Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы учителя начальных классов Мозолевой Л.В.

Submitted by Людмила Мозолева on Fri, 27/02/2015 - 08:06

Из опыта работы учителя начальных классов

Мозолевой Людмилы Викторовны

Тема: «Словарно-орфографическая работа в начальной школе как средство повышения грамотности учащихся»

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух  лет не повысилась). Как заинтересовать детей, увлечь работой по изучению слов, сделать процесс усвоения особенно трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая большого напряжения и сил учителя. Решать эту задачу мне помогает система словарно-орфографической работы, дающая возможность учащимся делать свои открытия при изучении родного языка.

В программе    «Начальная школа XXI века »    – около 400 слов, не подчиняющихся каким-либо правилам. Добиться этого без многократного повторения невозможно. Учитель вынужден постоянно тренировать учащихся. Поэтому в работе по усвоению словарных слов особую актуальность приобретает разнообразие приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Главной целью моего труда является  формирование у школьников прочных орфографических навыков – одна из первостепенных задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка:

-формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой;

-выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения;

-выработать навыки умения пользоваться словарями.

         Во всех учебниках в качестве приложения даны « Слова для справок» - своего рода орфографический словарь. В каждом учебнике количество слов меняется, сложность от класса к классу возрастает. Во 2-ом классе в процессе изучения темы «Звуки и буквы» даю возможность учащимся  в ходе выполнения упражнений научиться пользоваться словарем учебника (нахождение слов на определенную букву, распределение слов в алфавитном порядке, по первой букве).  В 3-м классе даны упражнения, предусматривающие обращения к школьному орфографическому словарю. Например, в заданиях (раздел «Повторение» даю загадки, отгадки которых следует проверить по словарю). При изучении темы «Алфавит»  следует расположить слова в алфавитном порядке, вставить пропущенные буквы. В случае затруднения позволяю обращаться к орфографическому словарю учебника. В задании  при изучении темы «Правописание приставок» предлагаю списать пословицы «Тёплое слово  и в мороз согреет», «Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь» и др. В словах с приставками следует выделить корень и приставку и проверить их написание. Говорю, что написание некоторых слов надо проверить по словарю. В заданиях (по теме «Имена существительные») предлагаю выписать из словаря для справок пять имен существительных, которые отвечают на вопрос  (кто?), и десять слов, которые отвечают на вопрос (что?) Подчеркнуть гласную в безударном слоге.

При изучении темы «Изменение имен существительных по падежам» предлагаю написать цепочку из десяти слов. Можно пользоваться словарем для справок. Предлагаю  от имен существительных  образовать имена прилагательные и подчеркнуть гласные буквы, которые можно проверить только по словарю. Или  даю кроссворд, куда следует вписать названия зверей и птиц. Написание слов предлагаю проверить по словарю. Аналогичные задания даю и в 4 классе, но большей сложности. Так, в разделе «Повторение» предлагаю списать слова, вставляя пропущенные буквы, или списать предложение, определяя все «ошибкоопасные места». При затруднении разрешаю обращаться к словарю, а если есть необходимость, то проверить написание словарных слов по словарю для справок.

Как показал анализ учебников по русскому языку автора С.В. Иванова, А.О.Евдокимова, предусматривается ряд упражнений, в которых требуется обращению к словарю учебника. К сожалению, этого словаря для формирования прочных орфографических навыков явно недостаточно. А работа со школьными орфографическими словарями (впрочем, как и с другими) учебниками не предусмотрена. 

Таким образом, в учебниках русского языка для начальной школы предусматриваются задания, где я предусматриваю использование словарей, в частности, толкового и орфографического, а также орфоэпического, прежде всего помещенных в учебниках.

Значение работы со словарями трудно переоценить: она содействует повышению общей речевой культуры, воспитывает познавательные интересы вообще и интерес к русскому языку, в частности. Из опыта работы, я поняла, что одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы. Вторая причина – это неумение применять даже известное ребёнку орфографическое правило. Чтобы решать орфографические задачи, уметь обозначать орфограммы необходимо развить в ученике умение видеть орфограммы. Умение обнаружить орфограмму связано с понятием «орфографическая зоркость».

Орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения  разнообразных упражнений (приложение №1). Я стала искать причину   низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Ведущей педагогической идеей  стала учебная деятельность, направленная на овладение умениями использования словарей на уроках родного языка. Прежде всего, на своих уроках учу детей слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Постоянно ставлю детям вопросы: какую букву надо проверить на письме и почему? Как вы это будете делать? В работе использую:

- орфографические минутки,

- письмо с проговариванием,

- орфографические диктанты,

- показ орфограммы  карточками,

- орфограммы в пословицах, загадках,

- сигнальные карточки,

- словарики- тренажёры,

  • диктант «Угадай словечко!» (учитель даёт толкование, дети записывают само слово);

  -  зрительные диктанты;

  • «Словарные эстафеты» проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей,т. к. оценка за карточку ставится всему ряду;
  • задания типа «Объясни разницу» – работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить –  предоставить, надеть – одеть); они помогают предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.

Большое внимание на уроках русского языка уделяю  работе со словарями. Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Меня прежде всего интересуют школьные орфографические словари. До сих пор на уроках русского языка использую словарь Д.Н.Ушакова (1934, с 1944 совместно с С.Е. Крючковым.

Цель словаря – дать учащимся слова, трудные в орфографическом плане. При проведении уроков нацеливаю обучающихся на работу со словарём, акцентирую внимание детей на том, что словари - наши друзья и помощники. Словари помогают нам правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов. Я познакомила учащихся с толковым словарём для начальной школы М. Неусыповой, орфографическими словаря П.Грушников, Д.Н. Ушакова и С.Е.Крючкова.

Работа с орфографическими словарями велась на уроках изучения и закрепления орфографических правил. При повторении темы «Написание большой буквы в словах» мы пользовались словарем О.Д.Ушаковой «Как писать? С большой буквы или маленькой? Из словаря предлагала выписать имена, фамилии, названия газет, журналов, книг, городов, сравнить написание таких слов, как Орел и орел, аврора и Аврора и др. При повторении орфограмм «Безударные гласные в корне слова», «Разделительный ь и ъ», «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне» на различных этапах урока учащиеся обращались к орфографическому словарю: найти, проверить, подобрать слова на определенное правило. На уроке русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения». на этапе закрепления  при выполнении задания  предложила учащимся, пользуясь орфографическим  словарем проверить написание словарных слов (приложение №2).

         На этапах «Каллиграфическая минутка» при изучении любой темы я предлагала детям на изучаемую букву найти 3 слова в словаре и красиво записать их. Благодаря такой работе на каждом уроке учащиеся знакомились с новыми словами, запоминали их правописание. Я обратила внимание, что при выполнении упражнений дети уже без всякого напоминания обращались к орфографическому словарю. На уроках предлагала пользоваться не только орфографическими словарями, но и толковым словарем М. Неусыповой. Если учащиеся не знали значение слов, то они обращались к этому словарю, таким образом, было выяснено значение и правописание слов «выносливый», «борозда», «карьера», «максимум», «тьма», «эстетика», «пенсне» и многие другие.

Поскольку в орфографическом словаре в трудных по произношению словах расставлены ударения, я использовала материал словарей для отработки навыков правильного произношения. Детям было предложено расставить ударения в словах «арбуз», «ателье», «звонишь», «магазин», «молодежь», «сегодня», «портфель», «шофер» с использованием орфографического словаря.  Материалы словарей могут служить иллюстрацией тех или иных орфограмм. Разработанные упражнения вместе с выработкой данного орфографического навыка тренируют учащихся в осмыслении системных отношений в лексике.   Работа эта ведётся систематически, из урока в урок. Она бывает непосредственно связана с изучаемым материалом. Я всегда найду возможность предложить детям написать нужное слово, составить с ним словосочетание, употребить его в предложении, связном тексте. Языковым материалом для таких упражнений служат пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, отрывки из прозаических произведений.

Для лучшего усвоения и закрепления знаний о словарных словах провожу различные виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, комментированный, «Проверяй себя», по памяти, творческий. Например, выборочный диктант, когда я диктую, а учащиеся выписывают только словарные слова, выделяя орфограммы. Стараюсь в своей работе использовать  словари – тренажёры (приложение № 3). В результате работы общая успеваемость за последние три года в среднем составляет 100%, качественная успеваемость – 54% (приложение №4).

По окончании изучения каждой темы  проводила внеклассные мероприятия, например «В мире словарей». В этих внеклассных мероприятиях большую часть готовили сами дети с моей помощью. Учащиеся рассказали о различных словарях, делали иллюстрации словарных статей. Одна из учениц провела конкурс «Кто лучше знает словари?» Я процитировала А. Франса, который сказал о словарях, что словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке, а все собранные слова – дело плоти, крови и души…». В мероприятии принимала участие школьный библиотекарь, которая рассказала об имеющихся в библиотеке словарях. После  я предложила написать им сочинение на тему «Наши друзья – словари», в которых предложила им раскрыть вопросы, связанные со знанием типов, назначением словарей. В сочинениях дети рассказали о словарях, о правилах пользования. Дети знают, что существуют орфографические, толковые, словари синонимов и антонимов. Учащиеся знают, в чем различие и особенности каждого словаря. Дети высказали пожелание и в дальнейшем пользоваться словарями. Они изъявили желание самостоятельно узнать и рассказать о других словарях. Интерес к словарям  невозможно проверить какими-то цифрами, но мои наблюдения свидетельствуют о росте интереса к словарям, о желании учащихся узнать больше и подробнее.  Учащиеся узнали о многих словарях, стали ими пользоваться. При выполнении домашних заданий в группе продлённого дня, учащиеся обращались за помощью к словарю. По рассказам родителей, даже при выполнении домашних заданий дети активно используют словари. На следующем этапе я поставила  цель – проверить орфографическую грамотность детей. В качестве словарного диктанта учащимся были предложены слова, взятые из орфографического словаря. Над всеми этими словами велась работа в ходе 3 – 4 класса обучения. Дети писали следующие слова: «гигиена», «грамм», «кабачок», «мимоза», «навзничь», «поэма», «псалтырь», «результат», «робеть», «сарафан», но уже без ошибок.

Большое внимание в своей работе я уделяю изучению русского языка. Разрабатываю и провожу  мероприятия  в  предметные недели по русскому языку, в которых ребята также активно принимают участие. В группе продлённого дня часто проходят  различные КВН, соревнования, тематические беседы «Русский язык  с увлечением», «Мой верный друг русский язык». Мной проводится работа с одаренными детьми. На занятиях факультатива «Логика. Математика. Информатика» мы рассматриваем вопросы решения олимпиадных задач, различные вопросы сверх программы. Это позволяет ученикам моего класса принимать участие  в районных олимпиадах (приложение № 5). Обучающиеся моего класса принимают участие в международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Кит», «Чип», «Золотое руно» и показывают неплохие результаты.

Свое профессиональное мастерство повышаю на курсах повышения квалификации, на районных семинарах,  посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей начальных классов. На заседаниях МО выступаю с докладами и сообщениями по темам: «Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Изучение нормативных документов», «УМК "Начальная  школа XXI века" как инструмент реализации ФГОС в начальной школе»,  «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий», «Современный урок в контексте требований ФГОС». Дала  ряд открытых уроков  по  темам « Отработка орфографических правил правописания глаголов», «Урок путешествие по частям речи». На заседании районного методического объединения выступала по теме «Проектная деятельность в начальной школе». Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу. Выписываю журналы «Завуч начальной школы», « Начальная школа. Электронная версия». Работаю в сети Интернет. С введением в школе единой образовательной системы  dnevnik.ru изменились формы общения с родителями и обучаемыми. Учащимся  выдаю домашнее задание и осуществляю  контроль  за  его выполнением, родители могут проследить за успеваемостью детей.

Принимала  участие  в муниципальном этапе конкурса среди учителей начальных  классов «Мой лучший урок».  В 2011-2012 учебном году  на конкурс был представлен урок литературного чтения  по программе « Начальная  школа XXI  века» cтихи К.Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»  - 3 место, в 2012-2013 учебном  году на конкурс был предоставлен урок  русского языка по теме «Наречие» (приложение №6).

Мной созданы презентации по курсу в  начальной школе. Собрана медиатека. Работаю над освоением интерактивной доски и операционной системы Linux.В своей работе применяю материалы, расположенные на федеральных порталах school-colecion.edu.ru,fcior.edu.ru Большое внимание уделяю тому,  какой вклад  вносят в создание презентации учащиеся. Поэтому организую этот процесс в форме проектной деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся сами ставят цель, определяют пути ее достижения, находят, обобщают и анализируют нужную информацию, делают выводы. В итоге получают цельное знание по предмету и овладевают определенным исследовательским багажом. Я убеждена, ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда на практике. Но овладеть всеми этими умениями не просто. Я пришла к выводу, что начинать обучение азам проект­ной деятельности нужно обязательно в начальной школе. За годы работы мы с ребятами выполнили следующие виды проектов: исследовательские проекты, творческие проекты, информационные проекты.  Привожу ниже лишь некоторые проекты (приложение №7)

В данное время являюсь классным руководителем 3 класса. В своей работе мне приходится общаться с родителями обучаемых. С ними веду беседы на родительских собраниях школы, класса и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. Работа с родителями строится на принципах взаимоуважения и осознания общей цели. Наиболее действенной формой взаимодействия являются индивидуальные консультации с родителями по проблемам подростков или общим вопросам школьной жизни(родительские собрания ежегодное «Психолого-физиологические особенности возраста», «Взаимоотношения и взаимодействие в семье» и др.).

         В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению. Родители всегда в курсе   успеваемости детей. Все мнения родителей  относительно успеваемости и прогресса детей я принимаю к сведению, но с педагогической точки зрения вырабатываю свою тактику отношений. На моих уроках и классных часах присутствует взаимопонимание, уважение к мнению детей. Во всех  беседах  стараюсь воспитывать у учеников начальных классов толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

С обучающимися  своего класса провожу  анкетирование  для того, чтобы узнать что интересно, насколько комфортно  им  в школе (приложение №8). По результатам проведенной анкеты отслеживаю отношение ребёнка  к школе и к одноклассникам.  Было выявлено, что 100% опрошенных учащихся чувствуют себя в школе  комфортно,  100%  не нравится, когда  в школе отменяют уроки. На вопрос «Как ты относишься к домашним заданиям?»  90% учащихся  отметили, что они хотят выполнять домашнее задание.

Можно сделать следующий вывод - формирование орфографического навыка занимает важнейшее место в обучении правописанию, поскольку:

- пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам;

- позволяет выделить систему ориентиров в орфографических явлениях;

- способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм;

- раскрывает способ действия по обнаружению орфографических трудностей;

- помогает учащимся усвоить орфографическое правило;

- обеспечивает открытие общего способа действия;

- формирует творческое мышление учащихся.

Таким образом, принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа. Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем:

-усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка;

-обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;

воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других;

-поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку.

         В дальнейшем я планирую разработать систему уроков с использованием различного вида словарей – толковых, иностранных слов, фразеологических и других. Использование словарей должно быть систематическим и целенаправленным в процессе изучения родного языка, так как словари – это, действительно, наши помощники и друзья.

В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода словарики.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты и психологи подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Таким образом,  задача учителя начальных классов – формировать орфографическую зоркостьучащихся.                                                                                                                      Библиографический список:

1. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10.

2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., Методика преподавания     русского языка в начальных классах, 2-ое издание, Москва, изд.центр «Академия», 2004 г.

3. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. №5.

4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,1991

5. Ераткина В.В.Работа над непроверяемыми написаниями/В.В.Ераткина//Начальная школа. –1999. №6

6. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными   гласными в корне/Т.Н.Бакурина/ Начальная школа. –2002- №2-С.56

7. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов /Л.В.Двухжилова//Начальная школа. –1998 №2

8. Бакулина Г. Новый подход к словарно- орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. № 3.

 


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн