Официальный сайт morning-news 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Повторение и систематизация знаний по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Submitted by Раисия Михайловна Толмачева on Tue, 27/01/2015 - 22:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Толмачева Раисия Михайловна
Место работы, должность: 

МОУ "Оршанская средняя общеобразовательная школа", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

повторить и обобщить знания по роману «Отцы и дети»

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

     - Тургенев И.С. Отцы и дети. М., «Дет лит.», 1975.

     - Золотарева И.В.,  Михайлова Т.Н. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. М.: «ВАКО», 2002.

Используемая методическая литература: 

     - роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

     - Материал для презентации к уроку, http: // www. saharina/ru

     -Материал для презентации «Биография И.С. Тургенева»,  http: // www. turgenev/org/ru/d7e2c93de1783F531ffbc0a04

Используемое оборудование: 

     - компьютер;

     - видеопроектор;

     - экран;

     - интерактивная доска;   

Используемые ЦОР: 

     - ЦОР: кадры из х/ф «Отцы и дети» https://cloud.mail.ru/public/d6a0efc334c0/Produce_3_xvid.avi

     - ЦОР: романс «Утро туманное»;

     -Романс «Утро туманное» , http: // musvid/net

     -Фрагмент фильма «Отцы и дети»,  http: // youtube /com/watch/PhCC PePrPuC

     - Материал для презентации к уроку, http: // www. saharina/ru

     -Материал для презентации «Биография И.С. Тургенева»,  http: // www. turgenev/org/ru/d7e2c93de1783F531ffbc0a04

Краткое описание: 
<p>&nbsp; &nbsp; &nbsp;1. Организационный момент.</p> <ol> <li>Прослушивание романса &laquo;Утро туманное&raquo;.</li> </ol> <p>3. Обоснование темы и цели занятия.</p> <p>4. Получение новых знаний путём постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.</p> <p>4.1. По страницам биографии И.С. Тургенева (показ презентации).</p> <p>4.2. Актуализация знаний: викторина по роману &laquo;Отцы и дети&raquo;.</p> <p>4.3.Беседа. Смысл названия романа &laquo;Отцы и дети&raquo;.</p> <p>4.4.Сообщение. Смысл образа Базарова.</p> <p>4.5. Нигилистические взгляды Базарова (просмотр фрагмента из х/фильма &laquo;Отцы и дети&raquo;: эпизод &laquo;За вечерним чаем&raquo; - гл.10)</p> <p>4.6. Работа в группах. Базаров в оценке автора и критиков.</p> <p>4.7. Работа в группах. Испытание любовью главного героя.</p> <p>4.8. Инсценировка.&nbsp; Дуэль между Базаровым&nbsp; и Павлом Петровичем.</p> <p>4.9. Работа с репродукциями картин И.Е. Репина.</p> <p>Общие мотивы в романе &laquo;Отцы и дети&raquo; и в произведениях изобразительного искусства (запасное задание)</p> <p>&nbsp;&nbsp; 5. Подведение итогов урока.</p> <p>&nbsp;&nbsp; 6. Рефлексия. Выставление оценок.</p> <p>&nbsp;&nbsp; 7. Домашнее задание.</p>

Конспект урока

 

Этапы урока

Содержание этапа урока

Формируемые

УУД

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята и гости! Милости просим на  урок литературы.

Саморегуляция (Р)

2.Эмоциональный настрой на урок:

прослушивание романса «Утро туманное» - 5 мин

/musvid.net/

- Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет данный романс к Ивану Сергеевичу Тургеневу? Пока мы высказываем наши предположения, ... найдёт информацию в Интернете.

/Стихи к романсу написаны ещё совершенно молодым  Тургеневым. Музыку написала Абаза/.

- Какое впечатление произвело на вас это произведение?

/Кажется, что лирический герой очень устал от жизни/.

А ведь впереди долгая плодотворная жизнь писателя, где будет много крупных произведений.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

 

Самоопределение (Л)

3.Обоснование темы и цели занятия.

Мы уже закончили изучение  романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сегодня повторяем и систематизируем материал по творчеству великого классика русской литературы. Сделаем акценты на самом главном в произведении.

Самоопределение (Л)

4.Получение новых знаний путём постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.

4.1.По страницам биографии

 И.С. Тургенева.

Презентация.

По страницам жизни писателя проведёт нас сейчас ... Он самостоятельно работал над презентацией.

1 слайд. Годы жизни Тургенева – 1818 – 1883

2 слайд. В презентации представлена жизнь Тургенева в России, за границей, творчество.

3 слайд. Родина Ивана Сергеевича Тургенева – Спасское-Лутовиново, в 10 километрах от Мценска Орловской губернии.

4 слайд.  Чтение текста на слайде.

5 слайд. В Музее-заповеднике – мост через пруд.

6 слайд. Пруд в Спасском-Лутовиново.

7 слайд. Чтение текста на слайде.

8 слайд. В 1834 году перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета, который окончил за 3 года. Начинает печатать произведения.

9 слайд. Жизнь за границей.

10 слайд. В 1838 году поступил в Берлинский университет.

11 слайд. В 1843 году познакомился с Полиной Виардо, французской певицей. Это была «любовь, которая бывает один раз за тысячу лет».

12 слайд. В местечке Буживаль Иван Сергеевич Тургенев скончался.

13 слайд. Перу Тургенева принадлежат «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Рудин»

14 слайд. «Отцы и дети».

15 слайд. Память великого писателя увековечена: могила Тургенева.

16 слайд. Памятник в Санкт-Петербурге.

17 слайд. Спасибо за внимание.

 

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

 

 

 

Самоопределение (Л)

 

Умение осуществлять расширенный поиск информации  с использованием ресурсов библиотек и Интернета (П)

 

Умение работать самостоятельно (Р)

 

Умение преподать информацию аудитории (К)

4.2.Актуализация знаний:

Викторина по роману «Отцы и дети».

Сейчас мы проведём викторину по роману.

I. По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались:

1) «Усадьба стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco  над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в итальянском вкусе… К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженых ёлок вела к подъезду» (Усадьба Одинцовой)

2) «На скате пологого холма открылась …  небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились» (Дом родителей Базарова)

3) «Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца: но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась, в ней иногда пили чай и обедали» (Усадьба Николая Петровича).

 

II. Узнай героя по описанию:

1)«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной» (Павел Петрович Кирсанов)

2)«Барин лет сорока с небольшим. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ. В молодости, не отличаясь храбростью, заслужил прозвище «трусишка». После перелома ноги на всю жизнь остался хроменьким» (Николай Петрович Кирсанов)

3)«…высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старинный военный сюртук нараспашку» (Отец Базарова, Василий Иванович Базаров)

4)«…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке… Была настоящая русская дворяночка прежнего времени, ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…(Арина Власьевна Базарова, мать Базарова)

5)«Лицо длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Евгений Базаров)

6)Молодой представитель дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика. Молодой кандидат. (Аркадий Кирсанов)

7)«В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко» (Кукшина, лжеученица Базарова)

8)«Тревожное и тупое выражение сказывалось  в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом» (Ситников, псевдопоследователь Базарова)

9)«…женщина высокого роста, в чёрном платье. Она поразила …достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий» (Анна Сергеевна Одинцова).

- Молодцы, легко узнали места и героев произведения.

 

Самоопределение (Л)

 

Логические действия (П)

 

Умение структурировать знания (П)

4.2. Смысл названия романа «Отцы и дети».

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1.

 

Добролюбов подчёркивал, что  актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам. Так близки, что всё наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

- Вы прослушали отзывы о романе «Отцы и дети» современников Тургенева. Какие проблемы романа являются актуальными и для нас? (отношение к природе, отношения отцов и детей»)

-А почему роман назван так? В чём смысл названия романа и как он связан с эпохой?

(Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова).

- Сам Тургенев  писал в письме Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность действовать с учётом позиции других (К)

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Умение аргументировать собственную точку зрения  (К)

4.4.Смысл образа Базарова.

Сообщение.

 

 

 

 

- Скажите, в чём смысл деятельности Базарова? (нигилизм)

-Как автор устами разных героев объясняет, кто такой нигилист?

Послушаем сообщение : (...)

Нигилист – от латинского «нигиль» - «ничего» - человек, который ничего не признаёт (Николай Петрович); не уважает (Павел Петрович); который ко всему относится с критической точки зрения (Аркадий); нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни единого принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (Аркадий); «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем (Базаров); «Вы всё отрицаете, или…всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить  « (Николай Петрович).»Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить» (Базаров).

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

Саморазвитие  (Л)

 

 

4.5.Нигилистические взгляды Базарова.

Просмотр фрагмента из х/фильма «Отцы и дети»: эпизод «За вечерним чаем» ( гл.10)  http:youtube/com /watch

 

Слайд 2.

-Давайте разберёмся в нигилизме Базарова. Что конкретно он отрицает? Какие тезисы вы выписали из произведения? (...)

1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».

2. «Рафаэль гроша медного не стоит».

3. «Искусство наживать деньги – вот и всё».

4. «Всякий человек сам себя воспитать должен».

5. "И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мужчина – самец».

6. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

-Таким образом, главный герой отрицает науку, искусство, музыку, природу, любовь – те самые вечные ценности, без которых существование человека на земле бессмысленно.

- Одинок ли в своих взглядах Базаров? /Да, потому что Ситников и Кукшина – это пародия на «новых людей» типа Базарова. Это псевдопоследователи, лжеученики. Аркадий – это барич, он переходит в лагерь «отцов»/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлечение необходимой информации из текста (П)

 

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

 

4.6.Базаров в оценке критики.

Работа в группах.

Слайд 3.

Давайте посмотрим на отзывы критиков и самого автора о Базарове.

Работаем в 2-х группах. Задание: восстановить фразы и объяснить их смысл. Задания на карточках.

1группа  1) «…и если он называется нигилистом, то надо читать ___________________» (И.С. Тургенев)                                                                           революционером

      2) «Я нужен _______________. Нет, видно, __________________»(Е.Базаров)

                       России                                                 не нужен

2 группа      1) «Нигилизм нашёл свою судьбу там же, где гегельянство: у ног ____________» (А.И. Герцен)

женщины

2) «Умереть так, как умер Базаров – это всё равно, что сделать великий ___________»

подвиг

(Д.И. Писарев)

 

Планирование, прогнозирование (Р)

 

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

 

Управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)

4.7.Испытание любовью главного героя.

 

Работа в группах.

Основу художественного произведения составляют сюжет, который вписан в композицию. Давайте разберёмся в их особенностях.

- На интерактивной доске показать элементы сюжета произведения ( 1 группа)

Экспозиция – приезд в дом Кирсановых

Завязка – словесная схватка Базарова и Павла Петровича за вечерним чаем.

Развитие действия – нигилизм Базарова.

Кульминация – сцена объяснения Базарова в любви к Одинцовой.

Развитие действия – «самоломанность» Базарова.

Развязка – смерть Базарова.

Постпозиция – судьба героев через 6 месяцев.

- Почему именно сцену объяснения в любви вы считаете кульминационным моментом произведения? /сама жизнь начинает отвергать его нигилистические взгляды/

- Нарисовать кольцевую композицию произведения. (2 группа)

Марьино – Никольское – дом родителей – Марьино – Никольское –дом родителей.

- В чём смысл второго круга путешествия Базарова? /Тургенев своих героев испытывает любовью. Влюбившись, он начинает терять почву под ногами, становится, по выражению самого Тургенева, «самоломанным». Испытание он не прошёл, т.к. влюбился, в то время как  отрицал любовь.   Следствием этого становится ссора с Аркадием,  чуть ли не дошедшая до драки; глумление над родителями; взаимоотношения с Фенечкой, и как следствие, дуэль с Павлом Петровичем.

 

 

Моделирование (П)

 

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

 

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Умение устанавливать причинно-следственные связи (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

4.8.Смысл  дуэли Базарова с Павлом Петровичем:

инсценирование эпизода.

 

   Спасибо нашим "актёрам"; мне кажется, им удалось показать своё понимание эпизода.

    Тургенев писал: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически».

- Чем можно доказать слова автора? /Павел Петрович смешон и жалок/

Базаров прекрасно понимал нелепость этого рыцарского поединка, но был вынужден участвовать в нём. 

- Как вы думаете, почему? / боялся прослыть трусом/

 

 

 

Готовность и способность к  творческому саморазвитию (Л)

 

 

 

 

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)

 

 

Если есть время

4.9.Общие мотивы в романе «Отцы и дети» и в произведениях изобразительного искусства.

Работа с репродукциями картин.

         Слайд 4.

 

              Слайд 5.

 

Творчество Тургенева интересовало многих художников, в том числе Илью Ефимовича Репина.

Задание: найти общие мотивы в романе «Отцы и дети» и в  репродукциях картин Ильи Ефимовича Репина:

 

 

1 группа -  «Отказ от исповеди»

 

2 группа – «Старики-родители на могиле сына»

Умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии (П)

Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (Р)

5. Подведение итогов урока.

- По вашему мнению, в чём смысл романа «Отцы и дети»? /вечный конфликт поколений/

- Почему главный герой произведения умирает? /Тургенев показал несостоятельность идей революционеров-демократов, т.е. «новых людей». Он им не верил./

 - В чём смысл эпиграфа урока? - «Я попытался представить конфликт поколений» (И.С. Тургенев)   /Это и есть главная тема произведения/

Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста (П)

Умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей (К)

Смыслообразование (Л)

6.Рефлексия.

 

Слайд 6.

 

 

Выставление оценок.

 

Оцените свои действия, знания, умения и ваших одноклассников.

Речевые штампы для оценки:

- Мне больше всего удалось…

- Сегодня на уроке научился…

- Я понял(а), что…

-Больше всего мне понравилось…

Мне тоже понравилась ваша работа на уроке.

 

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

7. Домашнее задание.

Слайд 7.

1) Составить план к сочинению по теме «Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

2) Составить кроссворд по роману «Отцы и дети» (по желанию).

Способность выбора с учётом интересов (Л)

 

Прикрепленный файл Size
Биография Тургенева.ppt 872.5 KB
Урок Отцы и дети.ppt 1.51 MB
Утро туманное.mp3 6.32 MB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн