Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Актуализация ранее изученных знаний и умений
|
Теперь мы готовы работать дальше.
- Вы не забыли, что мы с вами в гостях. Догадайтесь у кого?
Тройка – тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Что же это за царица?
- А почему зима, а не лето или весна? (все покрылось серебром, белокоса, белолица)
- Зима – прекрасное время года. Вы любите зиму? За что?
- Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово “Зима”.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима».
- Мы можем услышать звуки зимы?
- Знаете приметы зимы?
- Как называют зиму?
- Зимушка, матушка – так в старину русский человек называл зиму. Не весну-красну, не лето теплое, не осень сытую, а именно зиму с ее холодами, снегами, метелями и буранами.
- Как вы думаете, почему?
Может быть, и потому, что зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным одеялом, защищая от лютых морозов. Русский народ сложил о зиме пословицы и поговорки. Пожалуйста, приведите примеры…(дети зачитывают)
- Чему мы посвятим сегодня наш урок? (волшебнице-зиме.)
-- А какие произведения искусства помогут раскрыть красоту, волшебство зимы? (поэзия, картины, музыка)
- Давайте назовем тему нашего урока: Картины зимней природы в поэзии, живописи, музыке.
-Что хотели бы узнать? Какую цель поставите?
|
Общее понятие «Зима»! Явления природы в это время года.
Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.)
Воем ветра, скрипом снега, шумом метели.
Короткие дни и длинные ночи. .Приходят морозы. Замерзают почва, водоёмы. Земля покрывается снегом.
Волшебница, матушка, чародейка.
Пословицы о зиме
Предлагают свои варианты
|
Первичное усвоение новых знаний.
(Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах), формулирование вариантов выводов. Обобщение.)
|
Получение новых знаний.
Коллективное пошаговое первичное закрепление
|
Какой предстает зимушка-зима в поэзии, музыке, живописи нам помогут узнать поэты, художники, композиторы, и, конечно же, сами вы-ребята.
Сегодня мы с вами находимся в мире красок и звуков зимы. Будем анализировать стихотворения, слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму.
- Давайте перенесемся в волшебный и сказочный зимний лес. А поможет нам музыка великого русского композитора Петра Ивановича Чайковского. Закроем глаза и попробуем представить зиму в лесу.
Звучит отрывок из сборника П. И. Чайковского «Времена года». Январь. «У камелька».
- Какие чувства возникли при прослушивании? Что вы услышали?
- Какую картину увидели, представили, слушая эту музыку?
- Второе название этого произведения «У камелька».
- Найдите значение этого слова в словаре.
Камелёк… Какое уютное ласковое слово. Так и видишь перед собой
огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате… В то время, когда жил П.И.Чайковский ни парового отопления вообще не было. Были печки и камины. Сидеть у камелька – это и есть сидеть у такой печки или камина. Тепло, уютно, тихо… В комнате полутемно, вечереет… Музыка «Января» в начале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина.
Мягко, нежно звучит музыка.)
- Такой же тихой, сказочной, загадочной описал зиму поэт Сергей Есенин в стихотворении «Пороша». И произошло невероятное! Музыка, написанная задолго до рождения Есенина, сливается с его стихами неразрывно!
Прослушайте стихотворение.(читает учитель)
«Пороша» Сергей Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Нарисуйте словами картины, которые вы увидели, какие краски использовали бы, почему?
- Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? (олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры) .
Исследовательская работа (разноуровневые задания)
- А теперь проведем исследование. Мальчики подчеркивает слова, которые помогают увидеть цвет зимы. Девочки подчеркивает слова, которые помогают услышать звуки зимы.
- Проверим.
- Стихи Есенина переполнены любовью к родной природе, пробуждают добрые чувства.
- Вам нравятся стихи о зиме. Зачитайте понравившееся.
-Красота, чудеса зимы вдохновляли и вдохновляют и других многих русских поэтов на творчество.
- Фамилия каких поэтов вы можете назвать?
Нельзя сегодня не вспомнить произведения великих поэтов А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И. Тютчева, Н. Некрасова и многих других..
- Отгадайте, чьи это строки?
1) Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает..
Стозвоном сосняка…/Есенин/
2)Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она./ Пушкин\
3)Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром../ Есенин/
4)Вот моя деревня
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой../ И.Суриков/
5)Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. / Н.Некрасов/
6)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…/А.С.Пушкин/
7) Мороз и солнце! День чудесный,
Ещё ты дремлешь , друг прелестный? /А.С.Пушкин/
8) Зима недаром злится,
Прошла её пора…
Весна в окно стучится
И гонит со двора./А.С.Пушкин/
9) Чародейкою зимою
Околдован лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою чудной жизнью он блестит…/Ф.И.Тютчев/
10) Опрятней модного паркета,
Блистает речка льдом одета../ А.С.Пушкин/
-Молодцы! Хорошо знаете имена и творчество великих поэтов.
- А как поэты раскрывают в своих стихотворениях красоту зимы?
- Всегда ли образ зимы одинаково звучит в творчестве поэтов?
- Найдите разные образы, зачитайте.
- Вспомните, каким словом мы пользовались в начале урока для передачи красоты, прелести чего-либо? (поэзия)
-Значит, как раскрывают образ зимы поэты? (поэтично)
- В нашем классе зима вступила в свои права, мы начинаем замерзать, предлагаю погреться.
Физминутка
Снеговики.
- А теперь рассмотрите репродукцию Константина Федоровича Юона «Волшебница-зима» написана в 1912 году и скажите, какие чувства у вас вызывает настроение картины?
- Перечислите, что вы видите на картине.
- Каким изобразил художник снег?
- Почему художник назвал эту картину именно так?
Какие строки великих поэтов подходят для описания этой картины?
- Найдите, зачитайте.
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед. (Пушкин)
-Итак, какую зиму написал К.Ф.Юон?
- Он показал зиму волшебницей, чародейкой.
- Посмотрите перед вами новая репродукция.
- Какое название можно дать этой картине? Почему?
- Перед вами замечательная картина «Февральская лазурь», художник Игорь Эммануилович Грабарь.
- Какие краски использует художник? Почему?
- О чем он нам хотел рассказать?
-Какое стихотворение вспоминается, глядя на работу художника?
- Конечно же, самое знаменитое стихотворение С. Есенина о зиме - “Берёза”.
- Зачитайте строчки из стихотворений, которые, по вашему мнению, описывают настроение этой картины?
- Какой образ зимы представили нам художники?
- А в музыке одинаковый образ зимы?
- Как будет звучать мелодия, если представлять разные картины зимы? Ваши предположения
- Давайте прослушаем две мелодии, а вы проверите свои предположения.
Звучит Чайковский «Февраль», «Декабрь».
«Февраль» - Вслушаешься в неё – словно не рояль звучит, а балалайки, гусли. Так и кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская – весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного многолюдного праздника.
«Декабрь» - Музыка «Декабря» - это красивый вальс,
который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, задумчивый и немножко грустный. И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников.
|
Прослушивают музыкальное произведение.
Делают предположения, анализируют.
Работают со словарём.
Участвуют в беседе.
Отвечают на вопросы
Возможно, называют такие слова.
Находят примеры выразительности стихотворения.
Чтение стихотворений, анализ
Находят фамилии авторов.
Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть.
Окраина деревни, речка, по берегам деревья, мальчишки на коньках, собаки бегают.
Снег серебристый, пушистый, белый.
Яркая, радостная, веселая.
Нет, она может быть разной.
Быстро, громко, тихо, плавно
|
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа. Творческие задания.
|
Тренировка полученных знаний.
|
- Какие образы зимы предстали перед нами в музыке, живописи, поэзии?
- А вы сегодня, какой ее увидели?
- Выразите свои чувства в стихах.
- Представьте себя поэтами, используя рифмы, сочините стихотворение о зиме.
_____________ снежинка
_____________пушинка
_____________ на ладошку
_____________понарошку
- Послушаем будущих поэтов.
- Возьмите карточки, закрасьте ее теми цветами, какой вы увидели сегодня образ матушки-зимы.
- Сделайте вывод. (волшебная)
Зима Волшебница всем хороша, дает нам радость, веселье, игры и забавы. Зимние праздники создают нам радостное настроение на весь год. Пройдут, весна, лето, осень, и мы с нетерпением будем ждать вступления во власть Зимы, наступления времени долгожданной Зимней сказки.
- Давайте вспомним все о чем мы с вами сегодня говорили и делая вывод составим синквейн:
- Тема нашего разговора: Зима
- Какой мы сегодня ее увидели: Волшебная, чудесная, удивительная
- Что она сделала: Пришла, рассыпалась, воскликнула
- Составьте предложение: Одела всю землю в праздничный наряд
- Одним словом как можно сказать о зиме: Красота!
|
Зима разная: сказочная, загадочная, суровая, морозная, веселая, праздная.
Работают самостоятельно
Самостоятельная работа
Закрашивают, получается снежинка.
Составляют синквейн.
|