«Имя числительное» (Обобщающий урок. Заочная экскурсия по родному городу)
Обобщающий урок по теме
«Имя числительное»
(заочная экскурсия по родному городу; дидактическая игра)
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя числительное»
Проверить сформированность умений и навыков учащихся в написании, склонении числительных, употреблении их с другими частями речи.
Привить любовь и интерес к родному городу.
Ход урока.
1 Организационный момент
НУ, проверьте-ка, друзья, всё ль на месте, всё ль в порядке – ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку “5”. Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем урок.
Сегодня у нас урок обобщения полученных знаний по теме «Имя числительное»,
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
(мы будем говорить о склонении числительных, о правописании числительных. об отличии их от других частей речи), и урок будет необычный, мы отправимся на экскурсию … (слайд школы)
-Входят 2 стрельца (под звуки фанфар)
-Ать, два, ать, два. На месте стой, ать, два.
Мы стрельцы! Пришли к вам сообщить, что по указу царя в 1583 году здесь был поставлен острог.
А было это в канун праздника «святых бессребреников Косьмы и Дамиана» и поэтому город велено было назвать их именами. Мы думаем, вы знаете этот город?
( ответы учащихся) Уходят. Гимн
Учитель: Действительно, ребята, мы совершим с вами заочную экскурсию по нашему городу , еще раз полюбуемся его красотами и , может быть, кто-то из вас откроет для себя что-то новое о городе, в котором мы живем. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении-это имя числительное. В путешествие мы отправимся на воображаемом автобусе.
Итак, в путь.
- Словарная работа со словами экскурсия-коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью
-как называют человека, который проводит экскурсии? Экскурсовод-специалист, дающий пояснения экскурсантам
-как называют людей, которым что-то показывают?Экскурсант-участник экскурсии
Вот вы и будете сегодня экскурсантами, а я экскурсоводом, а вместе мы совершим с вами экскурсию. Но вы будете не пассивными экскурсантами, а будете помогать мне, договорились? Может, вы знаете больше о нашем городе.
Поехали.
Задавать вопросы детям.
В каком году основан город?
Наш город включает в себя две части. Какие? (историческую и современную)
Сколько памятников в городе?
1 слай древний город
2 слайд –современный город
Читает текст ученик.
Текст: На правом берегу Волги расположен город Козьмодемьянск- центр Горномарийского района. Основан он в 1583 году как острог
Словарная работа. Как вы понимаете, что такое острог?(в древнерусских княжествах и в Русском государстве 16-17 веков деревянное пограничное укрепление) Козьмодемьянский. Только с 1609 года упоминается как город. Историческая территория Козьмодемьянска занимает 120 га. (1га= 100мумножить на 100м, т.е. 10000 кв.м.) Здесь расположены 150 памятников, в том числе12-федерального значения и 40-республиканского. Теперь Козьмодемьянск предстает в двух ипостасях: древней и современной.
Вы обратили внимание на большое количество числительных в тексте.
- Вопросы классу: 1. Расскажите все об имени числительном как о части речи.
- какие бывают числительные по значению и составу?
- чем отличаются порядковые числительные от количественных?
Задание: выпишите словосочетания сущ+ числ , распределяя их по разрядам и составу. все в тетрадях делают самостоятельно, а я потом показываю правильный ответ, встают те, у кого было правильно)
Вопросы классу? Беседа сначала
Кто скажет, ребята, а каким наш город был до революции, т.е. до 1917 года?
А назовите купеческие дома? Кто знает?
2слайд. (показать слайд без надписи) До революции Козьмодемьянск был богатым купеческим городом. Купцы были второй по численности группой горожан. Они составляли 40,8% от всего населения. Купцы имели богатые дома, украшенные замечательной резьбой, прорезной, ажурной, накладной. (показ домов) Сюжет резьбы разный. Никто не хотел походить на своего соседа Только на доме купца Сурьянинова можно встретить ажурных львов.(первый у меня на слайде), второй на слайде дом купца Овчинникова) и ещё дом Шкляра. Фасад дома лесопромышленника Губина украшен в виде розеток.
Словарная работа Фасад-передняя сторона здания, сооружения.
-Что сегодня находится в некоторых купеческих домах?
Сегодня в купеческих домах расположился культурно-исторический музейный комплекс.
Сколько музеев в городе?
Вот здесь читают текст со слайдов (показываю). Ученик читает.
В доме купца Пономарева находится художественно-исторический музей имени А.В.Григорьева, основанный в 1918 году. В настоящее время в нем собрано 1300 произведений живописи, 1750 графических работ.
В доме купца Губина находится с 1995 года музей купеческого быта. Здесь можно насладиться обстановкой 18-19 веков.
В 1983 году открыт этнографический музей под открытым небом. Всего в музее 60 построек.
И последний музей- музей юмора имени Остапа Бендера. Этот музей находится в доме купца Бычкова с 1996 года.
Вопросы:
Мы будем говорить о правописании числительных и склонении
У каких числительных пишется ь на конце( от 5-20 и 30); и в середине (от50-80, 500-900)?
У каких числительных ь знак не пишется.
- 1 вариант выписывает числительные, в которых пишется ь знак в середине (девятьсот, семьсот, пятьдесят, восемьдесят, шестьдесят)
- 2 вариант, где не пишется (восемнадцать, девятнадцать)
Проверяем. У кого так же? Поднимите руку.
Задание: 12 человек садятся за компьютеры, (сильные)
Остальные Вставьте, где необходимо ь( на интерактивной доске)
В конце девят(?)надцатого века в городе было пят(?) учебных заведений. Первое училище под названием малого народного было открыто двадцат(?) сед(?)мого августа тысяча сем(?)сот девяносто первого года. В нем было сто пят(?)надцать человек.
Если не успели выполнить работу на компьютере, то раздать тест (маленький) Взаимопроверка Ответы приготовить на доске
-Какие еще числительные встретились в тексте? (дробные)
-Что вы знаете о дробных числительных? Как склоняются дробные числительные?
- Просклоняйте дробное числительное (устно)
- В чем особенность склонения целой части этого дробного числительного? (назовите целую часть-40, она при склонении имеет 2 формы)
- Как склоняются составные порядковые числительные? Приведите пример порядкового числительного из текста.
- Как склоняются составные количественные числительные?
-Просклонять в тетрадях и у доски числительное 60,с 1995 года. (Р.,Т.,П)
В любом путешествии, экскурсии есть «веселые привалы». Настало время и нам немного отдохнуть.
1.Какое событие проходит в нашем городе в последнюю субботу июля?
2.Какое название получает наш город в этот день?
3. Кому передаются ключи от города в этот день?
4.Сколько стульев продают на аукционе?
5. Какие бега проходят в рамках данного праздника?
6. Сколько раз уже прошел этот праздник? (15 раз)
Экскурсия продолжается. Мы едем по городу со скоростью 50 км/ч, чтобы все успеть рассмотреть, и следующая наша остановка обелиск Славы у подножия Пугачевой горы. Обелиск Славы был установлен в 1975 году к тридцатилетию победы советского народа над фашистской Германией. 1018 наших земляков ушли на фронт, 495человек сложили свои головы за правое дело. Среди них есть и Герои Советского Союза.
Кого вы могли бы назвать?
Владимир Криворотов и Радугин Феофан Григорьевич.
Мы гордимся обоими героями. Мы чтим этих героев. Память их увековечена. В честь героя Криворотова В.Ф.названа улица, в гимназии есть бюст и мемориальная доска, Захаров написал о нем книгу «Березка на ветру».
Какое числительное ещё встретилось в этом тексте? (собирательное)
Какие числительные называются собирательными?
Как сочетаются собирательные числительные?
Вопросы:
- Какими членами предложения может быть числительное?
Выписать предложение Мы гордимся…. Разобрать его по членам предложения.
Задание (на интерактивной доске) подчеркнуть остальные числительные как члены предложения.
В этом тексте есть еще часть речи, в состав которого входит числительное (тридцатилетию) какая это часть речи? Как пишется и почему?
-Как отличить числительное от других частей речи?
Рефлексия:
О чем говорили сегодня на уроке?
Чему научились?
Что понравилось на уроке?
Вот и подошла к завершению наша экскурсия. Конечно, за столь короткое время трудно рассказать все о нашем городе. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны знать свой край, свою Родину.
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя числительное»
Тест для раздачи
1. Укажите строку, в которой приведены простые числительные:
1) шестьсот, сорок, двадцать пять, миллион;
2) три, сто, миллион, тысячный;
3) шестьсот, пять тысяч, три седьмых, десять;
4) двадцать два, одна третья, оба, второй.
2. Нужен ли Ь в числительных девят…сот, восем…надцать?
1) В 1-м слове Ь нужен, во 2-м – не нужен.
2) В 1-м слове Ь не нужен, во 2-м – нужен.
3) В обоих словах Ь не нужен.
4) В обоих словах Ь нужен.
3.Укажите строку, в которой приведены количественные числительные: