Учитель английского языка
ГБОУ РМЭ «Лицей им. М.В. Ломоносова» Биндас О.Б.
Интерактивные технологии при изучении английского языка
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.
Актуальность использования интерактивных технологий
Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приёмов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников. Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия.
Проблема
В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых профессиональных компетенций. Проблема выбора педагогических технологий является приоритетной в деятельности учителя.
Гипотеза
Интерактивные методы обучения позволяют:
формировать коммуникативные навыки;
развивать презентационные умения;
формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение;
формировать аналитические и экспертные умения и навыки;
развивать креативность.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивные технологии предполагают:
Диалоговое общение
Приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения
Развитие критического мышления
Развитие умения решать проблемы
Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия
Формирование личностных качеств учащихся
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
- Творческие задания
- Работа в малых группах
- Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
- Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
- Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
- Разминки
- Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)
- Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум)
- Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»)
Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании интерактивных игр на уроках и внеклассных мероприятиях английского языка.
Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса). При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в рефлексии.
Технология «Карусель».
Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Технология «Театр» чем-то сродни спектаклю, где зрители выступают в роли наблюдателей, экспертов, критиков и аналитиков. Несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Задача актеров передать соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, а задача зрителей – заметить, объяснить свои выводы, сказать на чем они основывались, чем руководствовались.
Технология «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Технология «Незаконченное предложение». Детям предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Предложения начинаются весьма неопределенно, поэтому у ребят практически неограниченные возможности закончить его. Они касаются различных жизненных сфер и могут охватывать любые темы.
Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов.
Технология «Верите ли вы, что…» данный вид языковой практики можно использовать на любую тему. Причем учащимся сначала предлагается «поверить» учителю, а затем придумать свои высказывания в рамках заданной темы.
Технология «Брейн-ринг» очень хорошо подходит для уроков- обобщения изученного материала. Содержательное наполнение раундов может быть абсолютно разнообразным, и охватывать такие разделы как лексику, грамматику, чтение, аудирования и письмо. Данная технология требует серьезной подготовительной работы, которая включает в себя: выбор темы, составление задания, создание презентации, продумывание вопросов на внимание, заготовка бланков ответов, дипломов. В начале игры происходит выбор жюри, разбиение учащихся на команды. Каждый раунд длится 3 минуты, после чего, ответы сдаются в жюри в письменном виде. Правильность ответов проверяется и обсуждается после каждого раунда, а затем задается серия вопросов на внимание, что тоже приносит дополнительные очки командам.
Технология «Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Поскольку ролевая игра строится на межличностных отношениях, она вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в нем на иностранном языке, т.е. выполняет мотивационно-побудительную функцию. Ролевую игру в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, заочные путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д.Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).
Практика показывает, что уроки и внеклассные мероприятия иностранного языка с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы. Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлению волевых качеств личности.
На уроках и во внеклассной работе рационально использовать дидактические игры – викторины. Интерактивные игры можно проводить по разным направлениям, это могут быть игры связанные с использованием лексики, грамматики, социокультурных знаний.
Для создания подобных игр я использую программу Power Point. Этапы создания презентации просты: необходимо подобрать вопросы, решить какой вид ответов вы выбираете, либо это будут задания с множественным выбором, либо открытый ответ. В любом случае необходимо показать правильный ответ. Нельзя забывать и об аудио-визуальном методе. Обязательно необходимо оформить слайды картинками, это позволит школьникам лучше запомнить информацию, кроме этого некоторые вопросы могут содержать вопросы с использованием аудио файлов.
До начала игры следует познакомить учащихся с правилами и условиями проведения игры, определить состав играющих, будут ли это группы играющих, парная работа либо индивидуальные игроки.
На основном этапе ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится ясно формулировать вопрос, четко выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, выслушивать точки зрения других; в процессе интерактивной игры происходит интеллектуальное взаимообогащение; учащиеся учатся разделять с педагогом лидерство в группе и брать на себя ответственность.
На заключительном этапе необходимо провести подведение итогов, рефлексию, организовать самооценку и взаимооценку деятельности.
Примером интерактивных игр могут послужить «Умники и умницы» по теме «Шотландия – Марий Эл, общность культур», игры по страноведению «Географическая викторина», «Ирландия», «Шотландия», «Льюис Кэрролл», «День благодарения», «День Св. Валентина», «Австралия».
Таким образом, интерактивные формы обучения были введены в учебный процесс с целью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, которое постоянно изменяется и динамично развивается. Новые знания в нашем обществе появляются каждый день, постоянно повышается потребность в освоении новых навыков.
Интерактивные формы обучения призваны обеспечивать новые возможности реализации педагогических задач, которые определяют перспективы развития образования.
Литература:
1. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.
2. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию. - М.: Изд.дом «Новый учебник», 2004г.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта.- М.: Фонд «Сивитас», 2005г.
4. Толерантность. Мир без конфронтации. Под редакцией Хромченко М.С. и Хасан Б.И.- М.: Изд. «Бонфи», 2001г.
5. Заир-Бек С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Изд-во «Просвещение», 2004г.
|
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Ольга Борисовна, добрый вечер! Я с большим интересом познакомилась с Вашим материалом, представленным на Конференцию. В настоящее время актуальной является проблема активизации учебной деятельности учащихся, и поэтому важная роль в процессе обучения отводится интерактивным технологиям обучения. Согласна с Вами: интерактивные методы способствуют развитию у учащихся коммуникативных УУД, умения работать в команде и отстаивать свою позицию. Вы подробно описали технологии, которые можно использовать как на уроках, так и при организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету. Особенно мне понравился приём "Карусель", попробую использовать его в своей работе с учащимися. Ольга Борисовна! Спасибо Вам за желание делиться своими знаниями и опытом с коллегами! Желаю Вам дальнейших успехов в работе!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Ольга Борисовна, добрый день. Материал замечательный, все разобрано очень подробно и главное полезно для тех кто прочитал. Мне понравилось про "Ролевые игры". Все же ученикам бывает интереснее разговаривать друг с другом, и при этом познавать новое. Интерактивные технологии дают нам огромное количество возможностей. Главное умело их применить.
Спасибо за представленный материал. Я считаю его интересным и поучительным.
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Добрый день, Ольга Борисовна! Спасибо за содержательный материал. Познакомилась с новыми для себя технологиями. Буду использовать в своей работе.
Светлана Дмитриева
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Добрый день, Ольга Борисовна. Спасибо за интересные интерактивные технологии. Игры помогают сблизиться с детьми. Помогают детям раскрыться в новом образе. В своей работе буду использовать эти технологии
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Статья содержательная. Спасибо. Я в своей работе тоже использую творческие мастерские. Сомова СА.
сомишна
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Уважаемая Ольга Борисовна! Вы поднимаете в своем докладе актуальную тему, действительно интерактивные технологии как нельзя лучше подходят к современному уроку, предполагают деятельностный подход в обучении. Вы привели множество примеров применения интерактивности, уверена, многие коллеги с большим удовольствием воспользуются вашим материалом.
С уважением, Елена Васильевна
Елена
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Добрый вечер, Ольга Борисовна! Познакомилась с вашим докладом.Согласна с вами ,что интерактивные формы обучения призваны обеспечивать новые возможности реализации педагогических задач, которые определяют перспективы развития образования.Вы поэтапно разложили и объяснили актуальность использования интерактивных технологий,раскрыли проблему,сформулировали гипотезу.В холе изучения вашего доклада познакомилась с разными интерактивными заданиями,которые найдут применения и в работу е учителя биологии.На уроке попробую применить технологию «Социологический опрос» Он сочетается с сингапурским методом, который мы применяем в преподавании. Спасибо!
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Добрый вечер, Ольга Борисовна! Интересно прочитать об опыте коллег. Я, также как и Вы считаю, что уроки и внеклассные мероприятия иностранного языка с использованием игровых ситуаций делают учебный процесс увлекательным и способствуют появлению познавательного интереса всех школьников. Дальнейших успехов!
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Современный мир переполнен информацией и наши ученики часто пресыщены её изобилием. С каждым днём учителю всё труднее так организовать учебный процесс, чтобы дети учились с увлечением. Статья Ольги Борисовны направлена на решение данной проблемы. Очень четко и логично выстроена цепочка технологий, которые привлекут к процессу познания даже самого нерадивого ученика. А примеры из опыта работы подтверждают своевременность и практическую пользу данного материала.
На: Интерактивные технологии при изучении английского языка
Добрый день,Ольга Борисовна! С удовольствием прочитала Вашу статью. Те технологии, с которыми я познакомилась в Вашей статье, обязательно буду использовать на своих уроках. Спасибо!