Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из опыта работы учителя начальных классов Барановой Н.А.

Submitted by Людмила Мозолева on Fri, 27/02/2015 - 07:56
Из опыта работы учителя начальных классов

Барановой Натальи Анатольевны

по теме

«Развитие познавательных способностей на уроках в начальной школе»

     В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития.

     Учитывая то, что я работаю в пилотном режиме  в системе апробации ФГОС, для меня написание самоанализа актуально не только потому, что необходимо выявить чего я добилась за межаттестационный период, какие трудности испытывала и в чем преуспела, но и осознать собственные  возможности для полноценной работы по введению ФГОС.

      Изучив концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель — научить детей учиться — актуальна и сейчас. Данная цель соответствует методической теме работы педагогического коллектива нашей школы.

     Для достижения поставленной цели в процессе учебной и воспитательной работы определила для себя следующие задачи:

  1. Развитие творческого потенциала у учащихся. Особое внимание уделяю таким качествам как активность, любознательность, фантазия, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Стараюсь, чтобы эти способности постоянно развивались и у меня.
  2. Воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации.
  3. Развитие рефлексии младшего школьника в учебном процессе. Считаю, что это способствует развитию ребенка как субъекта отношений с миром, людьми, самим собой; успешной самореализации учащихся в образовательных видах деятельности.       

         Я  работаю по УМК «Начальная школа XXIв» под ред. Н.Ф. Виноградовой.   Важным отличием данного УМК считаю наличие системы педагогической диагностики с 1 по 4 класс. Это помогает учителю видеть индивидуальное продвижение каждого ученика, оказывать своевременную помощь и не допустить превращения затруднений в проблему.  Поэтому очень важным считаю на этапе планирования предстоящей деятельности определить для себя цель, что будет результатом деятельности и каким путем придем к цели.

      Одной из целей моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательные задания (приложение1), которые я предлагаю детям, включают в себя систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием.

    С приходом ребенка в школу учебная деятельность не проявляется сразу, ее нужно помочь освоить. Работу начинаю с формирования учебно-познавательного мотива у учащихся (Я хочу знать и уметь). Следующим шагом в работе было определение уровня развития интереса к содержанию и процессу учения у детей. С этой целью проводила тест по методике М.В. Матюхиной «Выбор любимых занятий на уроке». Обследование проходило по группам. Данная методика проводилась дважды. Выявив уровень развития учебных интересов на начальном этапе и при повторной диагностики, учитель может отследить динамику развития интереса учащихся к содержанию и процессу учения.

     При рассмотрении уровней сформированности способностей детей выделила те сферы учебной деятельности, где ученик наиболее зависим от учителя (на начальном этапе): выбор цели, планирование, контроль и оценка. Это наиболее рефлексивные компоненты учебной деятельности, требующие учета границ своих знаний и умений. Поэтому большое внимание в работе уделяю формированию компонентов учебной деятельности.

        Одной из задач в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы каждый ученик  считал себя успешным,  получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.  Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу;
дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.  Ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила. Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово.  Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

     Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали стабильные показатели качества обучения. (приложение 2)

      В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование деятельности. При этом я учитываю индивидуальные особенности ребёнка. Для эффективности урока применяю следующие современные педагогические технологии: информационно коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностную технологию,  проектный метод, личностно ориентированный подход, дифференцированное обучение, игровые технологии.

Особое место в развитии познавательных способностей играет применение информационно коммуникационных технологий. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны презентации уроков с использованием программы Power Point; (приложение 1на диске)

•    для организации коллективной и групповой работы (проекты) (приложение 2 на диске);

• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ).

С помощью программы Microsoft Office Word 2007 собрала и использую:

тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты  для проверки  техники чтения;

памятки по русскому языку, математике, литературному чтению,

технологии.

           Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word 2007 и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам литературного чтения и окружающего мира.

Информационно коммуникационные технологии на уроках - мои главные помощники! Стараюсь применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт  применения данных технологий позволил:

-   повысить эффективность обучения;

- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию  презентаций;

- совершенствовать логику подачи учебного материала,  что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;

-  вырабатывать навык работы с различными источниками информации.

Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

       Например,   в процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.  Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. На своих уроках использую игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ПОЧТА, «ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ», ДЕСАНТНИКИ и многие другие.

 

Применяю технологию разноуровневого обучения.  В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания,  что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Накоплены и используются  электронные физминутки для глаз, для тела.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.  Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования.  Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести  индивидуальную работу над ними.

    На уроках я сочетаю приёмы фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Использую не только классические формы уроков, но и нетрадиционные: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-игра, урок защита проекта.

    Наиболее значимой для меня данная работа стала в этом году, потому что в школе объединили два класса (1 класс и 4 класс ) по УМК Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Как учитель, я столкнулась с такой трудностью: нет опыта работы в классе-комплекте.  В таких условиях возник целый ряд вопросов: Как рационально организовать учебный процесс? Какое расписание выбрать (однопредметное, разнопредметное)? Какие технологии и методы использовать? И т.д. Появилась необходимость изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Сейчас начинается у меня период проб. Апробирую технологии и приемы обучения учащихся в классе-комплекте. Особое внимание уделяю  формированию коммуникативной компетентности учащихся.

В основу педагогической деятельности включила:

  • идеи М.И, Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я Лернера и др. обоснованно доказавших необходимость доминирования развивающего обучения, обеспечивающего развитие целостной личности способной к  успешной самореализации в обществе;
  • методика Ривина и Г. Селевко, способствующие формированию коммуникативных компетентностей;
  • элементы поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина;  
  • элементы теории развития познавательных интересов Г.И.Щукиной.

     В ходе работы по данной проблеме, я определила для себя следующие критерии: справедливость, индивидуальный подход, терпение, единство обучения и воспитания, мудрость;  для учащихся: самостоятельность, индивидуальность, самопознание, творчество, активность.

    На первом году обучения использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, не сравнивая с другими. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех познавательной   деятельности ребёнка.

Я умею разнообразить учебные материалы в зависимости от конкретной учебной ситуации. Умею адаптировать материал учебника к психолого-педагогическим особенностям учащихся своего класса.

    Свои занятия стараюсь сделать интересными, познавательными, развивающими способность сосредоточиться на самом себе, своей деятельности; показываю необходимость знаний, личную заинтересованность и активность в предстоящей деятельности. Особое внимание в работе уделяю развитию внутренней мотивации. Поэтому модель моих уроков имеет замкнутую структуру: урок начался с мотивации и закончился мотивом к дальнейшей самостоятельной деятельности. Считаю, что такая модель урока активизирует внимание, приучает к осмысленной работе и помогает сосредоточиться на результатах своей деятельности, что способствует эффективному использованию рабочего времени на уроке. На каждом этапе организации учебной деятельности одним из важнейших условий успеха было обеспечение мотивации и стремления учащихся к самостоятельному планированию, реализации плана, оцениванию своей деятельности по мере продвижения к цели через: краткие беседы (сравнение результатов учебной деятельности по выполнению заданий планируемой и осознанной самим исполнителем); по лесенке; по шкале.

Учитывая учебные возможности класса и отдельных учеников, я организовываю индивидуальную, фронтальную и коллективную работу учащихся. Большое внимание уделяю развитию активной познавательной деятельности.

   Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляю в различной форме: индивидуальный опрос; фронтальный; тестирование, диагностика; математические и орфографические диктанты; контрольные и проверочные работы.

Учу воспринимать неудачи ни как повод для переживаний, а как сигнал к действию. А для этого в классе создаю благоприятную, доброжелательную атмосферу. Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы, использованию ИКТ. Организую познавательную и практическую деятельность: участвуем в школьных мероприятиях (конкурсы, спортивные игры, олимпиады),  всероссийских («Русский медвежонок», «Кенкуру», «Золотое руно», «ЧИП», «КИТ»). Дети принимают участие в школьных и районных конкурсах проектной деятельности: (приложение №3)

- 2010год проект учащегося 4 класса Женикеева Сергея «Как работает наш мозг» занимает 3 место в школе;

- 2012 год проект учащейся 2 класса Жихаревой Ани «Мой знакомый - незнакомый кот» занимает 1 место в школе (приложение 3); проект Барановой Юли «Насколько глуп Иван-дурак?» 3 место в школе. Эти проекты участвовали в  районном фестивале творческих проектов младших школьников «Радуга» в номинациях: «Проблемно-ценнстное общение детей» и «Познавательная деятельность» соответственно.

-2013 год проект учащейся 3 класса Кочуевой Ани «Что мы знаем о русской матрёшке?» занял в школе 1 место и был отправлен на районный конкурс исследовательских проектов в номинации «Мои первые наблюдения и эксперименты». (приложение 3 на диске)

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием.

Участвую в МО школы, района. В районном МО начальных классов в 2011году выступала по теме «Игровые технологии на уроках в начальных классах». Постоянно делюсь с коллегами опытом работы по апробации ФГОС . На заседаниях школьного МО выступала по темам: «Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса – основа усвоения программного материала», «ФГОС – стандарт второго поколения», «Применение различных форм, методов, приёмов на уроках в начальных классах для повышения качества знаний»,  «Взаимопонимание между учащимися и учителями – одно из слагаемых успешного обучения» и по другим темам. Давала открытые уроки: в 2010-2011 учебном году в 1 классе урок обучения грамоте «Знакомство с буквой Щ»,  урок по математике «Вычитание числа 4 или полёт на планету «Вычитание» с презентацией; 2011-2012 учебный  год интегрированный урок математики (с окружающим миром) во 2 классе «Умножение и деление на число 4 или овощи и фрукты –полезные продукты»; 2012-2013 учебный год урок по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1,2.3склонения» с презентацией.

           В 2011 году участвовала в муниципальном этапе конкурса среди учителей начальных классов «Мой лучший урок» в номинации «Урок литературного чтения» 1 класс по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль»». (приложение 4) Награждена дипломом второй степени. В 2012-2013 учебном году принимала участие в муниципальном этапе конкурса среди учителей начальных классов «Мой лучший урок» в номинации «Урок русского языка»  3 класс по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения».

2013 год – муниципальный сетевой конкурс «Школа года». На конкурс был представлен урок обучения грамоте 1 класс «Знакомство с буквой Ч» (приложение5) с презентацией. Материалы можно посмотреть по ссылке ____________________.

В 2013 году получила благодарность за активное участие в подготовке школьников к районному этапу интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности».

Систематически прохожу курсы повышения квалификации.

 Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. В этом году решила взять другую тему: «Приемы моделирования как путь организации активной деятельность учащихся на уроках русского языка в классе-комплекте по УМК Н.Ф. Виноградовой  «Начальная школа XXIв». Выбор темы по самообразованию  необходим для решения проблемы организации учебного процесса в классе-комплекте по данному УМК. Появилась необходимость организовать активную деятельность учащихся каждого класса на всех этапах урока. Поэтому слежу за новинками в методической литературе, журналах, газетах, интернете.

Особую значимость придаю единству обучения и воспитания. В решении этой задачи большую роль играет сотрудничество с родителями. Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает родителям увидеть своих детей в новой социальной роли (Я-ученик), отследить результаты своего домашнего воспитания, выявить причины неудач своего ребенка и порадоваться его успехам. Приглашение родителей на классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации, совместная подготовка и проведение праздников помогают мне создать единую систему полноценного взаимодействия всех участников образовательного процесса: учитель — дети — родители. Это дает свои результаты. Но в последнее время сталкиваюсь с трудностями в работе с родителями, которые являются следствием той ситуации, которая сложилась в нашем селе. Многие уезжают на заработки в другие города, оставляя контроль над детьми на бабушек и дедушек или только на одну маму. Стараюсь больше внимания уделять детям из таких семей, оказывать им помощь в выполнении домашнего задания.

К сожалению некоторые родители недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего  учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок.

Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.

     Сейчас мне предстоит решить важную проблему по организации учебного процесса в классе-комплекте по УМК Н.Ф. Виноградовой  « Школа ХХI века». Буду выявлять и апробировать различные технологии и приемы обучения учащихся в классе-комплекте. Но, думаю, что особое внимание буду уделять всё же  формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Для формулирования цели дальнейшей деятельности подходят слова В. А.Сухомлинского: «Главная задача школы — научить детей пользоваться инструментом, с помощью которого человек всю жизнь овладевает знаниями».

 

Прикрепленный файл Size
Из опыта работы Барановой Н.А..docx 135.38 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн