воспитывать эмоциональную отзывчивость по отношению к произведениям искусства и явлениям природы
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за изменениями в природе осенью
наблюдение на прогулках за осенними изменениями с клёном
беседы об осени, о ее приметах
изображение осеннего клёна и его листьев в разных техниках
восприятие художественной литературы
Приемы развития художественного восприятия детей в процессе ознакомления с произведением:
вопросы педагога
прием «вхождения в картину»
синтез искусств
прием мысленного создания собственного произведения живописи
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей отправиться в необычное путешествие: для этого просит детей сесть на «волшебный» ковер и закрыть глаза. После того, как дети готовы воспитатель говорит:
- Представьте, что наш ковер - самолет отрывается от земли и начинает парить над нашим городом. Но постойте, куда это он нас везет? Вот мы пролетаем над речкой, поляной (в это время начинают звучать звуки леса), вот наш ковер - самолет приземляется. Открывайте глазки. Посмотрите, где мы с Вами оказались (перед детьми репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень»). Да, мы с вами в лесу. А какой это лес? Правильно осенний. А как вы это поняли? Желтые листья. А как вы думаете это теплый или холодный осенний день? Теплый. Как вы поняли это? Посмотрите - краски, которые использовал художник – теплые. Скажите, а вам кажется, что это солнечный, теплый осенний день? А почему? Солнышка, ведь, не видно? Солнечные лучи прибиваются сквозь листья деревьев и отражаются на стволах и ветках деревьев. Создается ощущение, что листья – золотые. Поэтому и художник Илья Семенович Остроухов назвал эту картину «Золотая осень». Посмотрите внимательно - ведете тоненькие деревца? Узнали вы их? Что это за деревца? Как вы их узнали? А как можно описать кленовые листья? Ребятки, посмотрите внимательно, а в этом лесу бывают люди? Как вы догадались? Да, узкая тропинка пробивается сквозь увядающую траву и тонкой полоской устремляется вдаль. Вот я смотрю на картину, и мне вспоминается стихотворение:
Клён растопырил ладошки,
Моется тёплым дождем.
Радуясь новой одёжке,
Смотрит, как мимо идём.
Может, не ждал он подарки.
Может, и сам удивлён.
Как неожиданно ярко
Осень раскрасила клён.
Клоунским пёстрым нарядом
Манит приветливо нас:
- Встаньте, пожалуйста, рядом,
Я вам сюрпризы припас.
Розовый, жёлтый, зеленый –
Все, как один, хороши!..
Кланяясь клоуну-клёну,
Ты их собрать поспеши,
И в тишине, у дорожки,
Встретятся наши ладошки. (Е. Серова «Осенний клен»)
А что бы вы сделали, оказавшись в этом золотом лесу? Бродить по дорожкам, кидаться листьями, играть в прятки, кричать и слушать эхо… Какие вы молодцы! Ребята! Вы чувствуете, начинает дуть холодный осенний ветер, он сдувает нас, словно мы осенние листочки, поднимайте ручки вверх, мы отправляемся домой (физкультминутка):
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки,
Мы на веточки сидели,
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
А потом на землю сели.
Вот мы оказались снова дома, в нашей группе. Ребята, вы помните, где мы с вами были? В осеннем лесу. А помог нам там оказаться русский художник – Илья Семёнович Остроухов, ведь именно он написал этот осенний пейзаж. Пейзаж - это картина, где изображены деревья, небо, облака, море, реки, горы, дома... Давайте и представим себя художниками – пейзажистами, возьмем в руку воображаемую кисть и краски, и тоже напишем осенний пейзаж (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»). Воспитатель спрашивает у детей, они будут изображать в осеннем пейзаже, какие краски будут использовать. Потом широкими, воображаемыми мазками, используя звуковое сопровождение(можно использовать звуки[c], [з], [ш], [ж]) воспитатель и дети пишут осенний пейзаж.