Возможны два варианта изучения природных комплексов своей местности: 1) при наличии крупномасштабной картографической основы - площадная съемка территории (этот вариант является предпочтительным); 2) при отсутствии карт крупного масштаба - описание природных комплексов при помощи бланков, профилирование и укладка контуров на основу, полученную способом глазомерной съемки.
В обоих случаях целесообразно планировать работу следующим образом.
Во-первых, подготовить учебные материалы на территорию (бланки участков с горизонталями или элементами глазомерной съемки, на которых разместить маршруты и наметить ключевые точки для описания фоновых природных комплексов).
Во-вторых, провести системную работу с учащимися по выполнению комплекса учебных заданий по отрисовке контуров природных комплексов, составлению и оформлению компонентных и комплексных карт, профилированию.
В-третьих, провести рекогносцировку на местности и закрепить участки террирории между группами учащихся.
В-четвертых, самостоятельная работа ученических групп на хакрепленных участках местности по детальному описанию в полевых дневниках и на бланках ( с использованием системы значков) рельефа, растительности, горных пород (в местах обнажений и в почвенных разрезах).
В-пятых, обработка результатов с составление сначала компонентных карт, а затем и комплексной карты изучаемой территории.
Полученные таким способом карты, позволят осмысленно проводить слежение (мониторинг) за состоянием природных компонентов и, следовательно, природных комплексов подконтрольной учащимся территории и делать выводы о направлении их изменения, что особенно важно в условиях современной экологической нестабильности. Кроме того, подобного рода работа не может быть грамотно и добротно выполнена без привлечения таких дисциплин, как химия (выявление геохимических связей как между компонентами ПК, так и между самими природными комплексами), биология (например, составление глоссария), физики (при изучении микроклимата), истории (как использовалась данная территория), информатики (при обработке данных, оформлении карт, создании географических информационных систем на изучаемую территорию).
Таким образом, практические выходы изучения природных комплексов своей местности весьма разнообразны и являются мощным стимулом усиления познавательного интереса у учащихся.
К сожалению природа накладывает ограничения на время проведеня полевой части работ, которую предпочтительно проводить в летнее время. Но в любом случае данное неудобство поддается корректировке.
|