, поэтому тема экологии может прозвучать на всех уроках.
Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них.
Уроки физической культуры используются для того, чтобы закрепить полученные на уроках природоведения знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов, сформировать у детей гигиенические умения и навыки.
На занятиях по математике вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах, используемых для раскрытия вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств.
Более доступным для усвоения цифровой материал по экологии позволяют сделать текстовые задачи, содержащие данные экологического характера.
Велики возможности для экологической работы на уроках русского языка. Это всевозможные сочинения по материалам экскурсий в природу, в музеи; описания животных и растений; составление предложений на определенную тему.
Очень богатый материал экологического содержания представлен в учебниках по чтению. Нужно только направить в нужное русло обсуждение содержания этих текстов.
Такие уроки существенно повышают познавательную активность учащихся и позволяют интегрировать экологические аспекты в другие предметы.
Таким образом, опыт формировался в условиях сельской школы, в которой отсутствует углубленное изучение экологии. Это значит, что в одном классе обучаются дети с разными умственными способностями. Используя только традиционную систему занятий нельзя добиться положительных результатов в обучении. Я интересуюсь проблемами экологического воспитания, изучаю литературу по этой проблеме. Это дало толчок для воспитания у детей разумного отношения к природе, потребности в ее охране и приумножении ее богатств. Поэтому эту работу начинаю с первого класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, учу сравнивать, наблюдать, делать выводы.
|