Малкова Марина Юрьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МАОУ СОШ №14,
г. Екатеринбург.
Стоит ли мальчикам учиться отдельно от девочек? (Из опыта работы в гендерных классах)
В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. С 2009 года я работаю в гендерных классах. На сегодняшний день уже выпустила класс мальчиков (нынешний 6 класс) и класс девочек (нынешний 5 класс). Сейчас работаю во 2 «Б» - традиционном классе и 1 «А» - классе девочек. Когда мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.
Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.
Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.
Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают примерно 500 школ и садов в разных регионах России.
Приступив к работе в гендерных классах, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Работая в своих классах девочек и мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию. При работе в классе «девочек» осторожно провожу соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классах «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Работаю по системе УМК «Школа России», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строю по-разному. Девочкам подробнее объясняю тему, привожу примеры, проверяю, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.
Работая в раздельных классах, заметила, что улучшилось психологическое состояние учеников, адаптационный период в 1 классе, а также приход «новеньких» учеников в классы проходил на удивление спокойно и комфортно для всех учащихся. На уроках мальчики и девочки не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.
Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. В моих «классах мальчиков» и «классах девочек» такого недостатка не было никогда, т.к. сразу мною был составлен план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей. Мальчики и девочки разделены в нашей школе только на уроках, перемены, динамические паузы в первых классах проходят совместно. Внеклассные мероприятия старалась проводить совместно для классов мальчиков и девочек. Были организованы экскурсии: в 2011 году оба класса вместе побывали на автобусной экскурсии по городу Екатеринбургу и в Березовской Золотой шахте. В 2012 году посетили Сысертскую фарфоровую фабрику и участвовали в мастер-классе по оформлению посуды. В 2013 году побывали на автобусной экскурсии в центре реабилитации хищных птиц «Холзан» и в Верхне-Пышминском Музее боевой техники. В 2014 году в рамках изучения Основ религиозных культур посетили автобусную экскурсию «Религия на Урале», на которой прошло знакомство с Православным храмом, Мечетью, Синагогой и Католическим храмом. Заметила, что автобусные экскурсии помогают детям сдружиться, общаться без комплексов и стеснения. В дороге проводим викторины и совместные игры, которые готовлю я, родители учеников и сами дети (девочки для мальчиков, а мальчики для девочек). На экскурсиях дети делятся на команды, в каждой команде есть фотографы, журналисты, ответственные и оформители. Дети ценят совместные культурно- просветительские мероприятия, с нетерпением ждут новых встреч, готовятся к ним. Так, совместно посетили Планетарий, музеи литературного квартала, встречали в школе Выездные театры с Масленичными гуляниями и игровыми развлекательными программами. И, конечно, сами выезжали в Театр Эстрады, ТЮЗ, Театр Кукол, Учебный театр, Театр Музыкальной комедии и т.д. В 1 классе мальчики, по традиции нашей школы принимают Кодекс Настоящего Мужчины. С помощью родителей был разработан Кодекс Настоящего Мужчины, который каждый год пополняется и корректируется новыми классами. Мы провели открытое мероприятие по принятию Кодекса, на котором присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, родители учащихся, представители депутата Зяблицева и педагоги школы. Мальчики в торжественной обстановке зачитывали Кодекс и участвовали в мужских конкурсах. Праздник заканчивался спортивными соревнованиями «Мама, папа, я – спортивная семья».
Для девочек в классах девочек проводим Посвящение в первоклассницы, прием Правил для девочек. На классных часах девочки изучают Правила для девочек, а мальчики - Кодекс Настоящего мужчины.
В 2014 году совместно с Музеем истории Екатеринбурга был проведен Бал для первоклассников. Сотрудники музея познакомили первоклашек с историей балов на Руси, показали одежду, аксессуары, используемые на балах в дореволюционной России. Затем детей обучили некоторым танцевальным движениям, мероприятие закончилось настоящим балом. Хозяйка и хозяин бала принимали гостей, затем заиграла музыка и первоклашки стали танцевать. Учителя и родители открыли рты от удивления, когда увидели, с каким почтением мальчики приглашают девочек, ведут под руку, галантно прощаются. Ощущение было такое, что дети этим движениям обучены давно и балы посещают регулярно. С этого года в школе решено устраивать балы один раз в год для всех гендерных классов.
Традиционными в моих классах стали Утренники и праздники «А, ну-ка, девочки!», «Рыцарский турнир», «Вечеринки с почтой на День Святого Валентина», День Именинника и «Веселые старты». Мероприятия всегда открыты для родителей и всех желающих.
Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах, мальчики ухаживают за девочками, а девочки уважительно относятся к мальчикам.
На классных часах мы беседуем на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девушки», «Приемы этикета», играем в ролевые игры.
На совместных мероприятиях мальчишки стараются быть вежливыми, ведут себя достойно, не кричат и не проказничают.
Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.
Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с 1 класса меня поддерживали, подбадривали, помогали во всём: в проведении праздников, культпоходов в театры и на экскурсии, «Веселых стартах», подготовке к конкурсу Строя и песни, к конкурсам агитбригад и многих других мероприятий как отдельных, так и совместных с противоположным классом. На собрания и внеклассные мероприятия приходили мамы с папами и бабушками - на праздниках и «Веселых стартах» участвовали вместе с детьми.
И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:
1. Необходимо продумать оформление коридоров школы, сделать уголки релаксации, т.е. все, что необходимо для разрядки на переменах, для двигательной активности.
2. Делать классы мальчиков составом не более 25 человек, а лучше 20 мальчиков в классе (в 1 классе у меня было 20 мальчиков, к 5классу стало 25). В классах девочек количество может быть и больше 25(сейчас, например, у меня в 1классе девочек-30человек, справляемся).
3. Нужна постоянная коррекционная работа службы сопровождения, психолога, логопеда (к нам в школу, например, постоянно выезжали студенты Университета для такой работы).
4. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек – кружки прикладного творчества, театральные.
5. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.
6. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.
7. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.
8. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.
Ежегодно в классах проводила анкетирование среди учащихся и родителей. По результатам анкетирования девочкам нравится учиться в классе девочек отдельно от мальчиков. Мальчикам нашей школы тоже нравится учиться раздельно. В смешанном классе ребятам также нравится учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!
|