Модель культурно-образовательного пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.
В последние годы российская система образования переориентировалась на личностно-ориентированные, гуманистические и развивающие образовательные технологии. Это меняет отношение к учащимся, к их способностям и умениям.
В связи с внедрением в образование ФГОС НОО обязательным для учащихся становится внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности учащегося. Социализация ребенка в натсоящее время признается в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в совремнной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов, наличие педагогических кадров и т.д.
Цель проекта: создание эффективной модели культурно-образовательно пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.
Задачи проекта:
- создать условия для развития личности; создание условий для взаимодействия субъектов культурно-образовательного пространства
- создавать условия для поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности в школе;
- оказывать содействие учащимся в раскрытии индивидуальных способностей, творческих начал собственной личности, формировании устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, учителем и другими взрослыми;
- формировать личностные качества учащихся как основу взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Содержание проекта.
Одаренные дети характеризуются:
- наличием специфических стратегий деятельности, обеспечивающих особую качественно своеобразную продуктивность;
- сформированностью качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»;
- особым типом организации знаний одаренного ребенка (высокая структурированность знаний, способность видеть предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер знания);
- своеобразным типом обучаемости, проявляющийся в высокой скорости и легкости обучения (инструментальный аспект);
- повышенной избирательной чувствительностью к определенным сторонам предметной деятельности, повышенной любознательностью и готовностью по собственной инициативе выходить за пределы требований деятельности;
- ярко выраженным интересом к тем или иным занятиям или сферам деятельности;
- предпочтением парадоксальной противоречивой и неопределенной информации;
- высокой требовательностью к результатам своего труда, склонностью ставить сверхтрудные цели и настойчивостью в их достижении (мотивационный аспект поведения).
Характеристика группы одаренных детей, посещающих внеурочную деятельность по социальному направлению.
Учащиеся любознательны, активны, восприимчивы, наблюдательны, обладают критическим мышлением. Хорошо рассуждают, улавливают причины и мотивы поступков других людей, обладают хорошей памятью, задают много вопросов. Хорошо информированы о событиях в стране и городе. Обладают чувством собственного достоинства. Любят работать как в команде, так и индивидуально. Хорошо откликаются на творческие задания и обязательно доводят их до логического конца.
Культурно-образовательное пространство поддержки детской одаренности в современной школе
Пространственный подход к организации современного образования определяет условия, при которых образование наполняется личностными смыслами и становится пространством культуры и творчества, где ребенок обретает личностную свободу, развиваются его способности жить и действовать в неоднозначном и быстро меняющемся мире, накапливаются средства самовыражения и личностно-смыслового развития (Г.И.Герасимов, В.А.Конев, В.Т.Кудрявцев, Р.М.Чумичева).
Своими сущностными характеристиками пространство актуализирует самопроцессы личности, подчеркивает процессуальную сторону образования, обращает человека к духовному развитию и самосовершенствованию. Такие характеристики образовательного и воспитательного пространства приближены к сущности современного понимания одаренности как динамического явления, изменяющегося во времени по предметности, интенсивности, связям структуры, которое обретает форму
психического процесса (избирательный интерес и эмоциональная включенность в деятельность);
психического состояния (переживание, проживание ситуации, личностное самоутверждение в ней);
личностного свойства (потребность в проживании творческой ситуации) (В.И.Панов).
Образовательное и воспитательное пространство многократно увеличивает степень свободы личности, создавая условия для реализации возможности индивидуального разрешения и переоформления оснований совместной жизнедеятельности, выстраивания индивидуальной образовательной траектории.
Образовательное пространство расширяет знания субъекта об окружающем мире, о людях, о себе, своих познавательных и созидательных способностях и возможностях.
Воспитательное пространство погружает человека в мир ценностей, отношений между людьми, помогает осмыслить себя как духовного и душевного субъекта, понять свою душевную организацию и решать задачи духовного совершенствования.
В условиях воспитательно-образовательного пространства устанавливается психологический климат доверительного общения, порождающий определенные ценности, смыслы, типы общения, инициируются творческие возможности личности.
Оптимальность и эффективность пространства определяется показателями пространственно-временного контекста личностного развития и становления культуры личности:
- амбивалентностью пространства, размещением его между 2-мя противопоставленными друг другу полюсами и наполнением разнообразными средами как механизмами развития личности;
- событийным характером взаимодействия субъектов пространства;
- фасилитационной позицией педагога как «облегчателя», в присутствии которого изменяется поведение.
Амбивалентный характер пространства может быть подчеркнут противоположными полюсами различных векторов развития и самосовершенствования личности, определяемых потребностями и возможностями различных субъектов образовательного пространства.
Поиск векторов, их содержательного наполнения зависит от качества процессов социализации и индивидуализации; интеграции и дифференциации; возрастного или вневозрастного движения развития личности. Они становятся осями координат для реализации пространством своих сущностных трехмерных характеристик- обладать длиной, шириной, высотой для повышения меры свободы, самостоятельности и ответственности, духовного и душевного роста, поиска психологической общности для организации собственной жизни.
Векторы развития детей, посещающих внеурочную деятельность по социальному направлению в школе.
В рамках данного проекта выделены следующие векторы развития детей группы:
1. вектор индивидуализации;
2. вектор социализации;
3. вектор дифференциации;
4. вектор возрастного развития.
На векторах развития выделены следующие полюса:
1. индивидуальные особенности и скрытые линии развития – выработка собственного стиля деятельности и иерархии ценностей (вектор индивидуализации);
2. интеграция – опыт позитивной социальной адаптации (вектор социализации);
3. - персонализация высоких достижений (вектор дифференциации);
4. возрастная норма – вневозрастное развитие (вектор возрастного развития).
Образовательные среды модели культурно-образовательного пространства поддержки детской одаренности в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в школе.
Одним из важнейших условий развития пространственной организации образования выступает разнообразие включенных в него образовательных сред, которые объединены вокруг содержательного ядра пространства, позволяющего удерживать всю полифонию разнообразных взаимодействий в предсказуемых рамках и обеспечивать заданную динамику изменений.
1. Информационно-коммуникативная образовательная среда
2. Образовательная среда духовно-нравственного развития
3. Образовательная среда культурно сообразного развития личности
|