1. Постановка учебной задачи.
-Сегодня будем готовиться к изложению текста, по рассказу писателя, портрет, которого на доске.
-Кто может назвать его имя , отчество и фамилию?
–Какие рассказы Л.Н.Толстого вы знаете?«Лев и собачка».
«Лев и мышь».
«Муравей и голубка».
-Чем они вам нравятся?
Учат помогать в беде,
приходить на помощь в трудных ситуациях,
слушаться родителей,
Держать данное слово…..
Итог:
- Они поучительные, интересные, в них много мудрости.
Они собраны в книге Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» -в названии того места , где он родился и похоронен, где учил детей и писал для них рассказы.
2.Ознакомление с текстом.
Первичное восприятие текста (читает учитель, а лучше рассказывает наизусть)
-А вот и главная гостья нашего урока.
-Кто это?
-Что вы знаете о галках?
-Послушайте, какой случай произошёл с этой птицей.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой . В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше и можно было пить. Вот так галка!
- О чём узнали из этого рассказа?
-Почему галка не могла достать воду?
( Очень трудно достать воду птичке с небольшой шеей, это не журавль.)
-Кто видел кувшин? Для чего служит эта посуда?
Глиняный, высокий , округлый сосуд , суживающийся кверху с горлышком и ручкой, для жидкости).Они бывают разными -крынка -без ручки.
ДВОР-внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками, домами (Ушаков)
-Какой выход нашла галка?
-В каком предложении автор выразил своё удивление, восхищение?
-Прочитайте, передав отношение автора
Повторное чтение
Прочитайте и ответьте
-Каким требованиям не соответствует оформление текста?
(Нет заголовка, не выделены части).
-Что нужно будет сделать?
( разделить текст на части и озаглавить их)
3.Определение темы и основной мысли текста. Подбор заголовка.
-Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту?
( Нужно определить тему и его основную мысль?)
А) тема
-О чём текст?
-Закончите предложение: «В этом рассказе говорится о том, как …» (В рассказе говорится о том, как галка достала воду; как галка догадалась достать воду из кувшина).
-Что определили , ответив на этот вопрос?
(тему текста).
Б) идея.
-Почему автор рассказал об этом случае?
-Отметьте самый точный ответ
Определи главное в тексте.
Найди самый точный ответ.
1.В кувшине была вода.
2.Галка хотела пить.
3. Галка оказалась умной и находчивой.
|
Итог: Галка оказалась умной и находчивой.
В)Заголовок.
-Тему и основную мысль мы определили.
-Какой заголовок будем стараться подбирать ?
(Тот, который отражает главное в тексте)
-Выбери заголовок, который отражает главное в тексте.
Г) Тип речи.
-Определим, какой у нас текст ?
- На какой вопрос отвечает?
(Что произошло ?)
-Докажите что это текст –сообщение .Что здесь происходит? много действий предмета(глаголов)
-Выбери заголовок из предложенного , который отражает главное в тексте, рассказывается истории, событии?
1.Галка и вода.
2.Галка.
3.Умная галка.
4.В кувшине вода.
5.Умная галка.
-Как называется любой текст , отвечающий на такой вопрос?
Текст –сообщение (повествование).
Что произошло?
|
Итог: сообщается о случае с галкой. Тип речи сообщение.
4.Структурный анализ текста. Деление на части.
Составление картинного плана.
-Что нужно сделать, чтобы лучше запомнить текст?
(Составить план.)
-Для этого разделим текст на части.
Определим главное в каждой части и озаглавим все части.
-На сколько частей разделим текст ?
(три )
- Как они называются?
Таблички (Вступление. Основная. Заключение.)
1.Вступление.
-Что было сначала ? О чём здесь говорится?
(О том, как галка хотела пить и не могла достать воду).
-Прочитайте вступление.
-Сколько в ней предложений?
(4)-Поставьте вертикальную палочку, обозначьте границу 1части..
-Что главное в этой части? Галка не может достать воду.
(Галке не достать воду).заголовок
2 Основная.
-Что было потом ?
(Дальше говориться о том, как она достала воду)
рисунок
-В какой части об этом сказано?
( Основной)
-Сколько в ней предложений?
(2)- отметьте границу конец 2 части ; поставьте вертикальную палочку.
-Что делала галка , чтобы достать воду?
-Как назовём эту часть?
(Галка кидает камушки.)
-Докажите , что это главное в этой части.
( Галка догадалась, как достать воду.)
3.Заключение.
-Прочитайте последнюю часть, заключительную.
В ней не говорит автор о том, как пила галка, и так ясно, что птица утолит жажду, конец ясен , а он восхищается сообразительностью галки .
рисунок
-Сколько в ней предложений? Одно.
-Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?(Удивление, восхищение.)
-Как назовём эту часть? Можно использовать как заголовок всё последнее предложение.
(Вот так галка!)
Итог: - для чего нужен план?
Помогает вспоминать главные моменты?
-Прочитаем план, который у нас получился.
1.Галке не достать воду.
2.Галка кидает камушки
3. Вот так галка!
-Отметим значком начало каждой части?
(z) 1 вступление , 2z-основная , 3z-заключительная
-Для чего мы это сделаем?Не забыть про красную строку.
5 . Физминутка проводит . (подготовленный ученик)
Птички и ветер
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают,
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там не тронет их никто.
|
(машем руками, как крылышками)
(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
|
6.Языковой анализ.
-Понаблюдаем над словами. Важные слова, которые нужно обязательно употребить при пересказе, подчеркнём карандашом.
(Учитель вместе с детьми подчёркивает опорные слова.)
1.Хотела галка пить.
1 2
2.На дворе стоял
3
кувшин с водой.
1 2
3.В кувшине вода
3
только на дне.
2 1
4.Ей не достать было
1 2
воду.
Пересказ1части.
--------------------------------------
5.Галка стала кидать в
1
кувшин камушки.
2
6.Она столько накидала
1 3
их, что вода стала выше
2 4
и можно было пить.
5
Пересказ 2 части.
7.Вот так галка!
|
-С какого слова начинается текст?
хотела
Объясняется причина поступка галки.
-Кто главная героиня текста.
галка
-Чего она хотела?
-Около какого предмета происходит весь случай?
Кувшин
-Что в нём находилось ?
(вода)
Это то что необходимо для утоления жажды .
-Где стоял кувшин?
На дворе
ДВОР-внутренний участок земли, расположенный между домовыми постройками, домами (Ушаков)
На земле , на удобном месте.
-Где была вода?
на дне
внизу, очень глубоко для галки, трудно достать
_Зачем в предложении употребляется слово «только»?
-Больше нигде по близости не было .
-Почему автор делает повтор слова кувшин, ведь его можно заменит «-в нём».
(Можем только предположить , что он подчёркивает трудность выполнения желания птицы)
-Каким словом заменили «галку»?
ей
-Почему? Чтобы не было повтора.
-Какие слова говорят о трудности ? не достать
-----------------------------------
-Что стала делать галка? кидать камушки.
То что лежало около кувшина ,оказалось рядом , близко -на дворе.
-Каким словом заменили галка? Она
-Что она кидала камушки, -Каким словом заменили камушки? их
-Какое слово говорит о достаточном количестве воды , чтобы можно было пить? столько
-Что произошло? вода стала выше
-А раз вода стала выше , то что? можно
--------------------------------------
-Какие слова передают удивление ?
(Вот так)
Молодец.
-Что стоит в конце восклицательного предложения ?
(!)воклицательный знак
|
7.Пересказ1-2 ученика.
Анализ пересказа.
1.правильность изложения материала,
2.полнота изложения,
3.последовательность изложения,
4.точность употребления слов,
5.правильность построения предложений.
Рецензия ответа.
-Текст получился подробный(краткий) , Происходящие действия переданы правильно
и в нужной последовательно ( по порядку),
-В пересказе точно использовались авторские слова.
-Правильно построены предложения.
-Тема и идея раскрыта.
-Не было слов паразитов.
-Слушать было интересно.
-Передал (а) нужную интонацию в конце рассказа.
8.Орфографическа подготовка.
Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные , подберите проверочные слова.
-знакомые сочетания.
-оформление предложения.
Без.гл. пров удар. Записать на доске
- Х_тела, (на) дв_ре , ст_ял , (с )в_дой , к_дать.
- кувшин(е)
Самостоятельно, на листок, выпишите трудные для написания слова
1ч. 2ч.
Только столько
не достать накидала
, что … … выше … можно
9.Перечитывание текста.
10.Запись текста.
-О чём нельзя забывать при записи текста?
-Делить на части, отмечать красную строку
Индивидуальная помощь учащимся.
11.Проверка изложения.
Прочтение 1-2 получившихся текстов.
Рецензия ответа.
-Текст получился подробный(краткий).
- Происходящие действия переданы правильно
и в нужной последовательно (по порядку),
-В пересказе точно использовались авторские слова.
-Не было необоснованных повторов.
-Правильно построены предложения.
-Тема и идея раскрыта.
-Не было слов паразитов.
-Слушать было интересно.
-Передал (а) нужную интонацию в конце рассказа
12. Рефлексия урока.
-К чему готовились?
К подробному изложению.
-Как мы это дела?
(Определили тему, идею, дали заголовок.
Разделили текст на части, составили план, пересказали по частям текст и полностью)
.
|