Submitted by Ида Алексеевна Калачева on Wed, 28/01/2015 - 20:39
Тема: Мифы и легенды Древней Греции.
Образовательные цели: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; познакомить учащихся с героями мифа.
Развивающие цели: стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; развивать творческие способности и интерес к литературе.
Воспитательные цели: воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в команде; воспитывать у учащихся эстетический вкус.
Использованные методы и приемы: технология интерактивного обучения, работа в группах, элементы технологии развития критического мышления.
Виды деятельности: Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Дифференцированный подход. Фронтальная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор и мультимедийная доска; презентация.
Учитель: Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, хочу предложить вам посмотреть слайды. Вы, конечно, знаете, что Санкт-Петербург-город удивительный, необычный, таинственный, во многом этому способствовала его архитектура. На фасадах зданий расположились необычные звери, птицы, Атланты, Кариатиды. Я предлагаю вглядеться в детали некоторых зданий и попробовать угадать, что за фигуры там притаились./ Слайд 1- 4/
Учитель: /Остановиться на слайде 4/ -Какой миф изображен здесь? / Геракл убивает исполина Антея/
Обратимся в стол для справок : 1 ученик объясняет: « Геракл убивает исполина Антея, сила которого удваивалась каждый раз, когда он прикасался к Земле, его матери. Гераклу удалось поднять его в воздух и задушить»
Учитель: Дайте нам истолкования слова «Исполин».
Обратимся в стол для справок : 1 ученик объясняет : «Исполин-великан, богатырь».
Учитель:Слайд 5: Откуда же мы знаем этих героев? Из какой культуры они пришли к нам?
/Из культуры Древней Греции-страны с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры (VII—VI вв. до н. э.) Именно Древняя Эллада подарила нам мифы, которые были записаны и систематизированы греческим поэтом Гесиодом в 8-7 вв.до н.э/
Учитель: Сообщение учащегося: Гесиод (иногда можно встретить написание Гезиод) - древнегреческий поэт, исполнитель эпических песен, один из основателей такого литературного направления, как дидактический (и его разновидность – генеалогический) эпос. Является первым представителем древнегреческой литературы, сведения о существовании которого являются исторически достоверными.
II. Новая тема.
Учитель: (Распечатать раздаточный материал) Работа с колонкой «До изучения новой темы». Задание: Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем вопросов. К этой работе вернемся к концу урока. (Приложение)
Учитель: Сформулируйте тему урока. Какая цель урока? /Слайд 6/
III. Работа по теме урока.
1.Предоставление необходимой информации.
1.Учитель: Говорить о мифах Древней Греции и не знать, где находится Греция, какие моря ее омывают, что там растет и какой климат в этой стране - невозможно. Слайд 7. И мы отправляемся с вами на Балканский полуостров, в Грецию. А с Грецией познакомят учащиеся.
Учащийся 1. Слайд 7. Посмотрите на карту Европы. Греция находится на юге Европейской части, состоит из тысячи островов в Эгейском, Ионическом и Средиземном морях. Площадь Греции занимает 131. 944 кв. км. Ее территориальные соседи – Турция и Болгария, Албания и Югославия. Население составляет около 12 млн. человек. Высшая точка Греции – гора Олимп (2917м). Здесь жили боги!
Учащийся 2. Мы с вами будем слушать мифы о богах, проводить исследования, делать выводы. Слайд 8 Вы видите главные атрибуты государства Греции – флаг и герб.
Учащийся 1. Эллада, или Греция – колыбель древнегреческой цивилизации и культуры. Ее история насчитывает 5 тысячелетий. Все здесь: крупные города и мелкие деревушки, бесчисленные острова и высокие горы, каждый камень овеян временем, легендами, мифами. Слайд 9. (продолжается просмотр презентации).
Учащийся 2.Можете себе представить, что мы наслаждаемся теми же видами, которыми наслаждались поэты и художники на протяжении столетий!
Учитель: Спасибо Вам большое. Назовите столицу Греции./ Афины/
Учитель: Слайд 10. Что вы знаете об Афинах? / Город Афины, он носит имя древнегреческой богини мудрости и познания. В центре Афин возвышаются 2 холма, один из которых называется Акрополь, что в переводе означает «верхний город». В святилище Акрополя поклонялись двум богам: Афине – покровительнице города и Посейдону – богу моря/.
2). Беседа.
Учитель:Слайд 11. Перед вами фотография Н.А.Куна. Он автор множества книг. Среди них знаменитая , замечательная книга «Легенды и мифы Древней Греции». Сообщение учащегося.
Биография Н. Куна (дети конспектируют под диктовку)
Кун Николай Альбертович (21.05 1877 – 28.10.1940), прожил 63 года, рус. историк, писатель, педагог, автор популярной книги «Легенды и мифы Др. Греции». Занимался историей Античного мира.
Родился в Москве, происходит от обрусевшего немецкого рода. Отец: Альберт Францевич Кун, человек образованный, занимался наукой, знал хорошо рус. культуру. Мать: Антонина Николаевна Игнатьева, из старинного дворянского рода, пианистка, ученица Рубинштейна и Чайковского.
Н. Кун окончил МГУ в 1903 г. с дипломом 1 степени. После уехал по распределению в Тверь, где работал учителем истории в женской семинарии.
Вся жизнь Н. Куна была связана с образованием. Он провел преподавательскую деятельность во многих учебных заведениях, не только в России, но и за рубежом - Берлин.
Н. Кун внес большой вклад в науку, составив Большую и Малую энциклопедию. Руководил экскурсией русских ученых в Риме 1911-1912; в римских музеях читал лекции по истории античного искусства.
Умер Николай Кун 28 октября 1940 г. в поселке Черкизово, Московской области.
Учитель: Что лежит в основе мифов?
Учитель: Попытка человека осмыслить, понять этот мир и себя в нем привела к появлению мифов и легенд.
Учитель: А вы знаете, что такое миф, легенда? Сейчас учащиеся познакомят нас с этими понятиями. Ваша задача - определения записать в тетрадь.
Учащийся 1: Миф - (с греч.) предание, сказание. Миф – это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои – существа сверхъестественные, а значит, мифы – истории выдуманные. Однако часто именно благодаря им можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аиды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен.
Учащийся 2: Легенды – это поэтические предания о каком-то историческом событии. Легенда очень похожа на миф. Но в ней чаще всего действуют реально существовавшие личности. Это вовсе не означает, что со временем легенды не претерпевают никаких изменений. В них наряду с людьми и животными действуют Бог и святые.
Учитель: Слайд 12 Олимп- знаменитая гора Греции.
Лексическая работа.
Учитель: Что такое Олимп?/ Священная гора древних греков, место пребывания богов, во главе с Зевсом/.
Учитель: Работа со Словарём фразеологизмов. Есть такой фразеологизм « Олимпийское спокойствие». Как вы понимаете значение этого фразеологизма? Когда, в какой жизненной ситуации можно его применить?
Фразеологизм “Олимпийское спокойствие ” значение:
В древнегреческой мифологии Олимп – это гора, где восседали боги. Для простых смертных вход туда был закрыт. До бессмертных богов не доносились ни тревога, ни человеческая суета – на Олимпе всегда царило спокойствие. Боги безразлично взирали с небес и были неизменно торжественны, величавы и невозмутимы. «Олимпийское спокойствие» можно объяснить как «божественное равнодушие». Человек, обладающий олимпийским спокойствием, в наших глазах всегда выглядит невозмутимым, выдержанным, бесстрастным, имеет отличное самообладание, хладнокровен.
Учитель: Познакомьте меня с обитателями горы Олимп. /Зевс, его жена Гера, братья Посейдон и Аид и многие другие/.
Учитель: Слайд 13. Сообщение учащегося о громовержце Зевсе.
Учитель: Слайд 14. Слушайте легенду об Афродите, богине любви и красоты. Сообщение учащегося.
Учитель: Что вы можете сказать о братьях Зевса?
Учитель: Чем похожи боги на нас? /В представлении древних греков они были похожи на людей, и отношения между ними были тоже человеческие. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах, совершали подвиги, приходили другим на помощь /
Учитель: Какой мифологический герой приходил на помощь людям? / Геракл/
-Учитель: Какие мифы, связанные с именем Геракла, вы знаете? /12 ПОДВИГОВ/
Лексическая работа
Учитель: Что такое «подвиг»? Найдите определение слова «подвиг» из словаря Ожегова. Запишите. /Подвиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях/.
Учитель: Легкая ли задача совершать подвиг?
Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, совершающий подвиг?
Учитель: Назовите произведения, где мы встречались с подвигом героев?
Учитель: Чему нас учат мифы и легенды Древней Греции? / Учит добру, свету, чистоте отношений/.
IV.Подведение итогов :
Учитель: Слайд 19. Древняя Греция! Великая, могучая, зовущая на подвиги! Жители Древней Эллады воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах.
V.Рефлексия.
Учитель: (Распечатать раздаточный материал). Работа с колонкой «После изучения новой темы». Задание: Ответьте на вопрос, поставив плюс или минус./Дается время/. После знакомства с основной информацией возвращаемся к заполненной таблице с утверждениями и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.