Из опыта работы учителя начальных классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения – Серебрянской средней общеобразовательной школы - Сарыкамышенской начальной общеобразовательной школы Новосибирской области
Сборщик Светланы Николаевны
Я работаю учителем начальных классов в обычной сельской школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик и пройденные курсы ИКТ привели меня к новым компьютерным технологиям. Эта тема очень заинтересовала и воодушевила.
Важными причинами для использования мною информационных компьютерных технологий в обучении стали следующие:
- результаты диагностики по проверке зрительной и слуховой произвольной памяти, проведённой педагогом, показали, что у 71 % моих учащихся лучше развита зрительная произвольная память, чем слуховая. Следовательно, было рекомендовано при обучении опираться на зрительную память учащихся, использовать большое количество иллюстраций, художественных и «наложенных на изображение» музыкальных фрагментов и т.д.;
- жалобы родителей учащихся на то, что дети проводят много времени за компьютерными играми, отказываются читать основную и дополнительную литературу, становятся агрессивными и замкнутыми;
- основной вид ведущей деятельности учащихся в начальной школе - игровая, которая постепенно должна перейти в учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими учащимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.
- желание, зная теоретические основы, апробировать информационные технологии в практике работы.
Вследствие этого были поставлены следующие задачи:
- создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;
- развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);
- использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;
- развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;
- вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую).
Ожидаемые результаты:
- готовность и способность учеников актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентация результатов своей работы;
- стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств ИКТ;
- представление на школьной (и выше) конференции индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения учеников класса;
- достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.
Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Проявить фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.
- Организацию индивидуально - дифференцированного подхода в обучении.
- Расширение возможностей получаемой учебной информации.
- Повышение интенсивности обучения.
- Энциклопедичность содержания.
- Создание ситуации успеха.
Раньше, применяя ИКТ на своих уроках, я порой ощущала, что пытаюсь искусственно привязать найденный слайд или несколько кадров диафильма к своему уроку. Сейчас, работая над созданием слайдов в Power Point, я чувствую себя и сценаристом, и режиссёром своего урока. Я могу составить такой сценарий урока, какой необходим мне в данном классе на конкретном уроке.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке. Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.
Почему именно презентация? Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Более того, презентация даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
А как же остальные уроки? Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность в работе, поможет избежать «рассеивания» внимания первоклассников.
Программа по русскому уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но так, же возможно при помощи презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, то есть движение картинки, буквы, слова или текста.
Обучение чтению – сложный творческий процесс. Нужно, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки чтения я начинаю с подготовки речевого аппарата. В первом классе в разминку входят чтения открытых и закрытых слогов, составление слогов по таблице, игровые приёмы. Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы, а иногда сама готовлю карточки на бумаге или печатаю их во время перемены на доске. Я хочу предложить ещё один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Это расширяет возможности при выборе средств, для подготовки к уроку. Помогает активизировать познавательную деятельность учащихся.
На уроках русского языка обучение правописанию безударных гласных представляет собой определённые трудности для детей. Работу над понятием «безударные гласные» я начинаю с первых страниц «Букваря» (автор В.Г. Горецкий и др.). Беседуя по картинке и развивая фонематический слух, учащиеся приходили к выводу, что произношение некоторых слов расходится с написанием. Основная задача на данном этапе – научить видеть безударную гласную в слове. Процесс этот сложный и длительный. Эффективно на данном этапе проводить различные игры. Аналогичные задания я применяю при работе с парными и непроизносимыми согласными.
Из вышесказанного следует, что развитие познавательного интереса к знаниям и активизация деятельности учащихся происходит через игру и упражнения, включающие игровые моменты. Игра способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, развивает наблюдательность, память, смекалку. Её можно использовать и на этапе изучения нового материала, и на этапе закрепления, и проверки знаний. Игра позволяет разнообразить урок, творчески подходить к оценке, а так же привлекать всех учащихся.
Преимущество при работе с использованием компьютерных анимационных слайдов в том, что учитель может вернуться к началу, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения. Помогает это и ученикам, которые раньше не могли понять смысл из-за того, что плохо умеют читать, не умеют образно мыслить.
На протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации. Как говорил А. Франс: «Учиться надо весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Основная задача для меня, как учителя заключается в том, чтобы занимательность урока с ИКТ не заслоняла учебные цели, а всесторонне развивала, заинтересовывала.
Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Даже количество домашних компьютеров детей класса увеличивается. Родители с удовольствием помогают ребятам в подготовке собственных презентаций, в работе над проектами, значит, родители понимают значимость ИКТ в жизни современного ученика и работают в единстве со школой.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий.
|