Приветствие обучающихся и гостей. Проверка готовности детей к уроку. Создание позитивного настроя на урок.
Учитель: Ребята, у вас на столе лежат пазлы. Попробуйте собрать их, что у вас получится.?( ответы детей)
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?
Что такое культура? Какие виды культуры вы знаете?
О каких деятелях культуры мы узнали на прошлом уроке? ( ответы детей).
Слайд 1. Тема урока: Золотой век русской культуры.
Слайд 2. Проблемный вопрос: Почему культура 1 пол. 19 в. вошла в историю под названием «Золотой век»?
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с уникальной культурой 1 пол. 19 в., с основными представителями и их творениями в области архитектуры, скульптуры, живописи и музыки, определим особенности культуры рассматриваемого периода. Литературу этого периода и его представителей вы уже изучали на прошлом уроке. Назовите самого известного поэта того времени? (ответы детей). Начнем наш урок его стихами и совершим увлекательное путешествие. А в какой город, поэт нам скажет сам:
Слайд 3. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий , стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей..
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Итак, в Санкт- Петербург!
Просмотр видеофрагмента « Северная Венеция».
Слайд 4. Архитектура и скульптура 1 пол. 19 в.
Учитель : Что вам понравилось в фильме? О каких архитектурных сооружениях вы узнали из фильма? Можно выделить какие – то общие черты во внешнем убранстве этих сооружений? ( ответы детей). В каком стиле построены эти здания.
Учитель : Конец 18- нач. 19 века – эпоха классицизма.
Слайд 5. Основные направления искусства
Слайд 6. Классицизм – европейское культурно – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное ( древнегреческое и древнеримское ) искусство, на античную литературу и мифологию.
Выделите особенности архитектурных сооружений, построенных в стиле классицизма.? ( работа со словарем).
Вершиной классицизма стал ампир – разновидность классицизма, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий. Стиль отражал идеи политического триумфа и мощи России.
Слайд 7. Черты классицизма.
Учитель: Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью. О каком архитектурном ансамбле мы узнали из фильма?
Слайд 7. Стрелка Васильевского острова. Здание Биржи. Ростральные колонны.
Сообщения 1 творческой группы.
Слайд 8. Андрей Никифорович Воронихин. Казанский собор.
Слайд 9. Борис Иванович Орловский. Памятники Кутузову и Барклаю де Толли.
Слайд 10. Петр Карлович Клодт. « Укротители коней», конная статуя Николая I на Исаакиевской площади.
Слайд 11. Огюст Монферран. Александровская колонна. Исаакиевский собор.
Учитель: А теперь давайте перенесемся в Москву. На узких, изогнутых улицах с постройками разных эпох трудно было развертывать архитектурные ансамбли. Поэтому московский классицизм выражен не в ансамблях, а в отдельных зданиях.
Слайд 12. Известным архитектором в Москве был Бове О.И. Он был главным архитектором Комиссии для восстановления Москвы после пожара. Главное его творение – Большой театр.
Слайд 13. Творениями Бове также являются Александровский сад и Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном, а также Манеж.
Слайд 14. Храм Христа Спасителя. Константин Андреевич Тон.( рассказ ученика).
Учитель: Посмотрите внимательно на храм. Чем внешнее убранство этого храма отличается? ( ответы детей).
К.Тон в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. При строительстве церквей использовал характерное русское пятиглавие, узкие арочные окна, декор русского и византийского происхождения. Это был неорусский или русско – византийский стиль.
Слайд 15. Внутреннее убранство храма
Слайд 16. Большой кремлевский дворец.
Слайд 17. Оружейная палата.
Слайд 18. Иван Петрович Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. Постамент памятника украшен рельефами, один из которых изображает сбор пожертвований по призыву Минина, а другой – победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского. Следуя традициям классицизма, скульптор облачил своих героев в одежды античных героев. Ребята, за какие заслуги перед Отечеством был поставлен памятник этим героям?
Вывод: Таким образом, архитектура и скульптура 1 пол. 19в. переживали расцвет, господствующим стилем был классицизм.
Слайд 19. Учитель: В живописи 1 пол. 19в. можно выделить следующие направления: романтизм, академизм, критический реализм, бытовой жанр. Давайте поработаем со словарём и найдём определения этих понятий. (работа со словарём)
Учитель: Слово предоставляется представителям группы художников.
Они проведут нам экскурсию по Энциклопедии русской живописи. ( выход в интернет)
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи.
Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу»
Орест Адамович Кипренский. Портрет Пушкина
Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина.
Павел Андреевич Федотов. Сватовство майора. Свежий кавалер.
Алексей Гаврилович Венецианов. «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна».
Учитель: Можно ли видеть элементы академизма в работах Венецианова? (ответы детей)
Вывод: Развитие живописи характеризуется наличием разных направлений, создаются произведения, получившие мировую известность.
Слайд 20. «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке», так писал известный критик Стасов Владимир Васильевич.
Прав ли был критик? (работа с учебником с.117), (ответы детей)
Учитель: Таким образом, М.Глинка – родоначальник русской классической музыки. Он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Посещая вечера у поэта Жуковского, он увлекся идеей написать оперу об Иване Сусанине.
Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театра «Жизнь за царя», 27 января 1836 года стала днём рождения русской героико-патриотической оперы.
Фрагмент из оперы «Жизнь за царя», хор «Славься».
Слайд 21. Основные черты « Золотого века» русской культуры.
Ответ на проблемный вопрос.
Учитель: Итак, ребята, почему же 1 пол. 19 в. называется «Золотым веком» русской культуры? (ответы детей).
Учитель раздаёт карточки с заданием.
Вставьте в текст пропущенные слова. Российская культура 1 пол. 19 в.
Слайд 22. В начале -----------в зодчестве господствует ---------------. Для зданий, построенных в этом стиле характерны -----------, ---------------, --------------------.
-------------театр, ---------- и ------------ собор, здание ------------------построены в этом стиле. Архитектор --------------- пытался возродить традиции ----------------архитектуры. В этом стиле построены ----------------и Храм -------------в Москве в память победы России ---------------------- .
В ---------------------- крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов.
Одна из самых известных и масштабных его работ ----------------- произвела подлинный триумф.
Представителями --------------------- в живописи стали портретисты ------------- и ------------------------ . Картины ------------------ писал Венецианов. Они были посвящены --------------------. Основоположником критического реализма в живописи стал ----------------------- . Его самые известные работы ----------------- , ----------------------.
Композиторы в это время писали оперы на сюжеты----------------------- России.
Выдающимся композитором 1 пол. 19 века был ---------------------- .Самым знаменитым его произведением стала ---------------------- «Жизнь за царя».
Слайд 23. Анкетирование детей. Дети осуществляют самоанализ своей деятельности.
1.На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4. Материал урока для меня показался понятен/не понятен
полезен/не полезен
интересен/не интересен
- За урок я устал/не устал.
Слайд 24. Учитель: Прочитать параграф 17, продолжить заполнение таблицы «Основные направления искусства». Подготовить презентацию об одном из деятелей культуры.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Благодарит за сотрудничество на уроке.
|