Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опытно-методическая разработка Поисково-собирательная и исследовательская деятельность в школьном музее как средство формирования гражданских качеств личности учащихся

Submitted by Наталья Владимировна Бражникова on Wed, 28/01/2015 - 19:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бражникова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 

МБОУ "Дивенская ООШ", учитель истории, обществознания

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их&nbsp;к&nbsp;различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к&nbsp;окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное &ndash; реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.</p> <p>Целью организации научно-исследовательской работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые&nbsp; и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.</p> <p>Основные задачи научно-исследовательской &nbsp;работы:</p> <ul> <li>развитие творческих способностей учащихся и&nbsp;выработка у&nbsp;них исследовательских навыков;</li> <li>формирование аналитического и&nbsp;критического, абстрактного мышления учащихся в&nbsp;процессе творческого поиска и&nbsp;выполнения учебных исследований;</li> <li>выявление одарённых учащихся и&nbsp;обеспечение реализации их&nbsp;творческого потенциала;</li> <li>развитие самостоятельности при работе со&nbsp;специальной и&nbsp;научной литературой при выполнении наблюдений и&nbsp;опытов;</li> <li>развитие способности формировать свое мнение и&nbsp;умение его отстаивать;</li> <li>развитие умения общаться с&nbsp;аудиторией, выступая на&nbsp;конференциях, в&nbsp;кружках;</li> <li>формирование чувства ответственности за&nbsp;порученное дело;</li> <li>воспитание уверенности в&nbsp;себе, сознание значимости выполненной работы;</li> <li>воспитание целеустремлённости и&nbsp;системности в&nbsp;учебной деятельности;</li> <li>помощь в&nbsp;профессиональной ориентации;</li> </ul> <p><strong>Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:</strong></p> <ul> <li>Активизация интереса к знаниям;</li> <li>Развитие представлений о межпредметных связях;</li> <li>Установка на престижность знаний;</li> <li>Развитие коммуникативной направленности;</li> <li>Развитие научного мышления;</li> <li>Развитие творческого подхода к собственной деятельности;</li> <li>Освоение новых информационных технологий</li> </ul>

Поисково-собирательная и исследовательская деятельность в школьном музее  как средство формирования гражданских качеств личности  учащихся

(Приёмы работы, результаты в плане личностного становления)

СЛ. 1  (школа)

Наша школа находится на границе Гатчинского и Лужского районов. Была основана в 19 веке.

СЛ. 2  (музей)

Одним  из приоритетных направлений воспитательной работы в Дивенской школе является патриотическое воспитание на основе изучения истории и культуры родного края. Поэтому в 2002 году на базе школы был открыт музей «Истории и культуры Дивенской земли». В этом году ему исполняется 10 лет. В связи с тем, что письменные и литературные источники о Дивенской практически отсутствуют, деятельность музея носит поисковый характер.  При сборе материалов большую работу провели учителя школы, учащиеся и их родители. Музей играет важную роль в учебно-воспитательном процессе.

СЛ. (кружковцы)

На базе музея работает краеведческий кружок «Истоки».

СЛ. (тема)

Вашему вниманию представляю тему  моего выступления: «Поисково-собирательная и исследовательская деятельность в школьном музее  как средство формирования гражданских качеств личности  учащихся»

 Почему выбор пал на эту тему?

Потому что,  современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?

 Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в поисково-собирательную и исследовательскую работу на базе музея.

Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

  СЛ. (цель)

Целью организации научно-исследовательской работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые  и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

 СЛ. (задачи)

Основные задачи научно-исследовательской  работы:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
  • формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • формирование чувства ответственности за порученное дело;
  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • помощь в профессиональной ориентации;

 СЛ. (результаты)

Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  • Активизация интереса к знаниям;
  • Развитие представлений о межпредметных связях;
  • Установка на престижность знаний;
  • Развитие коммуникативной направленности;
  • Развитие научного мышления;
  • Развитие творческого подхода к собственной деятельности;
  • Освоение новых информационных технологий

СЛ.  (рост активности)

На этом графике наглядно представлен рост активности уч-ся, занимающихся в кружке, за несколько лет. Это говорит о том, что дети не просто занимаются в музее, а активно начинают проявлять интерес и, таким образом, включаются в исследовательскую работу.  Исследовательская работа является важной неотъемлемой частью учебного процесса. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи. В учебном исследовании главным является получение  субъективно новых знаний.

Исследовательская работа учащегося на базе музея включает:

1) поисково – собирательную деятельность

2) анализ полученного материала

3) формулировка выводов, приобретение новых знаний.

Однако, в процессе исследовательской работы учащиеся не только приобретают знания. Указанный вид деятельности способствует формированию ряда важных навыков, умений и личностных качеств.

СЛ.  9  (формир. гражд. кач-в)

Поскольку,  речь идёт о формировании гражданских качеств, то на этом слайде  можно увидеть, что,  прежде чем рассматривать эти качества, следует обратиться к первичным характеристикам. Ведь  именно они лежат в основе  формирования гражданских качеств.

В  первом столбце  представлены некоторые первичные характеристики,  которые могут формироваться в процессе  исследовательской деятельности.

1-ая  позиция - умение поставить цель.

(напр.: «Поиск материала и изучение биографии поэта-фронтовика Л.Хаустова»). Это умение будет способствовать формированию  такого качества как  целеустремлённость.

2-я   позиция – умение взаимодействовать с людьми.

Задания в группе, работа в паре, выступления, встречи с интересными людьми, встречи с ветеранами  способствуют  формированию такого гражданского качества как  эмпатия.

3-я   позиция – самоконтроль.

При выполнении самостоятельных заданий (сбор  и обработка материала, поиск информации, посещение ветеранов)  вырабатываются такие качества как самостоятельность и ответственность.

4-я  позиция – увеличение объёма знаний, расширение кругозора.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, участвуя в поисково-собирательной работе, встречаясь с интересными людьми, учащиеся узнают историю родного края изнутри, понимают, как много сил и души вложили их предки в культуру и экономику родного края, частью которого является семья и школа.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и  природному  наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой Родине. Таким образом, можно сказать, что у детей формируется очень важное гражданское качество как уважение к культурно-историческому наследию и патриотизм.

СЛ.  10  (7-я Симф. Д.Шостаковича)

В данный момент у нас ведётся работа над темой, посвящённой 70-летию 1-го исполнения  7-ой Симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. На подготовительном этапе  ребята изучали  литературу,  материалы, уже имеющиеся в школьном музее.  Совсем недавно,  в марте месяце  мы ездили в СПб в великолепный  школьный музей «А музы не молчали…» и  получили интересные дополнительные сведения  по данной теме.

СЛ.  11  (частота первичных  характеристик)

 На следующем слайде  можно увидеть как меняются первичные характеристики у детей,  занимающихся в музее.  Здесь представлена частота выявления этих характеристик. Согласно данным, представленным на графике,  мы видим как увеличивается количество учащихся, обладающих теми или иными первичными характеристиками.  Наилучшие результаты  получены  в 1-ой позиции и в 4-ой.  Труднее всего  оказалось решить задачу в 3-ей позиции. В силу своих возростных особенностей ребятам ,конечно, сложно  полностью самостоятельно контролировать свои действия.

Следует отметить, что состав учащихся за это время практически не менялся, что может свидетельствовать об эффективности деятельности музея.

СЛ.  12  (музей)

В связи с тем, что наш посёлок находится в отдалённости от центров культурной жизни, ребята не имеют возможности посещать кружки, студии, музеи, театры…Отрадно заметить, что занятия в школьном музее заполняют вакуум свободного времени учеников.

Мы получаем хорошие отзывы о проведённых экскурсиях от гостей музея, проводим на его базе семинары, постоянно обновляем экскурсии. В 2010 наш музей стал победителем, занял 3 место в районном конкурсе музеев.

СЛ.  13  (спасибо за внимание)

В заключении хотелось бы отметить, что в  процессе  поисково-собирательной  и исследовательской работы происходит социальная адаптация юного краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн