Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игры.
Submitted by Марина Павловна Виноградова on пн, 09/02/2015 - 20:43
Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".Сенсорное воспитание ребенка - это воспитание его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- Объяснение хода и правил игры;
Правила игры:
- Основная цель правил игры - организовать действия, поведения младших дошкольников;
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре;
От детей требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из - за неудачного результата.
Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения - это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.
Самоанализ по теме:
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений».
Актуальность.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Тема актуальна, так как её реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Исходя из этого, передо мною встала задача: создание сенсорной комнаты в ДОУ, насыщение её необходимым оборудованием. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.
Направления работы:
Работа с детьми
Работа с родителями
Взаимодействие со специалистами
Организация детской деятельности:
познавательно-речевая деятельность, художественно-эстетическая деятельность, конструктивная деятельность, игровая деятельность.
1.Педагогическое просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания;
2.Организация совместной деятельности родителей и педагогов, способствующая сенсорному воспитанию детей
Развитие сенсорных способностей детей посредством включения в различные виды деятельности.
Организационно-управленческий компонент
Формы работы
Игры: Творческие: театрализованные, сюжетно-ролевые. Игры с правилами: подвижные, дидактические: настольно-печатные, игры с предметами и игрушками, музыкально-дидактические игры.
Занятия: Сенсорные занятия. Занятия по продуктивным видам деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ФЭМП.
1. Консультации, беседы, устная информация, семинары-практикумы, просмотр открытых занятий.
2. Участие в обогащении и создании развивающей среды.
Музыкальные занятия, занятия по физической культуре, дидактические игры, подвижные игры, досуги, развлечения.
Основные принципы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений:
1. Принцип систематичности и последовательности.
2. Принцип доступности
3. Принцип наглядности.
4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
5. Принцип активности
6. Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Предполагает сотрудничество воспитателей и родителей в достижении общей цели.
Цель моей работы: развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направленны на обучение детей.
Задачи, которые стоят передо мной – это:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
-расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
-создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
-успешно осваивать сенсорные эталоны;
-развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
-повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
-повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Для успешного решения этих задач мною была разработана следующая педагогическая стратегия:
Провести теоретический анализ методической литературы, опыт работы коллег в интернете, посвященной данной теме.
Составить план мероприятий по данной теме (Занятия по сенсорному развитию, праздники, досуги).
Изготовить дидактические игры, оборудовать сенсорную комнату.
Подобрать методики, пригодные для диагностики сенсорных эталонов у дошкольников.
Провести оценку и анализ результатов, полученных в результате проведенных диагностических срезов.
Повысить эффективность взаимодействия «ребенок-родитель-воспитатель» за счет использования различных форм работы с родителями.
Диагностика развития:
С целью выявления уровня сенсорного развития мною была проведена диагностикадетей раннего и младшего возрастов. Цель диагностических заданий выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало учебного года. По результатам диагностики, проведённой в начале года, видно, что дети затрудняются правильно определять и называть цвет и форму предметов.
Занятия и игрыв группе, сенсорной комнате,способствовали развитию сенсорных эталонов у детей младшего возраста. Таким образом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить то, что использование дидактических игр и упражнений, а также занятия в сенсорной комнате обеспечивают динамику сенсорного развития детей раннего и младшего возрастов. Динамика развития представлена в моей работе в виде диаграмм.
Перспективный план:
Мною был составлен перспективный план по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. В него входит:
- использование в работе оборудования сенсорной комнаты;
- формирование произвольности и осознанности выполняемых действий;
-знакомство детей с основными геометрическими фигурами;
-развивание умений детей сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
-развитие у детей тактильного и зрительного восприятия;
-формирование лексико-грамматического строя речи;
- совершенствование мелкой моторики рук.
развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
успешно осваивать сенсорные эталоны;
развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
успешно осваивать сенсорные эталоны;
развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Обобщение и распространение педагогического опыта:
Проведение мастер-классов:
Мною был организован и проведен для педагогов Гатчинского района мастер-класс на тему: «Сенсорная комната в ДОУ своими руками».
В ходе мастер-класса я поделилась с присутствующими коллегами опытом создания в детском саду сенсорной комнаты, познакомила со всем её оборудованием. Рассказала, что можно развивать в каждой из зон.
Проведенный мастер-класс способствовал развитию творческого потенциала присутствующих педагогов, их профессионального мастерства, повышению теоретического и практического уровня профессиональной компетенции в вопросах эффективного использования оборудования сенсорной комнаты.
Обмен опытом у меня происходит не только с воспитателями, но и с родителями. Чтобы родители больше знали о сенсорном воспитании детей, я подготовила и провела для родителей детей, посещающих ДОУ презентацию «Занятия с детьми в сенсорной комнате» на общем родительском собрании. В ходе презентации я познакомила родителей с используемым в работе с дошкольниками оборудованием сенсорной комнаты.
Выступления на педагогических советах:
Накопленный опыт моей работы был представлен коллегам ДОУ. Я постаралась заинтересовать их тематикой моей работы. Так, на педагогическом совете я представила их вниманию презентацию тему: «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми 3-7 лет».
Публикации в социальных сетях:
С накопленным опытом работы я делюсь с коллегами на страницах личных сайтов в социальных сетях, так же принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней:
Конкурс лучший мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Окошки для мышат»
Международный образовательный портал .maam.ru – Сертификат участия.
-картотека «Дидактические игры по сенсорному развитию»;
- открыта и оборудована сенсорная комната в ДОУ;
- накоплен методический материал по теме: « Развитие мелкой моторики и координации движений»;
- собрана аудиотека «Звуки природы», «Звуки моря», «Малыш и природа», «Классика для малышей»….
- оформлена предметно - развивающая среда в группе;
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты моей работы:
- Накопление и обогащение сенсорного опыта детей;
- установление эмоционально – положительного контакта между ребёнком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребёнка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу.
Перспективы развития опыта:
- Продолжить пополнять коллекцию дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию;
- Провести семинары-практикумы с коллегами по использованию оборудования сенсорной комнаты;
- Разработать конспекты занятий по сенсорному развитию с использованием игр и оборудования сенсорной комнаты;
- Продолжить проводить НОД с участием специалистов, детей и родителей;
- Продолжить участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня.
Вывод по теме:
Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир. Расширяет кругозор ребёнка, способствует формированию личности.
Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.
Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.
Из всего вышесказанного неизменно следует, что поставленная цель достигнута, задачи реализованы в полной мере.