Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИЯ ЕГО НАРУШЕНИЙ

Фото пользователя Ольга Викторовна Ипполитова
Submitted by Ольга Викторовна Ипполитова on вс, 01/02/2015 - 21:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ипполитова Ольга Викторовна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида" с. Рождествено, Гатчинский район

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Матеиал знакомит с этапами работы по развитию речевого дыхания у детей с ТНР.</p>

«Человеческий речевой аппарат – это своего рода скульптор,

правда, скульптор создает художественные образы из глины

и высекает  их  из мрамора, говорящий  же  человек «лепит»

звук  речи   из   особого  материала – из  волн  движущегося

воздуха».

                                                                     Ю. П. Фролов.

     Для дошкольников с нарушениями речи характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразный выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др.  Во время речи объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Речь детей маловыразительна.

     Следовательно, основная цель моей работы в данном направлении – научить детей легко переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи.

   Главными критериями выразительности речи принято считать: устойчивое дыхание, хорошо звучащий голос, нормативное литературное произношение звуков. Воспитание выразительности речи и голоса базируются на принципе комплексного развития всех систем речевого аппарата и их деятельности в тесной взаимосвязи между собой. В процессе тренировок необходимо сформировать координированные действия дыхательного, голосового, артикуляционного аппарата и двигательного тонуса.

  Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Жизненное дыхание непроизвольно. Вдох и выдох осуществляются через нос. После выдоха возникает небольшая пауза перед последующим вдохом. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

  

    Выделяют следующие типы дыхания:

- поверхностное (ключичное, клавикулярное, верхнегрудное) – дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются.

-  грудное – вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом. При данном типе отмечается перебор дыхания – слишком большой вдох.

- нижнереберно - диафрагмальное дыхание – грудная клетка и диафрагма активно включены в работу, - наиболее физиологично.

    Речевое высказывание образуется в процессе выдоха, когда воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Речевое дыхание – во многом управляемый процесс. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно (приблизительно в 3 раза) увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Вдох при речи становится более коротким и глубоким, делается и носом, и ртом. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. В самом начале высказывания говорящий еще может вдохнуть носом. При длительном высказывании он делает доборы воздуха только через рот, т.к. быстро, полно, бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постановке речевого дыхания целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом, через немного приоткрытые губы. При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе.

     Тип речевого дыхания имеет важное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи – это целостное и непрерывное артикулирование интонационно - логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха. Учитывая особенности дыхания у дошкольников, постановка диафрагмального дыхания имеет ведущее значение во всей коррекционной работе.

       «Смысл работы над дыханием состоит в том, чтобы саморегулирующийся процесс трех систем речеобразования (работа диафрагмы, глотки, артикуляционного аппарата) развить, довести до совершенства. Тогда выработанный с детства автомеханизм голосообразования не подведет, а будет действовать безотказно и четко…» [1]

     Учитывая все вышеизложенное, коррекционную работу с детьми, имеющими нарушение речи, начинаю проводить с 3-4 летнего возраста.

     Развитие речевого дыхания рекомендуется проводить в три этапа:

- постановка диафрагмально-реберного типа дыхания;

- формирование длительного ротового выдоха;

- дифференциация ротового и носового выдохов. Этот этап состоит из следующих подэтапов: формирование фиксированного выдоха; формирование форсированного выдоха; формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи; формирование речевого дыхания; распределение выдоха в процессе речи; «добор» воздуха в процессе речи.

 

Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

 

    Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Провожу с ребенком пассивные дыхательные упражнения. Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить или напевать тихую плавную мелодию  или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя.

      Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения.

 

1. В положении лежа на спине путем легкого поглаживания тела и, прежде всего, верхнего плечевого пояса, а также потряхивания конечностей ребенка достигают расслабления скелетной мускулатуры. Захватив кисти рук ребенка и слегка потряхивая ими, логопед разводит руки в стороны, поднимает их вверх (вдох), затем опускает вперед, прижимая руки к туловищу и легко надавливая на грудную клетку (выдох).

 

2. В положении лежа на спине в ритме дыхания, осторожно потряхивая ноги ребенка, их вытягивают, разгибают (при этом происходит вдох), а сгибание их в коленях и приведение к животу усиливает и удлиняет выдох. Для активизации работы диафрагмы это упражнение можно проводить при заведении рук ребенка под голову.

 

3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания.

 

4. Ребенок лежит на животе, руки под грудью опираются на твердую поверхность, голова опущена. Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает (выдох). Необходимо стремится к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»).

 

5. В положении ребенка лежа или сидя логопед кладет свои руки на грудные мышцы ребенка, прислушивается к ритму дыхания. В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение неск. сек.). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху.

 

6. Ребенок лежит или сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха», что усиливает глубину вдоха.

 

7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

   

     В зависимости от возраста и возможностей длина вдоха и выдоха устанавливается индивидуально. При выполнении любого пассивного движения желательно проводить афферентную стимуляцию различных анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического). Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения. Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение  (в зеркале).

   

     Для работы по овладению произвольным дыханием, чтобы ребенок мог произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох, требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Например, ребенок непроизвольно глубоко вздохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе: «Ах, как ты умеешь глубоко дышать! А давай попробуем подышать еще так сильно!» Повторить только что возникшее непроизвольное дыхательное движение. Так постепенно происходит переход от безусловных рефлекторных реакций к произвольным дыхательным движениям.

 

Непроизвольного выдоха можно достичь такими упражнениями:

 1) логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Ребенок, пытаясь сделать это, сильно упирается ногами в пол, выпрямляет спину, останавливает дыхание. Однако логопед, ослабив давление, дает ему подняться. В это время ребенок непроизвольно делает глубокий облегченный выдох. Повторять не меньше 5 раз.

 2) логопед легко надавливает сидящему ребенку на спину и предлагает ему опрокинуться назад на руки логопеда. Ребенок вынужден сильно напрячь мышцы живота, конечностей и задержать вдох. Позволив ребенку откинуться, логопед добивается непроизвольного глубокого выдоха. После ряда попыток ребенок повторяет глубокий выдох уже сознательно.

    Эти упражнения углубляют дыхание, делают его более ритмичным, усиливают вентиляцию легких, способствуют функционированию дыхательного центра. Но все они являются только необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания.

 

Постановка диафрагмального типа дыхания

    Такой тип дыхания помогает снять избыточное напряжение в области шеи, нижней челюсти, языка, что в свою очередь способствует индивидуальной, естественной, свободной речи и мягкой голосоподаче, снятию речевых судорог и запинок. В результате  работы ребенок обучается:

  • произвольно регулировать тонус отдельных мышц, снижать их чрезмерное напряжение;
  • совершать координированные движения лицевой мускулатуры и согласовывать их с дыханием;
  • осуществлять дыхание при активном участии мышц брюшного пресса, диафрагмы;
  • осуществлять плавный вдох-выдох;
  • выполнять большое количество различных упражнений на произнесение изолированных гласных, слогов, слов на выдохе, совершать чтение текстов в заданном темпе, ритме, с ударением, паузацией, интонацией, под контролем зрительного и слухового анализаторов;
  • осуществлять выработку устойчивого навыка плавной речи с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами.

     Постановку данного типа дыхания удобно начинать в положении лежа, поскольку в этом положении достигается эффект наибольшего расслабления. Правильность выполнения контролируется рукой в области диафрагмы. Передняя брюшная стенка при вдохе несколько отходит вперед, при выдохе – возвращается в исходное положение. Для усиления кинестетических ощущений используется прием выполнения упражнения с закрытыми глазами. Затем наблюдения за правильным движением диафрагмы подкрепляется использованием зрительного контроля (легкая игрушка, помещенная на область диафрагмы).   

     Процесс овладения этим дыханием сложен, но еще труднее бывает ребенку его автоматизировать, так как нет точных критериев, способствующих правильному овладению упражнениями.

    После того, как сформированы навыки диафрагмального типа дыхания вне речевого процесса, начинается работа над речевым диафрагмальным дыханием; продолжается работа над правильной артикуляцией и мягкой атакой голоса.

   Сначала выполняются упражнения, сочетающие в себе диафрагмально-релаксационное дыхание и четкую артикуляцию гласных звуков, а также щелевых согласных звуков ([Ф], [пф]). Тренировка речевого диафрагмального дыхания также начинается в положении лежа на спине. Формируются умения повторять аналогичные упражнения в положении стоя. В дальнейшем в упражнения включаются слоги, отдельные односложные слова, простые словосочетания, предложения. Весь речевой материал используется при выполнении физических упражнений (при ходьбе, наклонах, поворотах туловища и пр.). Одновременно с проводимой работой по развитию дыхания необходимо тренировать умение пользоваться добором воздуха и делить текст на смысловые отрезки.

 

Примеры статических упражнений:

     Основная задача этих упражнений – воспитать смешанно-диафрагмальный тип дыхания, скоординировать правильное соотношение носового вдоха и ротового выдоха, удлинения выдоха в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя).

     «Погреем ладошки»

    И. п. сидя. Глубоко вдохнуть. Открыть рот, произвести выдох на руки, произнося шепотом звук [А]. Воздух должен быть теплым, язык у нижних зубов.

     «Подуть, как ветерок»

    Сложить губы трубочкой и подуть на вертушку.

     «Трубач»

    И. п. стоя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх – вдох, на медленном выдохе произносить в трубочку: «П-ф-ф-ф».

    Высунуть язык, вдох носом. Выдох с высунутым языком на ладошки.

 

Примеры динамических упражнений:

     Эти упражнения облегчают процесс овладения навыком координированного дыхания. Они проводятся в сочетании с движениями туловища, рук, шеи. Так как дыхание подчинено одновременно и произвольному, и непроизвольному воздействию, то выполнение динамических упражнений совершенствует произвольный компонент регуляции дыхания.

 Упражнение 1.  Развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх, прогнувшись назад, сделать глубокий вдох через нос. Затем сдавить грудную клетку ладонями в верхнем и нижнем отделах, одновременно опустить голову вниз, выполнить плавный длительный выдох через рот.

 

Упражнение 2 Выполнить предыдущее упражнение, произнося на выдохе: «Пффф».

 

Упражнение 3.  Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, к пальцам ног, выполнить медленный выдох через рот, произнося «Фффууу».

 

Упражнение 4.  Выполнить вдох носом, наклонить корпус тела вперед и правой рукой достать пальцы левой ноги, произнося на выдохе: «Фафофу». Повторить упражнение, наклоняясь к противоположной стороне тела, и произнести «Хахоху».

 

Упражнение 5.  Поворачивая голову вправо – влево, выполнять одновременно с каждым поворотом вдох носом. Затем медленно и плавно выдохнуть через рот, произнося «Пффф».

 

Упражнение 6.  Выполнить предыдущее упражнение, осуществляя движения головой вперед – назад.

 

«Ныряльщики»  Глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» - присесть. Встать («вынырнуть») – выдох.

 

«Паровоз» Руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и проговаривая на выдохе: «Чух – чух – чух».

 

«Насос»  И. п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь нажимать на нее, как будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [С], или [Ш], или [Ф].

 

«Лыжник»  Встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палками. При каждом отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».

 

«Ежик»  И. п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох.

 

«Пильщики»  Упражнение выполняется вдвоем, держась за руки крест-накрест. Правые руки – «пила», левые – «бревно». Первый из участников тянет на себя «пилу», произнося на плавном выдохе «з-з-з» (счет раз), второй берет «пилу» на себя - «с-с-с» (счет два). Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда второй участник берет «пилу» на себя. Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря «пилу» на себя – выдох со звуком, отпуская ее – вдох.

 

Дифференциация ротового и носового выдоха.

   При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным. Ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком.

  Главной особенностью работы над дыханием в этот период является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

   Для работы на этом этапе разработаны три комплекса упражнений.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха

   Этот комплекс направлен на формирование фиксированного (плавного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикатифных (щелевых) согласных звуков ([ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [й]).

  • Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
  • Рот закрыт. Логопед зажимает одну ноздрю и ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома); потом зажимает другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений
  • Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавно выдохнуть через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

    Для тренировки носового вдоха и выдоха логопед закрывает рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Детям дошкольного возраста дается инструкция: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек».

    Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос учить правильно сморкаться.

  • Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, плавно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м____).
  • Вдохнуть широко открытым ртом, плавно выдохнуть носом (рот не закрывать).
  • Вдохнуть носом, плавно выдохнуть ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а_____).
  • Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (ф_____).
  • Вдохнуть через нос, плавно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  • Вдох через нос, выдох – высунуть широкий язык, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

   

    Для закрепления удлиненного произвольного выдоха через рот необходимо максимально опираться на кинестетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми глазами для усиления кинестетических ощущений. Логопед дает инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь».

   

    Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит».

     Ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха. Затем на свою руку дует сам ребенок.

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через рот.

     Цель данного упражнения – в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох.  Кроме того оно закладывает основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, т.к. ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фразам она полностью нормализуется, что обеспечит правильное речевое дыхание.

     Во время выполнения таких упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

     Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта. Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка сразу же обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (в крайнем случае).

    Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке.

 

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха

    Этот комплекс предназначен для формирования форсированного (толчкообразного) выдоха через нос или рот, чередования ротового и носового выдохов. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков ([п], [б], [т], [д], [к], [г]).

  • Вдохнуть носом, выдохнуть через нос толчками.
  • Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!).
  • Рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно,, прерывисто (как дышит собачка).
  • Вдохнуть широко открытым ртом, толчкообразно выдохнуть носом (рот не закрывать).
  • Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!)
  • Вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  • Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть через «трубочку» (у! у! у!)

 

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдох

    Этот комплекс направлен на формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это умение необходимо для произнесения аффрикат ([ц], [ч]) и групп согласных звуков разного способа образования разного способа образования ([тс], [пл], [вр] и т.д.)

  • Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть с усилением в конце (ф____ ф! ф!).
  • Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (ф! ф! ф ____).
  • Губы трубочкой вытянуть вперед. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через «трубочку» с усилением в конце (у ____ у! у!)
  • Губы трубочкой  вытянуть вперед. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у ____ ).
  • Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, удлиненно выдохнуть через нос с усилением в конце с голосом (м _____ м! м!)
  • Вдохнуть через слегка сомкнутые губы, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (м! м! м _____ )
  • Губы в улыбке. Вдохнуть носом, удлиненно выдохнуть через рот (с ____ с! с!).
  • Губы в улыбке. Вдохнуть носом, толчкообразно выдохнуть, в конце переходя в плавный выдох (с! с!с ____ ).
  • Вдохнуть носом. Длительно произносить звук [ш] с усилением в конце (ш _____ ш! ш!).
  • Вдохнуть носом. Кратко произносить звук [ш],  удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш ____).

 

Формирование речевого дыхания

     Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. В ходе работы по формированию длительного и плавного речевого выдоха происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий.  Тренировка осуществляется на материале отдельных звуков, затем слогов, слов и т.д.

 «Поем песенку»  Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т.д.). Выдох контролируется ладонью.

   

«Немое кино»  Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

 

«Задуй свечу»  Дети держат в правой руке полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать – «гасить свечу», произнося [ф].

   

«Мишка учит буквы»   У логопеда – набор букв, обозначающих гласные звуки, на правой руке кукла бибабо (Мишка). Логопед показывает буквы, объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит каждый звук то низким («толстым») голосом, как медведь, то высоким, тонким, как маленький мишутка. Дети по одному произносят звуки, как медведь или как мишутка. В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произношение отдельного звука было интонационно окрашено. Например медведь не сразу понял, как правильно произнести звук, и переспрашивает: «А?», а затем усвоил: «А!»

 

«Трубач»  Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»: «ПФ».

 

«Жук»  Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести назад, сделать вдох. Выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – Ж, одновременно опуская руки вниз.

 

«Топор»  Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

 

«Комарик»  Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – З; быстро повернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.

 

«Зоопарк»  Каждый ребенок исполняет роль какого-нибудь животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе.

 

«Ворона»  Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

   Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси – произнести на выдохе «га-га-га», корова – «му», кошка – «мяу» ит.п.).

 

 «В лесу»  Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

  Обращается внимание на  распределение выдоха в процессе речи; «добор» воздуха в процессе речи.

  

    Распределение выдоха  в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно-смысловые единицы речи – синтагмы.

     Упражнения сначала проводят с использованием слогов, составленных с одним из согласных звуков, сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными звуками. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно необходимо увеличивать количество слогов.

    Затем навыки произношения на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания, предложения.

 Важным условием правильного выполнения упражнений является соблюдение умеренного темпа речи, проговаривание слов в полном объеме, не допуская дрожания голоса, снижение го силы до шепота.

   

    Воспитание умения пользоваться добором воздуха на паузах

     «Главное условие добора воздуха – это создание привычки пополнять запас воздуха в каждой удобной паузе и подключать все дыхательные мышцы, помогая незаметному принятию в легкие его новых порций» [Вансовская Л. И. Практикум по технике речи (Фонационный тренинг). – СПб. 1997]

    Для развития умения осуществлять добор воздуха используются небольшие потешки, стихотворения, скороговорки, разграниченные по смыслу на  речевые отрезки длиной в  3-4 слова. При подборе  речевого

материала необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки. В случаях большого количества нарушенных звуков можно использовать метод приближенного произношения (Г.В. Чиркина).

Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

«па, папа, папапа, папапапа…»;

«папо, папопу, папопупы, папопупыпэ …»;

«папапопопупу, папапапопопопупупу …»;

«фаф, фаф фаф»

    Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем произносить ударным первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

  Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.

«один, два»;

«один, два, три»;

    По аналогии с предыдущим упражнением перечислять дин недели, названия месяцев, времен года.

   

    Произносить считалочку «33 Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что эта порция освоена, переходить на более длительные: вдох через четыре, пять и т.д. «Егорок». Следить, чтобы вдох не расходовался в паузах, он расходуется только на очередное сочетание слов.

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки. (вдох)

Один Егорка, два Егорки, три Егорки. (вдох)

Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т.д. до конца счета.

   

    Упражнение аналогично предыдущему.

Шли семеро стариков, (вдох)

Говорили старики про горох. (вдох)

Первый говорит: «горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «горох хорош!» (вдох) и т. до конца счета.

    

    Наращивание слов в предложении.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег. И т.д.

    

    Отработка в спокойном темпе длительного и равномерного распределения выдоха при произнесении скороговорок.

   Вы ели-ели форелей у ели, / их еле-еле у ели доели.

   Кукушка кукушонку сшила капюшон, / надел кукушонок капюшон, / как в капюшоне он смешон.

    

     Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета на одном выдохе.

Среди белых голубей /                                 

Вот летает воробей, /

Откликайся, не робей. /

Вылетай-ка, воробей!

    При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо хорошо выучить их содержание.

  

    Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса, предохранению от переутомления.

    

     Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают так называемые «сценки без слов». В этих сценках присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих представлений используются только междометия (Ах! Ох!), звукоподражания (Ш, ПФ, У), отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения.  Вступление в речь облегчается тем, что почти все предлагаемые звукоподражания и слова начинаются на определенный гласный звук. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. Участвуя в «сценках», дети постоянно общаются друг с другом при самом ограниченном речевом материале, учатся свободно двигаться по «сцене», изображать определенный персонаж. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию. Каждая сцена рассчитана не более чем на 10 минут. Речевой материал соответствует установке занятия. Так, согласно цели отработать плавный выдох и уточнить артикуляцию звука [а] разыгрывается сценка «Авва и Альфа». «Сценки без слов» разнообразят игровые приемы для тренировки правильного речевого дыхания, позволяют вести работу над интонационной выразительностью речи буквально с первого занятия. (см. И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. – М., 1984.)

      Ипполитова А.Г. не считает нужным проводить каких-либо специальных упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание игрушек и т.п.), часто применяемых в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того эти упражнения часто выполняются ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так как оно может иррадиировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

 

     Правила проведения дыхательной гимнастики.

- При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка, дозировать количество и темп упражнений.

- Для дошкольников дыхательные упражнения организуются в виде игры, так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и длительный выдох.

- Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу.

- Осваивать технику дыхания следует начинать в положении лежа, а после достаточной практики можно приступать к тренировкам в положении стоя, сидя, в движении.

- Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движения диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха.

- Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений, не делать слишком большой вдох.

 - Тренировки должны быть систематическими и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

- Дыхательная гимнастика должна проводится до еды, в хорошо проветренном помещении.

 

ЛИТЕРАТУРА

Савкова З.В. Воспитание речевого голоса. – Л., 1973

В. И. Рождественская, А.И. Павлова. Игры и упражнения для исправления заикания. – М., 1978

Н. А. Уликова. Играй! Думай! Твори! Делай! Словом душа растет. Практический материал для работы с детьми по развитию речи. Части II, III,  IV. – СПб., 1994.

О. С. Орлова. Нарушения голоса у детей. – М., 2005.

И. Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

Е. С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Практическое пособие. – М., 2005.

И. И. Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.

Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – СПб., 2007.

Г. А. Османова, Л. А. Позднякова. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 3-4 года.

Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М., 2003.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн