Кружок дополнительного образования "Умелые ручки" для детей подготовительной к школе группы
Submitted by Лариса Ивановна Скрынник on пн, 16/02/2015 - 00:14
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида №5«Умка»
г. Балаково Саратовской области
Согласовано: Утверждено:
Заместитель заведующей по Заведующей ДОУ № 5
воспитательно- образовательной
работе
______ Лифантьева С.Н. ____________Тюрина Р.Т.
Рабочая программа
По дополнительному образованию
кружка «Умелые ручки»,
художественно- эстетической направленности
для детей подготовительной к школе группы
2013-2014 учебный год
Составили:
Смаглий С.И.
Cкрынник Л.И.
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Умелые ручки» является инновационным образовательным программным документом. Программа составлена на основании пособия под редакцией Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техник» Т.Ц.Сфера 2004 г.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями. Она направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель:
Развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие.
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
-Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
-Развить желание экспериментировать проявлять яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные.
-Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Рассчитана на 1 учебный год (Включает в себя 30 занятий)
Занятия проводятся во второй половине дня с подгруппой детей 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 30 минут.
Содержание составлено с учётом возрастных особенностей и в соответствии Сан ПиН. 2.4.1.3049.13. (требования к организации режима дня и организации учебно-образовательной деятельности)
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображает формообразующие линии; изображает предметы по памяти; использует цвет для создания различных образов; создаёт композицию на листах бумаги разной формы; передаёт настроение в творческой работе; использует разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментирует свою творческую работу.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: знакомство с новыми техниками рисования «гратаж», монотипия, набрызг, рисование свечой.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решения проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывает желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1 Бумага разного формата и цвета
2 Акварельные краски
3 Гуашь
4 Восковые мелки
5 Трубочки для коктеля
6Ванночки с поролоном
7 Баночки для воды
8 Кисти круглые и плоские разного размера
9 Салфетки
10 Мягкие карандаши, ластик,бумага для эскизов
11Аптечный парафин и восковые мелки
Используемая литература:
Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» Т. Ц. Сфера 2004 г.
Перспективно-тематический план
Октябрь
№
тема
занятия
нетрадиционная
техника
Программное содержание
оборудование
1
Укрась вазу
для цветов
Печать -
(печатками,по трафарету )
Закрепить умение составлять простые узоры,используя технику печатания и технику (острая форма – новое содержание) для рисования формы вазы . Развивать чувство композиции
Предметы круглой и овальной формы ( например,поднос ,блюдце) печатки и трафареты ,поролоновые тампоны ,гуашь в мисочках
2
Бабочки, которых я видел летом
Монотипия, обведение ладошки и кулака
Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику (острая форма –новое содержание) ладошка с сомкнутыми пальцами-большое крыло, кулачок-маленькое) Познакомить детей с симметрией. Развить пространственное мышление
Силуэты симметричных и несимметричных предметов и иллюстрации бабочек,лист бумаги ,белый квадрат , гуашь , кисть ,простой карандаш
Закрепить умение пользоваться техниками (тычок жесткой полусухой кистью,печать смятой бумагой ) Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом .Учить дополнять изображение подходящими деталями , в том числе сухими листьями
Иллюстрации с изображением ежей,жесткая кисть , смятая бумага ,набор гуаши ,кисть, сухие листья ,клей
4
Ветка рябины (с натуры) )
Рисование пальчиками
Учить анализировать натуру,выделять её признаки и особенности .Закрепить умение рисовать пальчиками , приём примакивания (для листьев ) Развить чувство композиции ,цветовосприятие
Лист формата А 4 , ветка рябины,гуашь,кисти
5
Осенние листья
Тиснение
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
Шаблоны листьев разной формы ,простой карандаш , цветные карандаши ,материалы для тиснения, ватман ,гуашь ,кисти
НОЯБРЬ
6
Я шагаю по ковру из осенних листьев
Печатание листьями,печать или набрызг по трафарету
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету.Развиватьцветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати
Листы формата А 3 черного цвета,опавшие листья, гуашь ,кисти ,поролоновые тампоны ,трафареты
7
Моё любимое платье или свитер
Оттиск печатками,
рисование пальчиками
Закрепить умение украшать платье или свитер простыми узорами, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.) а по вороту –мелкий узор в полосе
Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки,гуашь,рисунки одежды, одежда кукол
8
Моё любимое дерево осенью
Оттиск печатками,
набрызг по трафарету,
монотепия
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развивать чувство композиции
Уголь, сангина,печатки, трафарет, жесткакисть, бумага формата А 4 голубого и серого цвета , гуашь иллюстрации , эскизы пейзажей осени
9
Первый снег
Монотипия.
Рисование пальчиками
Учить детей рисовать дерево без листьев в технике монотипии, закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развить чувство композиции
Лист формата А 4 тёмно-голубого,тёмно-серого, фиолетового цвета, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь, салфетки, эскизы и иллюстрации
Декабрь
10
Животные, которых я сам придумал
Кляксография,
(знакомая форма-новый образ)
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Развивать воображение
Черная и цветная тушь, листы бумаги (20x20 см),пластмасовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш различные предметы ( ножницы, кольца, ложки и др.) восковые мелки
11
Зимняя ночь
Черно-белый грантаж
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогограттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использование таких средств выразительности, как линия, штрих
Учить украшать тарелочки подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции
Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая,синяя фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы
13
Елочка нарядная
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки
Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок ) для украшения елочки ( коллективная работа, выполненная обрыванием) . Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. Учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками
Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, елочные игрушки
Январь
14
Я в волшебном еловом лесу
Черно-белыйграттаж, печать поролоном по трафарету
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках(черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету) Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции
Бумага белая формата А 4 и А 3, картон для граттажа,свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы
15
Филин
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами
Бумага формата А3, уголь, жесткая и мягкие кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей
16
Сказочные цветы
Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развить воображение,чувстворитма,цветовосприятие
Пастель, бумага разных цветов формата А4,А3, фотографии, иллюстрации
Февраль
17
Я в подводном царстве
Рисование ладошкой, восковые мелки, акварель
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки +акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение,чувство композиции
Голубой или белый лист формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации
18
Пингвины на льдинах (первое занятие)
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа
Листы формата А3, гуашь, кисть, иллюстрации
19
Пингвины на льдинах (второе занятие)
Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развить умение отображать в рисунке несложный сюжет
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей
20
Ветка с первыми листьями (с натуры)
Оттиск печатками
Продолжать учить анализироватьнатуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавая их цвет. Развивать чувство композиции
Лист формата А3, гуашь, кисти, печатки, зеленая гуашь, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы
Март
21
Открытка для мамы (мамины любимые цветы)
Печать по трафарету, рисование пальчиками
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по- разному
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание на склоненную голову цветов. Учить с помощью акварели передаватьвесенний колорит. Развивать цветовосприятие
Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации
23
Фрукты на блюде (с натуры)
Восковые мелки+ акварель
Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму,величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов, создании созвучного тона с помощью акварели
Фрукты или муляжи, блюдо, бумага формата А4, восковые мелки или восковая пастель, акварель, эскизы
24
Берёзовая роща
Рисование свечой
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции
Учить создавать большую коллективную композицию договариваться друг с другом кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции
Ватманский лист, пастель, гуашь, кисти
26
Мы гуляем (второе занятие)
Тиснение
Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснение карандашами различных оттенков зеленого цвета. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу
Тонкая бумага формата А4, карандашами различных оттенков зеленого цвета, простой карандаш, предметы с разной фактурой для тиснения, ножницы, клей
27
Звёздное небо
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник
Бумага формата А3, гуашь кисти,жостовские подносы, эскизы
28
Чудесный букет
Монотипия
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии
Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы
Май
29
Как я люблю одуванчики
Восковой мелок + акварель,обрывание,тычкование
Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа
Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты (2ч2 см) из желтой бумаги (для тычкования), зеленая бумага синтепон,пеноплен и др., клей
30
Вишня в цвету (с натуры)
Рисование пальчиками,тычками
Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка
Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок,тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или темноголубого цвета, педагогические эскизы