Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной среды школы
Submitted by Надежда Витальевна Маркуш on Wed, 11/02/2015 - 17:20
В последнее время в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение.
Перед педагогическим коллективом школы стоит задача объединения усилий педагога и психолога для оказания поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, как помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования и развития, так и приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Деятельность психологической службы нашей школы направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, повышение психологической грамотности детей, педагогов и взрослых. Конечно, эта работа должна строиться на сотрудничестве с педагогами и родителями.
Деятельность педагога-психолога организуется по двум направлениям. Первое направление – плановое. Это те виды работ, которые закладываются заранее в перспективный план: мониторинг процесса адаптации и развития, профилактические занятия, работа по просвещению педагогов и родителей различными способами и методами. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года. Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу, то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может. Даже в самой немногочисленной школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невозможно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе тем более.
И здесь и начинается построение единой системы психолого – педагогического обеспечения учебно – воспитательной среды. Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями – это классный руководитель. Поэтому задача привлечения психолога к работе с ребенком или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их профессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктивным.
Чем же психолог может помочь классному руководителю?
Работа психолога с классом.
Классный руководитель помимо неизбежных мониторинговых исследований (диагностика адаптации учащихся, диагностика сформированности ууд и др.) может обратиться с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявления эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации и т.д. Помимо этого психолог может помочь при построении воспитательного маршрута при возникновении трудных ситуаций в классе – конфликтов, травли, появление отвергаемых детей и уровня сплоченности класса. Здесь психолог поможет провести анализ ситуации и помочь в разработке системы мер по разрешению трудностей, провести групповые занятия, если они будут необходимы.
Работа психолога с отдельными школьниками.
Большое количество сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблемное поведение. Зачастую просьба о помощи психолога формулируется примерно так: «Поговорите с ним», «Скажите ей», «Сделай те с ним что-нибудь». Однако крайне редкой причиной нежелательно поведения является именно непонимание им правил и требований школы. Основными причинами являются: либо у ребенка несформированы психические функции, которые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение. Совместная работа психолога и классного руководителя строится на взаимодействии и с ребенком, и с родителями.
Работа с родителями.
Большую поддержку в работе с родителями может оказать психолог по повышению педагогической компетентности. Работа с родителями может быть построена как в индивидуальной форме, так и групповой. При этом работа психолога с родителями не заменяет работу классного руководителя, но может значительно усилить их результативность.
Работа с педагогами.
Школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок, с использованием определенных педагогических технологий, но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффективные способы взаимодействия с детьми и родителями. И конечно, школьный психолог поможет педагогу в профилактике профессионального выгорания.
Границы возможностей школьного психолога таковы, что некоторая работа требует длительного времени и регулярности. Для того, чтобы лучше представить специфику работы школьного психолога по сравнению с работой специалистов психологических центров, можно сопоставить ее с работой школьной медсестры. Она не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу, при этом, она может посоветовать, к какому специалисту можно обратиться. Роль медсестры в школе велика, но никому в голову не придет обратиться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба. То же самое касается и школьного психолога.
Важным условием эффективной психологической помощи являются принцип конфиденциальности, который является основным этическим требованием в работе психолога.
В заключение хотелось бы отметить и те принципы, с которыми мы все с вами познакомились на прошедших курсах – это принципы PIES:
Позитивная взаимозависимость
Индивидуальная ответственность
Равное участие
Одновременное взаимодействие.
Я считаю, что применение этих принципах в нашей совместной работе поможет построить успешное психолого-педагогическое взаимодействие в воспитательной и образовательной среде школы.