Submitted by Ирина Волкова on вс, 01/02/2015 - 15:29
ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 6 классе (Критская)
««Космический пейзаж». Картинная галерея».
УРОК 22: ««Космический пейзаж». Картинная галерея» - 1 час.
СОДЕРЖАНИЕ: Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея.
Цель: познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч. Айвза и Э. Артемьева.
Задачи:
- познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);
- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.
Музыкальный материал: «Космический пейзаж» Ч. Айвза, «Мозаика» Э. Артемьева.
Оборудование: портреты Ч. Айвза и Э. Артемьева, магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст песни)
Ход урока
1 ЭТАП: организационный
Здравствуйте, ребята! Начать сегодняшний урок я хочу стихотворными строками Константина Бальмонта:
Мы видим, мы слышим, Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики нездешних миров…
Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы Бабы Яги, которая летала на помеле и в ступе, Ивана-царевича, парящего на ковре самолёте, Иванушки-дурачка – на коньке-горбунке.
Начиная с 19 века о полётах на другие планеты, пришельцах их космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.
А в 20 веке 14 апреля 1961 года в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
2 этап:повторение пройденного материала
Воображение композиторов, писателей, художников не могло оставаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.
- Вспомните известные вам произведения живописи литературы или музыки, посвящённые космическим путешествиям? (ответы обучающихся)
3 этап:изучение нового материала
Обратите внимание на тему урока: «Космический пейзаж». Сегодня мы попытаемся представить себе, какая же она – музыка космоса, музыка других миров? А значит, нам предстоит нарисовать свой космический пейзаж.
Вот как услышал музыку космоса ещё в начале 20 века американский композитор Чарльз АЙВЗ (1874-1954), написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал «Космический пейзаж».
(на доску прикрепляется портрет)
СЛУШАНИЕ: «Космический пейзаж» Ч. Айвза
- Есть ли в музыкальной ткани этого произведения повторяющаяся несколько раз интонация? Запомнилась ли она? (ответы обучающихся)
- Сколько образов создал композитор в этом сочинении? Каковы они?
«Космический пейзаж» Ч. Айвза
Музыкальный образ
Инструментальное воплощение
ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью.
Струнные инструменты
ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.
Деревянные духовые инструменты (4 флейты)
Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»
Условимся, что струнные инструменты – это герой, а духовые – окружающие его люди.
Прослушаем ещё раз произведение Ч. Айвза и попытаемся ответить на вопросы.
СЛУШАНИЕ: «Космический пейзаж» Ч. Айвза
- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?
- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?
- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)
В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».
- Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.
Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.
- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)
Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:
«Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна…»
Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).
(на доску прикрепляется портрет)
Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).
Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)
Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.
Синтезатор представляет собой устройство, совместившее в себе три процесса: создание, запись и воспроизведение музыки. АНС - это инструмент, позволяющий буквально рисовать музыку:все процессы, протекающие в синтезаторе.
С появлением электромузыкальных инструментов (синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.
В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.
Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».
Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».
В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.
Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:
- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?
- Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?
- Какие звуковые эффекты использует композитор?
- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?
- Какую техническую задачу решает композитор?
СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева
«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева
Музыкальный образ
Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной
Зрительные ассоциации
Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира
ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки
Задача композитора
Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов
ВЫВОД: творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.
4 этап:домашнее задание
В творческой тетради написать небольшой рассказ, который раскроет содержание и особенности музыкального языка одного из произведений: «Космический пейзаж» Ч. Айвза; «Мозаика» Э. Артемьева.
5 этап: Подведение итогов урока
Подведём итог урока. Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.
- Произведения каких композиторов мы слушали? (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)
- Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)
- В чём сходство и отличие этих произведений? (СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа; ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)
- Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения? (Синтезатор АНС)
- В честь какого русского композитора был назван этот инструмент? (Александр Николаевич Скрябин)
Молодцы! За работу на уроке оценки получают_______. (выставление оценок).
Спасибо за урок!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2007.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: