Открытое занятие для педагогов и специалистов детского сада.
Submitted by Елизавета Павловна Быстрова on Fri, 30/01/2015 - 17:15
Конспект: «Открытый показ встречи музыкального руководителя с детьми подготовительной группы для педагогов МБДОУ №28 Гатчинского района Ленинградской области».
Автор: музыкальный руководитель Быстрова Елизавета Павловна.
Цель: Продолжать знакомство детей с группами музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые.
Задачи: 1- образовательные: Формировать умение правильно назвать инструмент, узнав по внешним признакам с помощью картинки. Определить, к какому виду он относится.
2- развивающие: Развивать звуковысотнодинамическое, метрическое восприятие. Формировать музыкальное мышление, память, слух. Развивать творческие способности. Расширять и обогащать словарный запас у детей.
3- воспитательные: воспитывать интерес к музыке, эмоциональное отношение к познанию, желание расширить кругозор, получая знания о разных видах музыкальных инструментов.
Ход: Дети входят в зал и садятся на места.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами побываем в мире музыкальных инструментов. Этот мир богат и очень интересен. Существует очень много разных музыкальных инструментов. Со многими вы еже знакомы. Инструменты делятся на группы, объединяясь по внешнему виду, форме и способам звукоизвлечения. Я буду показывать картинки, а вы называть увиденный инструмент: скрипка прима, втора, альт, виолончель, контрабас. К какому виду относятся все эти инструменты? Дети отвечают: струнные. М.Р.: А почему вы так думаете? Ответы детей. Правильно. Все эти инструменты мы видим и слышим в симфоническом оркестре. Какие струнные инструменты вы ещё знаете? Дети: гитара, балалайка, гусли, домбра. А эти инструменты можно включить в симфонический оркестр? Нет, нельзя: гитара используется чаще всего для сольного исполнения. Балалайка, домбра – народные струнные инструменты. Они подойдут для оркестра народных инструментов.
Музыкальный руководитель:
А как называют человека, играющего на музыкальном инструменте? Дети: музыкант. М.р.: Сейчас мы поиграем в музыкантов. Посмотрите на эти картинки. На них мы видим музыкантов: Скрипача и контрабасиста. Видите, с какой любовью они смотрят на свои любимые инструменты! Чем больше инструмент, тем ниже он звучит.
Дети, показывая рукой, как движется смычок по струнам, поют песенки-распевки: 1- Нежно скрипочка играй: Лили-Лили-Ли! Контрабас, не отставай: ту-ту-ту-ту-ту!
Музыкальный руководитель: Какой голос у скрипки? Дети: высокий. Какой голос у контрабаса? Дети: низкий.
Звучат фонограммы музыки, исполняемой на разных музыкальных инструментах. Дети образно показывают игру и называют их. А также говорят, можно ли взять этот инструмент в симфонический оркестр: балалайка, гитара, скрипка, виолончель.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие музыкальные инструменты лежат перед вами на столе? Дети, подходя к столу, выбирают инструмент и называют его: барабан, бубен, маракас, треугольник, тарелки, металлофон, ксилофон. К какому виду относятся все эти инструменты? Дети: ударные. Сейчас мы объединим эти инструменты в ансамбль и сыграем на них музыку.
Показать портрет композитора Моцарта. Дети играют «Турецкий марш» на ударных инструментах. Каждая часть исполняется определённой группой инструментов.
Дети кладут инструменты на место и садятся перед телеэкраном. Музыкальный руководитель показывает изображения духовых инструментов: флейты, кларнета, гобоя, фагота, трубы, саксофона. Дети повторяют названия, запоминая инструмент по внешним признакам. Музыкальный руководитель уточняет эти признаки, например: у флейты духовое отверстие находится сбоку, у кларнета сверху и так далее. К какому виду относятся эти инструменты? Дети: духовые. Можно использовать их в симфоническом оркестре? Дети: можно.
Звучит фонограмма, симфонический оркестр исполняет польку и вальс. Дети становятся парами и танцуют.
Посадить детей перед интерактивной доской: Задание: «Он лишний». Из 4-х представленных инструментов выбрать лишний, не отвечающий признакам оставшихся. 2 – 3 раза. Дети по желанию подходят к доске и выполняют задание.
Музыкальный руководитель предлагает детям ещё раз послушать симфонический оркестр и поиграть в игру: «Смелые наездники». Сначала дети вспоминают музыку, кто сочинил, рассматривают иллюстрацию и портрет на телеэкране. Дети: Роберт Шуман написал музыку «Смелый наездник». Дети становятся парами и играют в наездников под музыку.
Когда дети сядут на стулья, музыкальный руководитель продолжает:
Мы с вами находимся в мире музыкальных инструментов. Их очень много, и все они звучат по-разному. Их можно объединить в оркестр или в ансамбль. Показать картинку «Скрипачи». Посмотрите на этих скрипачей? Сколько их? Дети: два! Когда играют 2 одинаковых инструмента или поют 2 человека, называется дуэт. Если играют три человека, трио. Но когда 4 инструмента, то это уже квартет. Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов написал замечательную басню «Квартет». Я вам её сейчас прочитаю, а вы смотрите на экран. Здесь изображены персонажи басни.
Басня Квартет читать
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
Показать и рассмотреть малую скульптурную форму. Статуэтки на тему
«Квартет».
Музыкальный руководитель: Вот и закончилась наша сказка. Мы побывали в таком интересном и разнообразном мире музыкальных инструментов. Вижу по вашим лицам и настроению, что вам понравилась наша встреча. Вы – молодцы! Правильно отвечали на вопросы, внимательно слушали и запоминали новое. Сами превращались в музыкантов, играли в ансамбле на ударных.