Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Космический пейзаж». Картинная галерея

Фото пользователя Ирина Волкова
Submitted by Ирина Волкова on вс, 01/02/2015 - 15:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волкова Ирина Андреевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №8 н.п. Североморск-3, учитель музыки

Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Цель: познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч. Айвза и Э. Артемьева.

Задачи:

- познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);

- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.

Используемая методическая литература: 
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: 

портреты Ч. Айвза и Э. Артемьева, магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст песни)

Краткое описание: 
<p>урок музыки в&nbsp;6 классе</p>

ВОЛКОВА И.А. Урок музыки в 6 классе (Критская)

««Космический пейзаж». Картинная галерея».

 

УРОК 22: ««Космический пейзаж». Картинная галерея» - 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ: Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея.

Цель: познакомить обучающихся с миром космических образов через произведения Ч. Айвза и Э. Артемьева.

Задачи:

- познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);

- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.

 

Музыкальный материал: «Космический пейзаж» Ч. Айвза, «Мозаика» Э. Артемьева.

Оборудование: портреты Ч. Айвза и Э. Артемьева, магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст песни)

Ход урока

1 ЭТАП: организационный

 

Здравствуйте, ребята! Начать сегодняшний урок я хочу стихотворными строками Константина Бальмонта:

Мы видим, мы слышим, Как светят нам солнца,

Как дышат нам блики нездешних миров…

Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы Бабы Яги, которая летала на помеле и в ступе, Ивана-царевича, парящего на ковре самолёте, Иванушки-дурачка – на коньке-горбунке.

Начиная с 19 века о полётах на другие планеты, пришельцах их космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.

А в 20 веке 14 апреля 1961 года в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

2 этап: повторение пройденного материала

Воображение композиторов, писателей, художников не могло оставаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.

- Вспомните известные вам произведения живописи литературы или музыки, посвящённые космическим путешествиям? (ответы обучающихся)

3 этап: изучение нового материала

 

Обратите внимание на тему урока: «Космический пейзаж». Сегодня мы  попытаемся представить себе, какая же она – музыка космоса, музыка других миров? А значит, нам предстоит нарисовать свой космический пейзаж.

 

Вот как услышал музыку космоса ещё в начале 20 века американский композитор Чарльз АЙВЗ (1874-1954), написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал «Космический пейзаж».

(на доску прикрепляется портрет)

 

СЛУШАНИЕ: «Космический пейзаж» Ч. Айвза

 

- Есть ли в музыкальной ткани этого произведения повторяющаяся несколько раз интонация? Запомнилась ли она? (ответы обучающихся)

 

- Сколько образов создал композитор в этом сочинении? Каковы они?

 

«Космический пейзаж» Ч. Айвза

Музыкальный образ

Инструментальное воплощение

ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью.

Струнные инструменты

ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.

Деревянные духовые инструменты (4 флейты)

 

Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»

 

Условимся, что струнные инструменты – это герой, а духовые – окружающие его люди.

Прослушаем ещё раз произведение Ч. Айвза и попытаемся ответить на вопросы.

 

СЛУШАНИЕ: «Космический пейзаж» Ч. Айвза

 

- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?

- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?

- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)

 

В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».

- Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)

 

Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.

 

Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.

- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)

 

Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна…»

Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)

 

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

(на доску прикрепляется портрет)

 

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).

Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)

Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.

Синтезатор представляет собой устройство, совместившее в себе три процесса: создание, запись и воспроизведение музыки. АНС - это инструмент, позволяющий буквально рисовать музыку:все процессы, протекающие в синтезаторе.

С появлением электромузыкальных инструментов (синтезаторов, компьютеров значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.

 

В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.

 

Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».

 

Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

 

Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

 

- Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

 

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

 

- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

 

- Какую техническую задачу решает композитор?

 

СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

 

 

«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева

Музыкальный образ

Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной

Зрительные ассоциации

Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира

Звуковые эффекты

Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха

Выразительные средства

ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки

Задача композитора

Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов

 

ВЫВОД: творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

 

4 этап: домашнее задание

 

В творческой тетради написать небольшой рассказ, который раскроет содержание и особенности музыкального языка одного из произведений: «Космический пейзаж» Ч. Айвза; «Мозаика» Э. Артемьева.

 

5 этап: Подведение итогов урока

 

Подведём итог урока. Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

- Произведения каких композиторов мы слушали? (Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)

 

- Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

 

- В чём сходство и отличие этих произведений? (СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа; ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)

- Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения? (Синтезатор АНС)

 

- В честь какого русского композитора был назван этот инструмент? (Александр Николаевич Скрябин)

 

Молодцы! За работу на уроке оценки получают_______. (выставление оценок).

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2007.

  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.

  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
    ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  4. ВИКИПЕДИЯ: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

  5. СЛОВОПЕДИЯ: электронные толковые словари. http://www.slovopedia.com

  6. Классическая музыка. ру. http://www.classic-music.ru

  7. Словарь эмоций. http://demo.sinergi-school.ru

  8. МР3 архив классической музыки. http://www.mp3complete.net

    5.    Яндекс. Словари. http://slovari.yandex.ru                        ...


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн