Тип проекта: творческий, надпредметный, групповой, средней продолжительности.
Классы: 1-8 классы
Количество учащихся: 131 человек
Сроки проекта: 9-16 января
Цель: познакомить детей с древними традициями празднования Рождества.
Формируемые УУД
Познавательные:
- формировать умение формулировать проблему и искать способы её решения
- применять разнообразные методы поиска информации
- представлять информацию в развернутом виде
Регулятивные:
- формировать умения планировать деятельность и работать по плану
Коммуникативные:
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе
-формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
- воспитывать уважение к творческому наследию нашего народа.
- развивать познавательные интересы, учебные мотивы
Ожидаемые результаты.
Требования к знаниям и умениям участников:
Должны знать:
- Краткую историю праздника
- Обычаи рождественской недели
Должны уметь:
- Рассказать краткую историю праздника
- Участвовать в праздничных мероприятиях
Сроки и этапы
Этап
|
Содержание
|
Сроки
|
Организационно-подготовительный
|
Организация педагогов; Подготовка и распределение заданий.
|
9 января
|
Внедренческий
|
Запуск проекта: организация коллектива, поиск информации, анализ информации, представление результатов.
|
12 - 14 января
|
Рефлексивный
|
Предоставление итогов работы.
|
15 - 16 января
|
Реализация проекта «живой» книги «Рождественская сказка»
1. «Присказка»
Учителя в своих классах, рассказали об истории празднования Рождества и её традициях.
Собрали инициативную группу учеников, изъявивших желание в подборе информации по таким темам:
1 страница "Ряжение"- Любовь Александровна (8 класс)
2 страница "Масочная"- Ия Михайловна (6 класс)
3 страница "Колядная"- Татьяна Васильевна (3 класс)
4 страница "Игровая"- Вера Аркадьевна (7 класс)
5 страница "Гадания"- Вера Владимировна (5 класс)
6 страница "Святочные гуляния"- Елена Васильевна и Валентина Александровна (2 и 4 классы)
2. «Зачин» - поиск, анализ информации по группам. Группы представили «оглавления страниц». Ученики по классам (если классы маленькие, то можно создать разновозрастные группы) выбрали ту «страницу», с которой они хотят познакомиться.
3. «Основная часть» - Участие в праздничных мероприятиях.
4. «Концовка»
Каждая группа представила фотоотчет «страницы» «Рождественской сказки».
Рождественская сказка
Присказка (Один из вариантов рассказа учителя)
Ведущий: Рождественский вечерок … Что может быть более трогательным и прекрасным? На столах горят рождественские свечи, их нежное пламя мерцает, манит, заставляет всех нас мечтать о чуде.
Ночь тиха… По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят
Ясли тихо светят взору
Озарен Марии лик
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
- Так писал Афанасий Фет о рождении Христа...
У каждого из нас свои мысли и чувства, связанные с этим великим праздником Рождеством Иисуса Христа.
- Какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова «Рождество Христово»?
(Беседа с учащимися о морфемном составе слова, что позволяет определить значение этого слова).
- Какие чувства вы испытываете, когда приходит этот праздник?
Варианты ответов: елка, подарки, ощущение праздника, рождение Спасителя, свечи, вера в светлое, хорошее настроение, любовь, милосердие, свет, тепло, радость, семья, подарки, надежда, вера.
- Как вы думаете, что объединяет праздники Рождество и Новый год?
Ведущий: С Рождением Иисуса на Востоке явилась чудесная звезда, двигавшаяся с севера на юг. Волхвы поняли, что звезда возвещает рождение необычного Младенца. Звезда указала волхвам путь к месту, где находился Богомладенец. Не все собравшиеся здесь верующие христиане, но всем хочется, чтобы в его жизни была путеводная звезда.
Рождество
|
Новый год
|
Звезда
|
Звезда
|
Ведущий: Какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов. Главное — чтобы подарок был сделан от чистого сердца.
Рождество
|
Новый год
|
Чаще всего на Рождество дарят фигурки ангелочков, красивые открытки (с 1897 года), книги, сладости: конфеты, фигурные пряники, золочёные орехи.
|
Подарки: сладости, открытки, игрушки.
|
Ведущий: Древние предания рассказывают о том, что поклонились Христу в те дни люди, животные, деревья и цветы. Давайте познакомимся с одной из легенд.
Текст легенды: «Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма – шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель? Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу заплакала, обильно закапали ее слезы прозрачной смолой...
Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она...
Ведущий: Что она молвила? Что случилось потом? Продолжайте мой рассказ.
Ведущий: Свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она, радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей своей красе.
С тех пор ель является символом Рождества.
- Как вы думаете почему именно елка стала символом праздника, за какие качества ель была награждена.?
За скромность, смирение и доброту елочка была избрана Сыном Божиим среди других деревьев и отмечена чудесными сверкающими огнями.
Ведущий: С 8 января начинаются Святки, длящиеся 12 дней до Крещения. Святки сопровождались своими обычаями и обрядами — святочные гуляния, святочные колядования, щедрования, гадания под Рождество, Новый год и Крещение. Святки являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний.
- С каким из обрядов, вам хотелось бы познакомиться подробнее?
Зачин
«Зачин» - поиск, анализ информации по группам.
1 страница "Ряжение"- Мартынова Любовь Александровна
2 страница "Колядная"- Животенко Татьяна Васильевна
3 страница "Игровая"- Мартынова Вера Аркадьевна
4 страница "Гадания"- Потапова Вера Владимировна
5 страница "Святочные гуляния"- Остапова Елена Васильевна, Шишкина Валентина Александровна
6 страница "Масочная"- Муравьёва Ия Михайловна
Основная часть
1 страница "Ряжение"
Цель: Познакомить с одним из святочных обрядов – ряжение.
1. Рассказ об особенности данного обряда в разных странах.
- Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка.
- Для прославления Коляды, языческого бога пиршества и мира, парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя, ведьмы и другими.
- Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по нескольку раз, чтобы весь год были обновы.
2. Материалы творчества писателей, кинематографистов, СМИ по данной теме. Обсуждение увиденного, обмен мнениями.
3. Знакомство с газетой «Радуга». Чтение напечатанной в данном издании сказки, написанной школьниками республики. Учащиеся, по желанию, составили свои сказки, прочитали.
4. КТД: Ученики создали костюмы, опираясь на слова и образы героев.
Постановка, репетиция, музыкальное сопровождение.
Показ спектакля.
2 страница "Масочная"
Мастер—класс: Изготовление масок из бумаги.
Цель мастер-класса: создание карнавальной маски
Задачи:
• Учить детей передавать в масках характерные черты образов персонажей.
• Воспитывать у детей самостоятельность, творчество, эстетические чувства.
1. Игра «Определи по выражению лица настроение».
Задачи игры: учить детей узнавать, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации.
- У каждого сказочного персонажа свой характер. Кто-то добрый и весёлый, кто-то хитрый, а кто-то сердитый. Покажите лицо, выражающее удивление, радость, грусть. Почему вы так решили?
2. Практическая часть
- Выберем персонажа. Опишем характер, отличительные черты внешности.
- Возьмем лист бумаги. Сложим её на 2 части.
- Прорисовываем основные черты лица на согнутой половине. Вырезаем.
- Добавим отличительные черты выбранного персонажа. Работаем над деталями.
- Разукрашиваем: вносим необходимые цвета, оттенки, блики и т. д.
- Вставляем резинку.
3 страница "Колядная"
Цель: создание условий для получения знаний о возникновении Колядок на Руси
Результаты:
Предметные: узнают о традициях колядования
Метапредметные:
Познавательные: узнают, что такое колядки, как их праздновали
Регулятивные: научатся работать со справочным материалом, решать предложенные задания, удерживать учебную задачу
Коммуникативные: работать в паре, группе; умение ставить и задавать вопросы
Личностные: формирование позитивного отношения к Отечеству, чувство гордости
Учитель: Там, где Святки, там лихие колядки! Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева угощали гостей сладостями, а также сдобными булочками - «колядками».
1. Сообщения учеников
- В декабре были выпущены из адского царства злые темные силы мрачной пустоши и они развеялись по нашей земле. Обряд Колядование - это изгнание мрачных сил из нашей жизни. Этот процесс коляды начинается с зимнего солнцестояния и продолжается 12 -14 дней. В это время обрядовый ритуал необходим
- У славян праздник народившегося солнца назывался Солнцеворотом или Колядой. В ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели специальные песни — «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса — символ умершего и возродившегося вновь солнца.
- С приходом Христианства праздник Солнцеворота был заменен Рождеством Христовым. Но народную память так просто не обманешь — например, у белорусов до сих пор Рождество называется «Каледа». У всех восточных славян, ранее праздновавших этот языческий праздник, сохранились святочные обряды — колядование или колядки.
Как происходило колядование?
- Колядовщики наряжались в необычные одежды и, выступая в роли «духов предков», с песнями «колядками» посещали дома своих родственников. Считалось, что такое посещение «духом предков» принесет в дом удачу, станет залогом хорошего урожая и достатка.
- Конечно же, колядовщиков угощали различными праздничными яствами и даже давали с собой. В дома приносят снопы и куклы и поют песни - колядки с пожеланиями благополучия дому и с просьбами о подарках - караваев и пирогов, суля скупым бедность. Колядующие наряжаются медведем, конем, козой, коровой, а это древний символ изобилия.
2. Чтение старинных колядок (нараспев)
Ты нас будешь дарить -
мы будем хвалить,
а не будешь дарить -
мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!
|
Пришла Коляда накануне Рождества,
Открывайте сундучки, доставайте пятачки!
Если нету пятака, подавайте пирога!
Не дадите пирога, мы корову за рога!
Поведем на торжок, продадим за пирожок!
|
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
|
Мальчики: Коляда, коляда, накануне Рождества!
Блин да лепёшку ложи нам в лукошко!
Девочки: Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!
Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!
|
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
|
«Уж я сяду на порог – дай лепёшку и пирог!
Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»
Все: Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
|
3.Современные колядки
Игра – «Кто быстрей». Работа по группам (собрать колядки парами, прочитать или пропеть на манер частушек)
Критерии: - правильность
-выразительность (мелодичность)
-артистичность (были предложены маски, сделанные в избе)
С дролей мы колядовали,
Уморилися, устали,
Вместе дело спорится
Дай вам Бог здоровьица!
|
Дай вам Бог здоровьица!
Уморилися, устали,
Вместе дело спорится,
С дролей мы колядовали,
|
Колядушки, коляды,
Вы подайте нам еды.
Мы по улице гуляли,
Даже малость истощали
|
Вы подайте нам еды.
Колядушки, коляды,
Даже малость истощали
Мы по улице гуляли,
|
Сеем, веем, развеваем
И достатка вам желаем,
Не скупитесь на блины,
Чтоб красиво пели мы.
|
И достатка вам желаем,
Чтоб красиво пели мы.
Сеем, веем, развеваем
Не скупитесь на блины,
|
Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
|
Кто подаст нам больше всех,
Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Ждет того большой успех
|
Не скупитесь на колядки,
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Вам удачу принесет!
|
Подавайте шоколадки,
Тогда будущий год
Не скупитесь на колядки,
Вам удачу принесет!
|
Коляда, коляда,
Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,
Все вернется вам сполна.
|
Этой ночью к вам пришла,
Только жадничать не надо,
Коляда, коляда,
Все вернется вам сполна.
|
4. Итог. Пение колядок. Угощение всех конфетами
4 страница "Игровая"
Цель: ознакомление с играми для детей, проводимых в святочную неделю.
Познавательные:
- применять разнообразные методы поиска информации
- формировать умение находить способы её решения
- учить строить логическую цепочку рассуждений
Регулятивные:
- формировать умения планировать деятельность и работать по плану
Коммуникативные:
- воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной игре
-формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные:
- формировать духовно – нравственную культуру
- развивать познавательные интересы.
Оборудование: маски, мячи (луковицы), веревка, стулья, мешок с призами, карточки с названиями животных.
Вступительное слово.
Учащиеся нашли информацию и рассказали об играх детей, проводимых на святочной неделе.
Провели следующие игры:
Игра «Метатели снежков» (стрельба луком)
Для игры необходимы теннисные мячи (или снежки, изготовленные из ниток, ваты и клея, луковицы) и корзины для забрасывания мячей. Задача игроков — забросить как можно больше снежков в корзину. Игру можно проводить как в команде, так и индивидуально.
Игра «Кто первый?»
Для игры необходимы два стула и веревка. На игровой площадке располагают стулья напротив друг друга, а на пол между стульями кладут веревку. Два игрока начинают движение вокруг стульев. Как только звучит команда «Тащи!», игроки садятся на стулья и тянут к себе веревку. Тот игрок, который первым выдернет веревку, становится победителем.
Игра «Гонки с луком»
Участники располагаются по кругу. Два игрока, стоящие напротив друг друга, получают по луковице. По сигналу ведущего игроки начинают передавать луковицы по кругу в одном направлении. Игрок, у которого окажутся сразу две луковицы, выбывает из игры.
Игра «Змейка»
Игроки встают в колонну друг за другом и крепко держатся за пояс впереди стоящего участника. В таком положении они начинают движение по игровой площадке. Во время движения первый игрок в колонне должен поймать последнего, а последний должен увернуться от первого.
Игра «Ноев ковчег»
Игроки вытягивают из мешка названия животных, но не показывают и не говорят о том, что достали. Названий каждого животного может быть в мешке не более двух. Затем в комнате меркнет свет, а игроки, имитируя звуки своего животного, должны найти себе пару. Время поиска ограничивает ведущий.
Игра «Дары волхвов»
Ведущий предлагает игрокам опустить руку в мешок с дарами и выбрать себе подарок. Но игрок получит этот подарок только в том случае, если на ощупь он угадает, что это за подарок.
Рефлексия. Подведение итогов. Проведение опроса. 100% учащимся понравилось мероприятие. Было здорово!
5 страница "Гадания"
Цель: познакомить с обрядом гадания.
Узнать, что ждет в будущем, интересно каждому человеку. Наверное, поэтому в состав святочных обрядов входило и гадание. Рождественские и крещенские гадания считались особенно верными. Узнать свою судьбу девушки пытались самыми различными способами: гадали на курице, на лошади, на гребешке, на топоре, на ключе, на башмачке, на зеркале, на бобах... Гадали на будущий урожай, а больше всего - на брачный союз, на суженых.
Сообщение ученика.
Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.
Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.
Гадали как правило на суженого.
Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.
Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды - гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.
Гадание с подблюдными песнями.
Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.
Гадание по валенку.
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.
Гадание на кур.
В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.
Гадание по снегу.
Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.
Знакомство с одним из способов гадания – поблюдное гадание.
(Каждая из девочек по очереди достаёт один из предметов из-под блюда: кольцо - муж будет щеголем; хлеб – к достатку, благополучию; щетка - муж будет простым человеком; гвоздь - будешь женой бедняка; табак - муж будет с вредными привычками).
Учитель: У наших предков была традиция - в Святки «сжигать» все свои
неприятности. У нас зажжены свечи; посмотрите на огонь свечи, вспомните, кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово... И пусть все ваши неприятности «сгорят» на этом пламени и больше не повторятся.
Учащиеся смотрят на зажжённую свечу и вспоминают, кого они обидели.
Пожелания. Слово учителя.
В учебе пятерок да счастья в семье,
И полную чашу всегда на столе!
6 страница "Святочные гуляния"
Цель: Приобщение школьников к традиции святочных гуляний
Ход мероприятия
1. В день праздника ученики 2 и 4 классов переоделись в костюмы. Участники прошли по главной аллее, спели новогодние песни, желали счастья и благополучия друг другу. Учителя за интересные колядки, песни, стихи дарили сладкие призы.
2. Дети с удовольствием водили хороводы, играли в веселые игры «Коза рогатая», «Медведь-сладкоежка», «Пышкай», «Шыр пельöс».
3. Ребята «зажгли» рождественскую звезду на елке.