- С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
- С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
- Определите падеж данных в упражнении существиттельных по вопросу и предлогу.
в) - Выпишите словосочетания, в которые входят существительные в форме родительного и дательного падежа с безударными окончаниями.
Варенье ( из чего?) из вишни, коробка (из чего?) из бумаги, письмо (от кого?) от брата, приехал (к кому?) к брату, ходил (где? по чему?) по тропинке.
- В слабой позиции, в безударном положении, затруднение вызывают окончания -и и -е. Следовательно, эти окончания надо проверять. Как их проверить?
Правописание окончаний имен существительных - тема нашего урока.
2. Объяснение нового материала.
2.1. Упражнения в склонении имен существительных. (Работа на доске и в тетрадях.)
- Запишите существительные земля, корабль, любовь в именительном, родительном, дательном и предложном падежах. Выделите окончания, поставьте ударение.
И.п. что? земля корабль любовь
Р.п чего? земли корабля любви
Д.п. чем? земле кораблю любви
П.п. о чем? о земле о корабле о любви
- В данных словах окончания находятся в сильной позиции, так как стоят под ударение, и их написание не вызывает сосмнения. Значит, мы можем воспользоваться этими словами как проверочными.
- Слабая позяция гласного в окончании проверяется, как вы помните, подбором такого проверочного слова, в котором гласный в окончании был бы в сильной позиции, т.е. подж ударением.
- Поставим в те же формы, в тот же падеж существительные яблоня, лагерь, площадь, сверяя написание безударных окончаний этих слов с ударными окончаниями ранее написанных существительных.Так же поставим ударение и выделим окончания.
И.п. что? яблоня лагерь площадь
Р.п чего? яблони лагеря площади
Д.п. чем? яблоне лагерю площади
П.п. о чем? о яблоне о лагере о площади
- Итак, существительные с окончаниями -а и -я в начальной форме будем проверять словом земля; существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме прповеряем словом корабль; а существительные женского рода с мягким знаком на конце слова - словом любовь.
Примечание: По усмотрению учителя для проверки безударных окончаний имен существительных можно выбрать и другие слова с ударными окончаниями.
2.2 Подбор проверочного слова.
- Укажите проверочные слова для падежных окончаний существительных.
Стенка, апрель, лошадь, ветка, скворечник, мышь, стоянка, май, пристань.
3.2. Проверка окончаний существительных с помощью подстановки проверочного слова.
- Как подставлять проверочное слово? Следите за ходом моих рассуждений.
Запись на доске и в тетрадях.
В лодках - лодка - земля - в земле - в лодке.
На участках - участок - корабль - на корабле - на участке.
На пристанях - пристань - любовь - о любви - на пристани.
3. Закрепление изученного материала.
а) Измените с помощью падежных вопросов слова тетрадка, склон, тетрадь. (Чего? Чему? О чем?)
- Какие проверочные слова вы будите использовать?
б) Вставьте пропущенные окончания. Объясните их написание (запись на доске).
Отдыхали в лагер...(на корабле).
Разучивали на лужайк...(на земле).
Пошли по алле...(по земле).
Вернулись к ноч...(к любви).
Собралисмь на площадк...(на земле).
Скакать на лошад...(о любви).
в) -Запишите предложения под диктову. выделите окончания существительных. В скобках пишите проверочное слово.
Бабущка живет в деревне, а мы в городе.
Новые дороги строятся в нашей области.
Удобные скамейки стоят в аллее.
4. Итоги.
Как надо проверять безударные окончания имен существительных?
Какие проверочные слова вы запомнили?
5. Домашнее задание.
Составить предложения со словами поселок, сирень, песня, полянка. В составленных предложенияхъ эти существительные должны быть употреблены с предлогами.