Размещено: Ольга Викторовна Ипполитова - ср, 11/02/2015 - 15:30
Цель: актуализировать в сознании родителей проблему подготовки себя и ребенка к обучению в школе.
Задачи: - обобщить имеющиеся у родителей знания по вопросам подготовки детей к обучению в школе; - наметить совместные пути решения проблемы; - создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.
Оборудование: ММ презентация «Родителям будущих первоклассников»; полоски красного, желтого, зеленого цвета; анкеты для родителей; методическая литература, пособия по подготовке детей к школе, развитию речевых умений и навыков, «Мудрые советы для детей и родителей».
Поступление в школу – важный и ответственный момент, как для ребенка, так и для вас родители. Ребенок переходит в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Если раньше ведущим видом деятельности была игра, то теперь ведущим видом деятельности должна стать учебная деятельность. Это не только новые условия жизни и деятельности – новые контакты, новые отношения, новые обязанности: все подчиняется учебе, школьным правилам, заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует интеллектуальных и физических сил. Ребенок будет по-другому оценивать себя, взрослых, сверстников.
Как показывает практика, как правило, не все дети успешно подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Но бывает и так, что к этому событию не готовы сами родители. Трудно осознать, что из «родителя малыша» вы превращаетесь в «родителя школьника», что ваш ребенок стал почти взрослым, самостоятельным человеком.
- У каждого из вас полоски трех цветов.
«Зеленая» - владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе.
« Желтая» - владею недостаточным объемом информации по вопросу готовности ребенка к школе.
«Красная» - не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе.
Поднимите соответствующую полоску.
- Анализ анкет.
- Скажите, так что же это за понятие - готовность ребенка к школе? (Выслушать ответы родителей)
Просмотр ММ презентации
1. Готовность к школе – это сложное ёмкое понятие, которое состоит из предметно-специфической и психологической готовности.
Предметная готовность – это знания, умения и навыки, необходимые ребенку для успешного овладения в школе такими предметами, как чтение, математика, письмо. На овладение ими и направлена программа детского сада.
Речевая готовность - это правильное произношение и различение на слух звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически правильно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.
Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учителями.
2. Физическая готовность – состояние здоровья ребенка, т.е. степень физиологической зрелости основных систем его организма.
Психологическая готовность складывается из:
Собственно интеллектуальной готовности
Определяется познаниями ребенка об окружающем мире, уровнем развития основных психических процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, которые необходимы для усвоения школьной программы.
Мотивационной готовности
Желание ребенка идти в школу, понимание для чего это ему надо, стремление к общественно значимой деятельности.
Эмоционально-волевой готовности
Умение сосредотачиваться на задании, преодолевать трудности, принимать решения, ставить перед собой цель и добиваться её.
- Как вы, наверное, слышали, в нашей стране приняты новые закон «Об образовании» и Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. ФГОСы – это своего рода свод рекомендаций, прав, обязанностей для педагогов, родителей. Согласно этим документам мы и будем строить нашу работу с детьми. Вот, что говорится в стандартах о том, что должен знать и уметь ребенок, заканчивая образование в дошкольном учреждении.
Просмотр ММ презентации
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, инициативен, самостоятелен в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; сам выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок положительно относится к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок любознателен, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает представлениями о живой природе, из области естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен сам принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Приучайте выполнять работу аккуратно, стараться, воспитывайте усидчивость, внимательность.
Поведение родителей – образец для детей. Можно сотню раз что-то говорить и он не будет это делать, потому что это не делают родители. Но стоит что-то выполнить родителю и ребенок повторит. Дети создают модели поведения в обществе по родительскому образу и подобию.
Учебным навыки – важны и нужны. Но их недостаточно для успешного обучения, нужно развивать и познавательную активность будущих учеников. Стремление узнавать что-то новое, интересное в окружающем, в обыденных предметах видеть необычное, учить наблюдать.
Особое внимание следует уделять игре. В игре развивается память, внимание, мышление, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе.
Важно воспитывать нравственно-волевые качества. Для этого у детей должны быть посильные трудовые обязанности, самостоятельность. Родители не должны делать за детей то, что дети и забыли или не захотели. Если дети до школы имели какие-то трудовые обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.
Поэтому цель подготовки к школе – формирование личностных качеств: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Школьная готовность – это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству, способность к сотрудничеству и преодолению трудностей.
Желаем вам успехов!
Литература
Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014.
Чирковой С.В. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «ВАКО», 2014.