Семинар для родителей: « Особенности агрессивного ребёнка».
I. Оргмомент.
Приветствие.
Основные правила поведения участников семинара-практикума (правила поведения в тренинге):
Упражнение "Презентация". Участники разбиваются на пары, в течение 10 минут беседуют друг с другом, затем каждый рассказывает кругу о своём собеседнике.
II. Информационная справка "Что такое агрессивность"
Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, а может на животное, предметы и т.д.)
Агрессивность - это свойство личности, выражается в готовности к совершению агрессивных действий.
Э.Фромм считает, что существуют два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жёсткость и деструктивность, бывает спонтанной и связанной со свойствами личности человека.
А.Баас и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые можно наблюдать у людей всех возрастов, иногда они проявляются с раннего детства.
Причины появления агрессии у детей и методы её коррекции
Причина
|
Метод коррекции
|
Недостаток двигательной активности, физической нагрузки
|
Подвижные игры, спортивные эстафеты, "минутки радости" между занятиями.
|
Гипоопека, неприятие родителями
|
Совместная деятельность,
Налаживание эмоционального контакта с ребёнком
|
Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей
|
Прекратить любые физические наказания, оскорбления, унижения
Наладить с ребёнком эмоциональный контакт
Обращение администрации ДОУ, соседей в органы защиты прав детей
|
Усвоения манеры агрессивного поведения родителей, как эталона
|
В первую очередь изменить собственное поведение, научиться контролировать и выражать свои эмоции позитивно
|
Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)
|
Препятствовать появлению дома, в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло
Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок
Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц
Давать варианты и образцы миролюбивых способов общения
Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ
|
Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков
|
Подвижные, сюжетно - ролевые игры на понимание эмоционального состояния
Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение
Обучение приёмам саморасслабления
|
Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно если ему присуще стремление к лидерству
|
Включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение
Вовлечение в совместную деятельность где могут раскрыться его достоинства
|
Социально-культурный статус семьи
|
Изменение семейной среды и воспитания
"Очеловечить" эмоциональные отношения
Не использовать как "одобряемые" вербальные и физические способы агрессивного поведения
Определить для всех членов семьи границы дозволенного
Выявить и при необходимости изменить типичные реакции на те или иные проступки и действия
|
Нестабильная социально-экономическая ситуация
|
|
Так же причинами агрессивности могут быть индивидуальные особенности человека (сниженный контроль над своим поведением). Так же агрессивные реакции могут быть физически и психически обусловлены (возрастные кризисы, у младенца это реакция на физический дискомфорт, дети раннего возраста ещё не умеют себя контролировать и не знают нравственные правила и нормы)
В целом же можно с огромной долей уверенности предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.
III. Практическая часть занятия.
Упражнение "Портрет агрессивного ребёнка"
Цель: выявление уровня агрессивности у детей (по мнению родителей)
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся карточка.
Участники совместно выбирают черты, свойственные агрессивному ребёнку, затем проводится обсуждение (приложение 1)
Заполнение родителями анкеты "Признаки агрессивности (приложение 2)
Если у вас получилось 15-20 положительных ответов, то ваш ребёнок с высокой степенью агрессивности; если 7-14 - со средней степенью, если 1-6 - с низкой степенью агрессивности.
"Критерии выявления агрессивного ребёнка" (приложение 3)
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным.
IV. Информационная справка "Как помочь агрессивному ребёнку"
Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:
ü изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную;
ü изменение стиля взаимодействия с ребёнком;
ü расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков;
Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия действия окружающих людей по отношению к нему:
ü Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка);
ü Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение и демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действует довольно эффективно;
ü Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём;
ü Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях:
ü Часто агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких детей очень полезны релаксационные упражнения. Например, в карман можно положить знак "стоп". Как только ребёнка начнут одолевать незваные мысли и желания он достанет этот знак и мысленно или в слух произнесёт «стоп!» чтобы этот приём начал действовать нужна многодневная тренировка.
ü Очень полезны постановки сценок, спектаклей, где агрессивный ребёнок, или стремящийся к лидерству получают роли положительных сильных героев (рыцари, богатыри и т.д.) однако должен быть у них и опыт проигрывания отрицательных ролей
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
ü Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не умеют выразить свои чувства словами или другим способом. Задача взрослого - научит выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом, например с помощью ролевой игры;
ü Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д.
Эмпатия - способность сопереживать другим людям. Считается, что развить эмпатию и формировать другие качества личности можно в процессе совместного чтения с ребёнком. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребёнком своих чувств. Очень полезно сочинять с ребёнком сказки, истории, где герои разными способами решают конфликтные ситуации.
У взрослых имеется ряд способов контроля детских чувств:
Позитивные способы - просьбы, мягкое физическое манипулирование, подкрепление хорошего поведения.
Просьбы и дружеское обращение к ребёнку не всегда бывает эффективно. Например, нет смысла уговаривать ребёнка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше родителю увести ребёнка и объяснить, почему родитель это сделал. Это и будет пример мягкого физического манипулирования. Часто взрослые обращают внимание только на плохое поведение и воспринимают хорошее поведение как должное. Для детей важно создавать "ситуацию успеха", что развивает позитивную самооценку и уверенность в своих силах.
Негативные способы - наказания, приказы.
Они могут вызвать либо гнев ребёнка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому наказывать следует только в исключительных случаях, объясняя за что конкретно. Если гнев ребёнка будет постоянно подавляться, ведь не всегда можно возразить сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребёнок может начать действовать изподтишка, специально делать что-то назло, например, подчёркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья в это время опаздывает в гости и т.д.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка нужно помнить, что их страх перед его выходками, способствует повышению агрессивности, а проявление гнева, криков или частого применения силы это в глазах ребёнка и есть проявление слабости взрослыми. Этому же способствует навешивание ярлыков (Раз я такой плохой, то я вам покажу!)
Нейтральные способы - модификация поведения.
Техника очень проста: за хорошее поведение ребёнок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий. Однако этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители получат вполне законный вопрос - а что мне за это будет?. Поощрения должны быть небольшими, не на перёд (будешь себя вести хорошо, к лету купим велосипед), а в тот же момент, который поощряем, и нечастыми.
А лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. Многие взрослые сами не умеют этого делать, а значит, не могут требовать подобного от своих детей.
Упражнение "Работа с гневом"
Группа делится на 2-3 подгруппы. Каждой выдаётся список выражения гнева. Обсуждают 5 минут, затем в кругу выбирают наиболее приемлемые способы общения с детьми. Список можно уточнить и дополнить.
VI .Обратная связь
· Каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы: Чем была полезна для вас эта встреча.
· Какие конкретные приёмы вы будете использовать.
Список литературы
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001
2. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995
3. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994
4. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005
Приложение 1
Характерные особенности ребёнка
1. Слишком говорлив
2. Отказывается от коллективной игры
3. Чрезмерно подвижен
4. Имеет высокие требования к себе
5. Не понимает чувств и переживаний других людей
6. Ощущает себя отверженным
7. Имеет низкую самооценку
8. Часто ругается со взрослыми
9. Создаёт конфликтные ситуации
10. Отстаёт в развитии речи
11. Чрезмерно подозрителен
12. Вертится на месте
13. Постоянно контролирует своё поведение
14. Чрезмерно беспокоится по поводу каких – либо событий
15. Сваливает вину на других
16. Беспокоен в движениях
17. Часто спорит со взрослыми
18. Суетлив
|
19. Любит заниматься головоломками, мозаиками
20. Часто теряет контроль над собой
21. Отказывается выполнять просьбы
22. Импульсивен
23. Часто дерётся
24. Имеет отсутствующий взгляд
25. Часто предчувствует плохое
26. Самокритичен
27. Не может адекватно оценить своё поведение
28. Имеет мускульное напряжение
29. Опасается вступить в новую деятельность
30. Часто специально раздражает взрослых
31. Задаёт много вопросов, но редко дожидается ответов
32. Робко здоровается
33. Мало и беспокойно спит
34. Толкает, ломает, рушит всё кругом
35. Чувствует себя беспомощным
|
Приложение 2
«Признаки агрессивности»
Ребёнок
|
Да
|
Нет
|
Ребёнок
|
Да
|
Нет
|
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух
|
|
|
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот
|
|
|
2. Он не может промолчать, когда чем- то недоволен
|
|
|
12. Часто не по возрасту ворчлив
|
|
|
3. Когда кто – то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же
|
|
|
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного
|
|
|
4. Иногда ему безо всякой причины хочется выругаться
|
|
|
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других
|
|
|
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что – то разбивает, потрошит
|
|
|
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
|
|
|
6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение
|
|
|
16. Легко ссорится, вступает в драку
|
|
|
7. Он не прочь подразнить животных
|
|
|
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
|
|
|
8. Переспорить его трудно
|
|
|
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности
|
|
|
9. Очень сердится, когда ему кажется, что над ним подшучивают
|
|
|
19. Не считается со сверстниками, не уступает и не делится
|
|
|
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих
|
|
|
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех
|
|
|
Приложение 3
« Критерии выявления агрессивного ребёнка»
Ребёнок
|
Часто
|
Редко
|
1. Спорит, ругается со взрослыми
|
|
|
2. Теряет контроль над собой
|
|
|
3. Завистлив, мстителен
|
|
|
4. Сердится и отказывается что-либо делать
|
|
|
5. Специально раздражает людей
|
|
|
6. Отказывается подчиниться правилам
|
|
|
7. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
|
|
|
8. Винит других в своих ошибках
|
|
|
Приложение 4
Памятка родителям «Как избавиться от собственного гнева»
Рецепт
|
Пути выполнения
|
1. Наладьте взаимоотношения с ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
|
Проводите вместе как можно больше времени. Слушайте своего ребёнка, делитесь с ним своим опытом. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте внимание каждому из них в отдельности (1 час в день). Рассказывайте о своём детстве, поступках, победах и неудачах.
|
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
|
Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребёнком, если это возможно. Объясните своё состояние. Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
|
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
|
Говорите детям прямо о своих чувствах, переживаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»
|
4. В минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
|
Примите тёплую ванну, душ. Позвоните друзьям. Просто расслабьтесь, лёжа на диване. Выпейте чаю. Послушайте любимую музыку.
|
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может повлечь ваш гнев.
|
Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.
|
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.
|
Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.
|
Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей:
1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей.
2. Исключите просмотр агрессивных мультфильмов, и тем более взрослых фильмов ужасов или триллеров, за исключением детских мультфильмов с «доброкачественной» агрессией, в которых учат, как постоять за себя.
3. Уделяйте время и внимание своему ребёнку! Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Хотя бы 15-20 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).
Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).
4. Не злоупотребляйте замечаниями. Вместо того, чтобы говорить как не надо делать, говорите как надо делать.
5. Не следует вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими. Пусть это его качество станет вашей совместной работой. Это придаст ребенку чувство уверенности, защищенности, эмоциональной близости и доверия к вам.
6. Объясните ребенку, почему нельзя драться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите ребёнку, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.
7. Обучите ребенка способам выражения гнева в приемлемой форме. В практике психологов при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева используются следующие направления:
- учат детей прямо заявлять о своих чувствах «…Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявить потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р. Кэмпбелл);
- выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых терапевтических приемов;
- перенос чувств на неопасные объекты (этому рекомендуется обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут оформить в слова свои мысли и тем более чувства).
9. Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других.
10. Не теряйте самообладания. Если каждый раз, когда ребенок начинает драться, вы выходите из равновесия, вскоре он поймет, что можно привлечь ваше внимание с помощью агрессивного поведения.
11. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда вы злы на него. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Там вы сможете освободиться от гнева способами, о которых не будете потом сожалеть. Например, проговорив свой гнев или продышав его.
Научитесь сами освобождаться от гнева конструктивными способами. Мэтью Мак - Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак - Кей в книге «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. Полезные рекомендации родителям можно найти на страницах книги Р.Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребенка».
Если вышеуказанные рекомендации оказались все же недостаточными для решения проблемы агрессивного поведения у вашего ребенка, вы можете обратиться к специалисту, который поможет вам определить причины такого поведения и научить своего малыша осознавать свои чувства и эмоции, выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами и начать учиться управлять им.
Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.
|