Пояснительная записка
Происходит снижение интереса учащихся к общественной жизни, потеря интереса к коммуникации, уход в виртуальный мир, уход от литературного русского языка в мир Интернет-сленга, виртуальной реальности. В таких условиях можно вернуть детей в мир общения на русском литературном языке, в мир живого общения и при этом использовать все имеющиеся Интернет-технологии, компьютерные технологии и технику.
На современном этапе развития образования важным становится региональный компонент, краеведение может стать системообразующей идеей внеурочной деятельности школьников, являющейся необходимым условием введения стандартов второго поколения. Занятия в Школе юного журналиста формируют активную жизненную позицию ученика, вдумчивое отношение к информации, умение высказать мысль и донести ее до целевой аудитории.
Цели и задачи. Внеурочная деятельность в формате издательства, телестудии является важнейшим способом формирования современного национального воспитательного идеала — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задача внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Результат наглядно проявляется в росте числа творческих детей, заинтересованных родителей, изменение атмосферы в школе, укоренение духа сотворчества, сотрудничества учителей и учеников, объединение разрозненно работающих детей в Школьном самоуправлении.
Данный проект создан как результат многолетнего сотрудничества школы № 8, филиала №7 ЦБС, ТОС «Кировский» включает 3 направления деятельности: 1) информационное – информирование школьников и горожан о проблемах, событиях с точки зрения подростков; 2) профориентационное – раннее определение в профессиях, связанных с журналистикой, телевидением; 3) социализация учащихся – формирование коммуникативных навыков, ориентация в общественных процессах государства, города, школы, участие в формировании и отражении общественного мнения, освоение способов решения социальных вопросов.
Страница Школы юных журналистов
Восьмой канал
Образовательный процесс. Организованы три группы юных журналистов: 2-4 класс младшая группа; 5-9 классы - средняя, 10-11 – старшая. Учащиеся младшей группы осваивают разные способы обработки информации, создания текстов, оформления мыслей в игровой форме, знакомятся с профессией журналиста через экскурсии. Результат – «Детская газета». Обучающиеся средней группы осваивают тексты разных жанров, стили речи, приобретают навыки редактирования, корректировки речевых и грамматических ошибок, учатся у профессионалов посредством мастер-классов и интерактивных занятий. Результат – грамотная речь, отработанная дикция и формат поведения в кадре, статьи на сайте школы, подготовка школьной газеты «Пульс школы», общегородского журнала «Класс!», помощь в выпуске «Школьных новостей». Старшая группа – дальнейшее совершенствование устной и письменной речи, написание статей, руководство школьным телевидением и организация его деятельности, обучение младших, осуществление взаимодействия с социальными партнерами, самоанализ, правильное отношение к критике. Результат – грамотная речь, работоспособное школьное Интернет-ТВ, выпускающее 2 программы ("Новости школы", "Диалог с директором"), школьная газета, оборудованное помещение.
Условия. 1. Организация взаимодействия со структурами местного социума: ТОС «Кировский», Законодательное собрание, ГТРК «Вологда», ТРК «Русский север», «7 канал», библиотека №7, писательская организация, кафедры ВоГУ.
2. Мотивация детей на сотрудничество, желание создавать собственный конкурентоспособный востребованный продукт.
3. Обеспеченность оборудованием, помещением, программным обеспечением.
4. Сотрудничество с преподавателями информатики.
Формы контроля:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученной теме;
- творческие конкурсы;
- публикации.
Виды деятельности обучающихся:
теоретические занятия;
творческий практикум (сочинения разных жанров);
работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
анкетирование;
социологический опрос;
экскурсии;
творческие командировки;
встречи с журналистами;
участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
выпуск школьной газеты;
создание передач школьного телевидения;
публикации в местной прессе.
Методическое обеспечение
Создана Образовательная программа Школы юных журналистов и Рабочие программы для каждой группы, разрабатывается система занятий, формируется отчет о работе.
Содержание образовательной программы
Младшая группа, 2 класс
Введение. Профессия журналиста: кто это: для чего нужна журналистика? Где мы с ними встречаемся? Требования к журналисту
- Развитие речи. Подготовка детей к созданию текстов. Чтение и анализ статей.
- Знакомство с жанрами журналистики. Чтение, инсценирование, обыгрывание слов, объяснение их. Значение слова, подбор синонимов, антонимов, различение омонимии. Интервью. Виды вопросов, виды интервью. Заметка. Очерк.
- Создание и редактирование текстов. Работа с инструктивной картой. Создание текстов по образцу. Исправление ошибок. Работа с таблицами. Операции сравнения, анализа. Создание собственного текста. Заголовок, функции, виды. Придумывание названия.
- Творческие встречи. Этапы. Планирование. Подготовка. Продумывание хода встречи, поддержания интереса. Интервью, его устное воплощение, письменное оформление. Анализ.
- Оформление издания. Макет. Компьютерное оформление статьи. Работа в текстовом редакторе, вставление картинок.
- Итоги года.
Средняя группа, 7 – 9 классы
1-й год обучения
Введение. Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста.
3. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение мнений определённых групп; формирование общественного мнения.Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных этических норм; знания в области литературы, философии и др.; владение литературным языком.
5. История отечественной журналистики. Журналистика XVIII века. Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Журналистика XIX века. Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист: «Путешествие из Москвы в Петербург»; Журналы «Современник», «Отечественные записки». Журналистика XX века. В.И. Гиляровский – репортер и публицист. Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. Формирование жанров журналистики. Жанры журналистики и их особенности. Заметка. Интервью. Статья. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Репортаж. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
7. Язык журналистики. Лексика с точки зрения употребления, происхождения. Понятие о русском литературном языке и языке литературы. Функциональные стили.
8-9. Стилистические фигуры речи.
2-й год обучения
1. Введение. Публицистика как особый вид литературы и журналистики.
2. Композиция текста. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями. Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака. Основные структурные связи в рассуждении. Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
3. Публицистический стиль. Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли). Заглавие. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.
4. Информационные жанры. Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств). Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)
5. Аналитические жанры. Функции – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность. Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).
6. Художественно-публицистические жанры. Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская. Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.
7. Технические средства. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер) Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER) Оформление фотовыставок, фоторепортажей, создание газеты.
8. Специфика печатной и электронной газеты, радио, телевидения. Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах. Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
3-й год обучения
1. Ведение. Цели и задачи школы в этом году.
2. Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
3. Философские категории в профессии журналиста. Этика и мораль. Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря. Эстетика как философская категория.
4.Аналитические жанры. Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка).
5.Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).
6. Жанры телевизионной журналистики. Информационное сообщение (видеосюжет). Отчет. Выступление (монолог в кадре). Интервью. Репортаж. Комментарий. Обозрение. Беседа. Дискуссия. Ток-шоу. Пресс-конференция. Корреспонденция («передача»). Очерк. Зарисовка. Эссе. Сатирические жанры. Передача, программа, канал. Документальный фильм.
7. Интернет в работе журналиста. Жанры интернет журналистики получают всё большее распространение и развитие, их можно условно разделить на три основных направления: информационно-новостные, документальные фильмы и фоторепортажи, жёлтая пресса. Копирайтинг.
8. Итоговое занятие.
Старшая группа, 10-11 классы
1.Введение. Цели и задачи школы в старшей группе.
2.Правовые документы, регламентирующие деятельность журналиста, телеканала, газеты. «Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.)
3.Реклама и журналистика. Медиаканал и медианоситель. Уровни медианосителей
4.Информационная политика. Информационное пространство и информационная политика. Информационные революции и проблема массовой коммуникации как подсистемы общественно-политического управления. СМИ как объект и субъект государственной информационной политики России. СМИ как пространство обращения капитала известности
5.Технология создания новостей.
6.Технология создания авторской программы. Особенности авторской программы на телевидении. Авторское право.
7.Электронные СМИ. Интернет в работе журналиста. Жанры интернет журналистики получают всё большее распространение и развитие, их можно условно разделить на три основных направления: информационно-новостные, документальные фильмы и фоторепортажи, жёлтая пресса. Копирайтинг.
8.Итоговое занятие. Вручение свидетельств об окончании Школы юных журналистов.
Использованная литература
Копирайтинг http://www.textfighter.org/index.php
http://pulib.if.ua/part/9679
лекция "ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ.
МЕТОДИКА СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА"
http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl15.html - Публицистический стиль речи
http://www.slideshare.net/Danilk0/ss-10545396#btnNext –
http://jyrnalistedu.ru/2012-11-28-18-02-06.html
http://www.gramma.ru/RUS/?id=8.4
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/part-003.htm
http://school.xvatit.com/index.php?
Памятка начинающему журналисту http://www.journ-lessons.com/litra.html
Информационная политика. http://www.umk.virmk.ru/study/U-DISCIPLINA/info-politic/info-pol-WP.htm
|