Мартыновские чтения. Игры как приём развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности
Submitted by Юлия Николаевна Агафонова on чт, 19/02/2015 - 21:37
Для школьников игра — путь к познанию в дополнение к регулярным, порой однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам и формам работы.Для школьников игра — путь к познанию в дополнение к регулярным, порой однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам и формам работы. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок. Учитель выступает в роли ведущего, судьи или является участником игры. Сейчас в условиях ФГОС требуется, чтобы ребенок мог легко использовать свои знания в конкретных ситуациях, и в этом помогают компьютерные технологии совместно с играми.
Игра – это хороший способ развития памяти, творчества и воображения. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Воображением приходится дополнять проверенные представления, между тем как фантазия связана с темпераментом и мнимыми представлениями, мало или совсем непроверенными. Воображение и фантазия развиваются особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет, и если в этот период их специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции, что не оказывает положительного влияния на развитие личности. Вместе с тем воображение может не только облегчить процесс обучения, но и само развиться при соответствующей организации учебной деятельности. Одним из эффективных приёмов тренировки воображения, а вместе с ним мышления, внимания, памяти и других связанных с ним психических функций, являются игры и задания, имеющие несколько верных решений. Ниже представлены некоторые из таких игр, которые я широко использую на уроке.
Игра «Составь слово». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса учащихся. Она проводится после изучения конкретной учебной темы или после прочтения определённого текста. Ученики должны, используя данные буквы, составить как можно больше слов, встречающихся в тексте сказки «Die Bremer Stadtmusikanten». E L K T R A Z H N U S I M B D Количество слов, образованных учеником, служит показателем его словарного запаса. Игра «Укрась слово». Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность учащихся. Её можно проводить при введении, закреплении и контроле лексики. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Класс делится на две команды. Каждой команде даётся существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определённое время. Например: Существительное Das Kleid Das Haus Прилагательное Gut, neu, alt, klein, bunt, schmützig, sauber…. Modern, nett, alt, klein, hoch, niedrig…. Выигрывает та команда, которая нашла наибольшее количество прилагательных.
Игра «Как лучше использовать предметы» направлена на общее развитие и на стимулирование фантазии учащихся. Учитель показывает картинку, где изображён какой-либо предмет, например, книга. Учащиеся должны перечислить все действия – реальные или воображаемые, которые можно совершить с этим предметом: das Buch- lessen, schenken, geben, mitnehmen usw. Следующая игра направлена на развитие творческого воображения, филологических способностей учащихся и расширение словарного запаса. Учащимся даётся любое слово, например «Der Clown». Им нужно ответить: какие ассоциации оно вызывает, в какие сочетания вступает. Можно предложить придумать слова, которые начинаются на буквы, составляющие это слово, например: C-Cowboy L-Limon O-Ohr W-Wasser N-Nase Ученики могут попытаться придумать начинающиеся с этих букв слова, которые образуют законченное предложение, например: C- Cowboy L-liebt O- Ostern W-Weihnachten N-Neujahr Cowboy liebt Ostern Weihnachten Neujahr. Чем больше предложений придумают дети, тем лучше.
Следующий вид работы наряду с воображением развивает наблюдательность, оперативную память, образное мышление. Учащиеся получают текст, который они должны прочесть, затем им ставится задача: представить и нарисовать предметы, о которых идёт речь в этом тексте. Обязательно надо передать их цвет, форму, размер, место положения. Ученики составляют таблицу для анализа текста, которая помогает им выполнить это задание. Пример такой работы: Guten Tag, Herr Becker!Ich will Ihnen sagen, dass unsere Katze blaue Augen, graues Fell, grüne Pfoten und einen roten Schwanz hat! Таблица для анализа текста. Die Katze blau Augen grau Fell grün Pfoten rot Schwanz Более сложное задание получают ученики при работе над следующим текстом – «Mein Kater Peter». Они должны кроме анализа текста в рисунках передать его содержания.
Следующая игра «Сочини историю по опорным словам» направлена также на развитие воображения и фантазии. Учащиеся делятся на две-три группы. Каждая группа получает листок с опорными словами, по которым сочиняет историю в течение 15 минут и затем она пересказывается представителями групп. Последовательность опорных слов значения не имеет, важно, чтобы они все были использованы в рассказе. После ознакомления с рассказом каждой группы выбирается самая оригинальная история. Nachbarn Party Freunde Musik Krach Polizei Вместо опорных слов учитель может использовать ряд картинок, и учащиеся, опираясь на жизненный опыт, воображение, составляют рассказ, а затем читают текст и проверяют, насколько сочинённая ими история соответствует содержанию предложенного текста. Предлагаемое упражнение «Что означает эта интонация?» развивает воображение на слуховые образы. Учащимся предлагается прочитать короткий текст по очереди. Каждый должен читать его со своей интонацией, придавая ему эмоциональную окраску: «по-доброму», «сердито», «грустно» и т.д. Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Игра-пантомима активизирует воображение ребёнка.
Игра пантомима «Оживление картины» хорошо развивает образное мышление и ставит своей целью объяснить зрителям с помощью жестов, мимики содержание предлагаемого текста. Группа разбивается на две-три команды, каждая получает сюжет для своей картины в секрете от противников в письменном виде. Szene 1. Haustür Wohnung. Rollen Person1?Person2-Gast. Person2 klopft an die Tür. Person1 öffnet die Tür. Person2 stürzt herein, halt einen Blumenstrauss in der Hand, begrüsst Person1 herzlich und will sie umarmen. Person 1 stutzt, ist überrauscht, dann böse und wirft Person 2 zur Tür hinaus. После ознакомления с текстами команды показывают друг другу немые сценки, иллюстрирующие предложенные сюжеты.
Игра – пантомима «Превращения» направлена на развитие изобретательности ребёнка, т.е. воображение в сочетании с творческим мышлением и построена на универсальном механизме детской игры, имитирующей функции предмета. Берётся простой предмет, например стул, который превращается с помощью пантомимы в кровать, сиденье в автобусе, в самолёте. Куртка превращается в шубу, одеяло и т.д. Большой простор для фантазии дают тексты о приключении барона Мюнхгаузена. После чтения текста «Die Käseinsel» одна группа учащихся рисует географическую карту «сырного» острова, комментируя что изображённые на ней болота – из йогурта, горы – из блинов, реки – из молока и т.д. Вторая группа занимается описанием воображаемых растений, придумывает язык островетян (там говорят слева направо). После урока детей можно угостить этими продуктами. Эти «дары» вызывают восторг и помогают ощутить тексты на вкус.
В заключении хочется подчеркнуть, что все упражнения создают благоприятные условия для имитации иноязычной языковой среды, помогают детям «проживать» воображаемые ситуации, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувство языка. При этом учитель обеспечивает детям максимальную самостоятельность в творчестве, не даёт прямых инструкций, помогает действовать независимо, а на основе тщательного наблюдения и оценки определяет их сильные и слабые стороны.
Список литературы:
1. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
2.Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой .М.: Просвещение, 1987.
4.. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника .М.: Русский язык, 1977.
5. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка .Вопросы психологии. - №6.
6. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика .М.: Издательский центр « Академия», 2005.
7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975.
8. Калимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи .Иностранный язык в школе. - 2003. - №3. 9. А. Артемова “Современная методика преподавания иностранного языка и ее реализация в начальной школе” “Deutsch kreativ” № 2, 2003