Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)
- Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.
- Прочитайте вслух.
- Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
- Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)
- Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)
- Родители тоже написали, что для них счастье.
- Послушайте…
- Кто заметил противоречие?
- Поставьте цель урока (ответить на вопрос: почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)
- К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)
3. Биографические данные о писателе (Фильм)
- Прежде, чем приступить к чтению сказки, я хотела бы познакомить вас с биографией замечательного писателя- Льва Николаевича Толстого.
Л. Н. Толстой - знаменитый писатель-классик (это писатель, произведения, которого имеют огромное неоценимое значение), который известен не только в России, но и за рубежом. Родился он в 1828 году в богатой семье, получил отличное образование. Известен этот человек не только как писатель, но и как педагог. Лев Николаевич всегда переживал из-за того, что дети из бедных семей не могли учиться, не могли получать должных знаний. Именно по этой причине в 1859 году Л. Н. Толстой открыл в своём имении «Ясная поляна» бесплатную школу для детей из бедных семей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников учебники для чтения. Свой знаменитый учебник «Русская азбука» он начал писать в 1859 году, работая над ним около 20-ти лет, закончил в середине 70-х годов. Сюда вошли более ста его новых сказок и рассказов на разные темы: о детских отношениях, о дурных привычках, а так же познавательные рассказы и сказки.
Таблички
Л.Н.Толстой
1828-1910
Яснополянская школа
1859г.
«Русская азбука»
1859-середина 70-х г.г.
4. Работа с текстом
а) Работа с текстом до чтения (Слайд)
- Откройте учебник на стр. 39
- С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)
- Кто автор?
- Сформулируйте тему урока
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.
- Попробуйте по названию произведения, по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?
- Как проверить предположение? (прочитать)
б) выборочное чтение с подробным пересказом
- Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?
- Можно ли с ним согласиться? (да)
- Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?
- Можно ли с ним согласиться? (да)
- А если бы был 3-й брат, могли бы родиться другие доводы?
- Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)
- Похожи ли братья друг на друга по поведению, по своим взглядам?
- Чем же различны братья? Заполним сравнительную таблицу.
(По мере ответов детей на доске заполняется сравнительная характеристика )
Старший Младший
Рассудительный Решительный
Практичный Отважный
Спокойный Смелый
Осторожный Мужественный
Романтик
- Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста ( нет, каждый остался при своём мнении)
- Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?
- А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)
- В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)
- Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)
- Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з
- Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)
в) обобщающая беседа
-Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)
- Какой путь, какую дорогу жизни выбираешь сегодня ты?
Прослушивание песни «Дорогою добра» (Слайд)
г) проверка на прочное осознание текста
- Ответив правильно на вопросы викторины, ты проверишь себя, как внимательно прочитал сказку. (Викторина в приложении)
5. Итог
- Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?
- Чему научил вас сегодняшний урок?
- Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.
- Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)