«Информационный калейдоскоп».
Здравствуйте, дорогие гости, уважаемое жюри и самые талантливые и интеллектуальные участники команд. Мы рады приветствовать Вас на игре «Информационный калейдоскоп».
Я рада представить вам жюри сегодняшнего состязания …
Я рада приветствовать сборные команды 5 – 11 классов.
Команды, определитесь, кто у вас будет капитаном. Капитаны, подойдите ко мне для жеребьевки, чтобы определить, кто первым будет делать ход.
1. Конкурс «Синонимы».
Ведущий зачитывает слова, к которым надо подобрать синоним. За верный ответ команда получает 1 балл.
8 бит
|
байт
|
CD-ROM
|
Лазерный, оптический диск
|
Гибкий диск
|
Дискета, флоппи диск
|
Дисплей
|
Монитор
|
Каталог
|
Папка
|
Компьютер
|
ЭВМ
|
False
|
Ложь
|
Hard Disk
|
Жесткий диск
|
2. «Змейка».
В табличках приведены слова, связанные с информатикой и компьютерами. Буквы слов записаны змейкой, т.е. в любом направлении по горизонтали и по вертикали, но не по диагонали.
Команда, давшая верный ответ, зарабатывает 1 балл.
Бейсик
|
Память
|
Кнопка
|
Сканер
|
Курсор
|
Сервер
|
3. «Пантомима».
В течении 3 минут команды придумывают, как с помощью пантомимы изобразить предложенные понятия. 5 баллов.
1 команда: вирус и антивирусная программа.
2 команда: мышь и курсор.
Конкурс для зрителей.
Задача: определить правдива эта история или нет. За правильный ответ зачисляется 1 балл той команде, за которую болеет зритель.
1. Основатели фирмы Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен учились еще в 9-м классе, когда получили свой первый оплачиваемый заказ на написание программы. Естественно, чтобы получить заказ, им пришлось скрыть свой возраст. Как вы считаете, правдива ли эта история.(Да)
2. А вот еще одна история про Билла Гейтса и Пола Аллена. Рассказывают, что именно они написали интерпретатор Бейсика для машины "Альтаир", а затем бесплатно распространили его среди всех владельцев "Альтаира". Верите ли вы в подобное бескорыстие? (Нет)
3. Несомненно, вторая мировая война придала большой импульс развитию вычислительной техники. Да и вообще все передовые разработки делаются, прежде всего, для военных и на деньги военных. Однако в том случае, о котором я хочу вам рассказать, война сыграла прямо противоположную роль. Дело в том, что, готовясь к войне, Гитлер призывал на военную службу не только истинных арийцев, но и талантливых техников, способных обеспечить разработку новых технологий.
Одним из таких талантливых молодых людей был Конрад Цузе. Он в одиночку собрал в 1936 году электронно-механическую машину, а так как Германия жила почти за "железным занавесом", он просто не знал о достижениях мировой науки и до всего додумывался своим умом. Пораженный скоростью вычислений, Гитлер выделил немалые средства для разработки, следующей машины. Но Конрад Цузе не мог опубликовать свои достижения, так как работал в режиме строгой секретности. Почти все разработки Конрада Цузе сгорели при освобождении Берлина в 1945 году и остались лишь обрывочные сведения. Поэтому Конрад Цузе и не получил заслуженного признания в науке. Верите ли вы в эту историю? (Нет)
4. Однако до нас дошли сведения, что, кроме конструирования машин, Конрад Цузе писал для своих машин программы. Работая в одиночку, он создал эффективный способ программирования компьютеров. Свой язык он назвал Планкалкюль (планирующее исчисление). Это был систематический логический язык. Один из ученых после публикации работ Конрада Цузе (уже в послевоенное время) заметил, что все развитие языков программирования пошло бы иначе, если бы Планкалкюль был опубликован во время создания. Верите ли вы в эту историю ? (Да)
5. Что такое искусственный интеллект? Многие ученые, работающие в этой области, считают, что главным признаком искусственного интеллекта является способность к обучению и совершенствованию. Одним из способов доказательства способности системы к совершенствованию является ее способность получать новые знания из уже имеющихся. Например, зная все известные данные, вывести какой-нибудь закон физики или химии. И такие программы действительно существовали. В конце 70-х годов в университете Карнеги—Меллона Патрик Лэнгли написал программу "Бэкон". После загрузки в нее данных о проведенных экспериментах программа заново открыла такие важные законы, как третий закон движения планет Кеплера, газовый закон Бойля—Мариотта, закон дифракции света Снелля, закон Блэка об удельной теплоемкости и закон Ома для электрических цепей. Это был настоящий прорыв в области искусственного интеллекта. Верите ли вы в эту историю? (Да)
6. Но открывать уже известные законы неинтересно. Вот если бы программа открыла новый закон или разработала новую конструкцию, применимую в жизни. И такая программа действительно существует. Она была написана в 80-х годах прошлого столетия, называется «Эвриско». Ее работа была основана на проверке всех элементов и логических взаимосвязей между ними. Когда в эту программу заложили сведения о кристаллах, полупроводниках и интегральных схемах, то "Эвриско" предложила использовать многослойное конструирование, которое обеспечивало бы более высокую плотность размещения (на один кристалл кремния помещалось больше транзисторов). По существу это была первая сверхбольшая интегральная схема. Верите ли вы в эту историю.(Нет)
7. Для того чтобы привлечь внимание к своей программе "Эвриско", ее создатель Дуглас Ленат принял решение участвовать в чемпионате США по игре "Трэвеллер Тисиэс". Это фантастическая игра типа "космический бой", где каждый участник должен построить космический флот и вступить в бой с кораблями противника. Ключ к победе был скрыт не столько в стратегии игры, сколько в организации флота. И вот, использовав общие знания, новые сведения об игре и даже немного потренировавшись, "Эвриско" собрал необычный флот, который без труда победил в состязаниях. "Эвриско" получил нашивки космического адмирала и право присвоить имя любой планете за пределами Солнечной системы. Организаторы ужесточили правила. Но и на следующий год "Эвриско" победил. Тогда правилами игры было запрещено участие искусственного интеллекта. Верите ли вы в эту историю? (Да)
8. Оказывается компьютеры могут играть на бирже , как и люди. Было проведено исследование, в процессе которого участвовали 2 команды из шести участников: в первой-люди, во второй – ЭВМ. В конце игры выяснилось, что электронные игроки заработали на 7% меньше, чем живые. Верите ли вы, что ЭВМ проиграли?(Нет)
9. Записи на компакт-диски считаются едва ли не самым надежным способом хранения информации. Но, оказывается, диски подвержены воздействию грибка, который питается углеродом и азотом, входящим в состав пластиковых покрытий компакт-дисков, таким образом, разрушая дорожки с записями. Верите ли вы в существование подобного грибка? (Да)
10. Английский студент разработал интеллектуальный тостер, который печатает информацию на кусок хлеба. Тостер подключается к телефонной линии. Сервер автоматически определяет местоположение тостера по номеру телефона, после чего на тостер передается информация о погоде для данного района, которая трафаретом (солнечно, дождь, облачно) наноситься на хлеб. Верите ли вы в эту историю?(Да)
11. Общеизвестный факт, что первые ЭВМ имени чрезвычайно большие размеры, а соответственно и массу. Масса первой ЭВМ составляла 1 тонну. Верно ли утверждение?(Нет)
12. И еще одна история про Билла Гейтса и Пола Аллена. Оказывается, перфоленту со своим знаменитым интерпретатором Бейсика для машины «Альтаир» они оценили в 500 долларов. Верите ли вы эту историю?(Да)
13. Еще одно новинка! Одной из компаний по производству компакт-дисков созданы диски, толщина которых в 5 раз меньше обычной. Это делает их настолько гибкими, что позволяет сворачивать в трубочку. Верите ли вы в существование подобной технологии?(Да)
4 . Найдите ошибки.
Прочитайте рассказы и определите. Сколько ошибок допущено и в чем ошибки заключаются.
1. Для работы за компьютером я обязательно включаю монитор и сканер, набираю буквы с помощью мыши. А если мне необходимо нарисовать картинку, использую сканер. Чтобы ввести в компьютер текст, не набирая его вручную, применяю джойстик, а для распечатки текста вставляю в системный блок бумагу.
2. Я люблю рисовать на компьютере. На мой взгляд, самой лучшей программой для рисования изображений является графический редактор Word. С его помощью я умею не только рисовать картинки, но и выполнять закраску любой части объектов. С помощью инструмента «карандаш» у меня потрясающе получается строить такие ровные прямоугольники и окружности, как будто я пользовался транспортиром. Кроме того, в данной программе можно сохранять изображения. Результаты свой работы я сохраняю в векторном формате bmp, хотя можно использовать и растровый формат gif.
Ответы:
- 6 ошибок.
1) обязательно включить монитор и системный блок.
2) буквы набирают с помощью клавиатуры.
3) для построения изображений сканер не используется.
4) для автоматического ввода текста используется сканер.
5) для распечатки используется принтер.
6) бумагу не вставляют в системный блок, для этого используется принтер.
2. 6 ошибок.
- Word не является графическим редактором.
- Закраска любой части рисунка в Word затруднительна (невозможна).
- С помощью «карандаша» рисовать ровные окружности и прямоугольники невозможно.
- Транспортир для построения окружностей не используют
- Формат bmp не является векторным
- В Wordе нельзя сохранить в формате .gif, только .doc
5. «На одну букву».
Написать как можно больше терминов из информатики на букву «П». 3 мин. Балл за каждое слово. Слова не должны повторяться.
6. «Начните фразу».
- Это устройство компьютера и печатной машинки имеют большое сходство.
- Это устройство предназначено для ввода текстовой информации в память компьютера без ручного набора.
- Это небольшое устройство, предназначенное для ввода аудиоинформации.
- Это устройство является «мозгом» компьютера.
- Это устройство для визуального отображения компьютерной информации.
- Это устройство предназначено для получения материальных копий электронных документов.
- Это устройство обеспечивает обмен информацией между микропроцессором и памятью, а так же передачу данных к периферийным устройствам и обратно.
- Это электронно-оптическое устройство для автоматического ввода информации.
Ответы:
- Клавиатура
- Сканер
- Микрофон
- Процессор
- Монитор
- Принтер
- Шина
- Сканер
7. «Сканворд».
Е
|
Ы
|
Н
|
Н
|
А
|
Д
|
Я
|
Ь
|
П
|
О
|
М
|
Е
|
Х
|
И
|
Т
|
Р
|
Б
|
А
|
Й
|
Т
|
Н
|
Я
|
И
|
Ц
|
И
|
Ф
|
Р
|
А
|
М
|
Е
|
Т
|
И
|
Б
|
*
|
Н
|
А
|
М
|
*
|
К
|
А
|
Н
|
З
|
П
|
Л
|
О
|
В
|
М
|
И
|
С
|
|
Е
|
Ы
|
Н
|
Н
|
А
|
Д
|
З
|
А
|
Р
|
Ф
|
И
|
Ц
|
Н
|
П
|
Ь
|
Т
|
Я
|
М
|
А
|
П
|
О
|
*
|
К
|
А
|
Н
|
З
|
Б
|
М
|
М
|
Е
|
И
|
Р
|
П
|
И
|
Е
|
*
|
Я
|
Б
|
А
|
Й
|
Т
|
Х
|
С
|
И
|
М
|
В
|
О
|
Л
|
И
|
|
Ответы: байт, бит, данные, знак, знания, память, помехи, прием, символ, цифра.
Жюри посчитывает баллы. Победила команда, набравшая наибольшее количество баллов.
|