Повторение и систематизация знаний по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Submitted by Раисия Михайловна Толмачева on Tue, 27/01/2015 - 22:43
Конспект урока
Этапы урока
Содержание этапа урока
Формируемые
УУД
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята и гости! Милости просим на урок литературы.
Саморегуляция (Р)
2.Эмоциональный настрой на урок:
прослушивание романса «Утро туманное» - 5 мин
/musvid.net/
- Ребята, как вы думаете, какое отношение имеет данный романс к Ивану Сергеевичу Тургеневу? Пока мы высказываем наши предположения, ... найдёт информацию в Интернете.
/Стихи к романсу написаны ещё совершенно молодым Тургеневым. Музыку написала Абаза/.
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
/Кажется, что лирический герой очень устал от жизни/.
А ведь впереди долгая плодотворная жизнь писателя, где будет много крупных произведений.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Самоопределение (Л)
3.Обоснование темы и цели занятия.
Мы уже закончили изучение романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сегодня повторяем и систематизируем материал по творчеству великого классика русской литературы. Сделаем акценты на самом главном в произведении.
Самоопределение (Л)
4.Получение новых знаний путём постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний.
4.1.По страницам биографии
И.С. Тургенева.
Презентация.
По страницам жизни писателя проведёт нас сейчас ... Он самостоятельно работал над презентацией.
1 слайд. Годы жизни Тургенева – 1818 – 1883
2 слайд. В презентации представлена жизнь Тургенева в России, за границей, творчество.
3 слайд. Родина Ивана Сергеевича Тургенева – Спасское-Лутовиново, в 10 километрах от Мценска Орловской губернии.
4 слайд.Чтение текста на слайде.
5 слайд. В Музее-заповеднике – мост через пруд.
6 слайд. Пруд в Спасском-Лутовиново.
7 слайд.Чтение текста на слайде.
8 слайд. В 1834 году перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета, который окончил за 3 года. Начинает печатать произведения.
9 слайд. Жизнь за границей.
10 слайд. В 1838 году поступил в Берлинский университет.
11 слайд. В 1843 году познакомился с Полиной Виардо, французской певицей. Это была «любовь, которая бывает один раз за тысячу лет».
12 слайд. В местечке Буживаль Иван Сергеевич Тургенев скончался.
13 слайд. Перу Тургенева принадлежат «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Рудин»
14 слайд. «Отцы и дети».
15 слайд. Память великого писателя увековечена: могила Тургенева.
16 слайд. Памятник в Санкт-Петербурге.
17 слайд. Спасибо за внимание.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Самоопределение (Л)
Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета (П)
Умение работать самостоятельно (Р)
Умение преподать информацию аудитории (К)
4.2.Актуализация знаний:
Викторина по роману «Отцы и дети».
Сейчас мы проведём викторину по роману.
I. По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались:
1) «Усадьба стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшей «Воскресение Христово» в итальянском вкусе… К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженых ёлок вела к подъезду» (Усадьба Одинцовой)
2) «На скате пологого холма открылась … небольшая деревушка… Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились» (Дом родителей Базарова)
3) «Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца: но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась, в ней иногда пили чай и обедали» (Усадьба Николая Петровича).
II. Узнай героя по описанию:
1)«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной» (Павел Петрович Кирсанов)
2)«Барин лет сорока с небольшим. У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в 200 душ. В молодости, не отличаясь храбростью, заслужил прозвище «трусишка». После перелома ноги на всю жизнь остался хроменьким» (Николай Петрович Кирсанов)
3)«…высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старинный военный сюртук нараспашку» (Отец Базарова, Василий Иванович Базаров)
4)«…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке… Была настоящая русская дворяночка прежнего времени, ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковском времени. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы…(Арина Власьевна Базарова, мать Базарова)
5)«Лицо длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (Евгений Базаров)
6)Молодой представитель дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика. Молодой кандидат. (Аркадий Кирсанов)
7)«В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение её лица неприятно действовало на зрителя. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко» (Кукшина, лжеученица Базарова)
8)«Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом» (Ситников, псевдопоследователь Базарова)
9)«…женщина высокого роста, в чёрном платье. Она поразила …достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий» (Анна Сергеевна Одинцова).
- Молодцы, легко узнали места и героев произведения.
Самоопределение (Л)
Логические действия (П)
Умение структурировать знания (П)
4.2. Смысл названия романа «Отцы и дети».
Беседа.
Слайд 1.
Добролюбов подчёркивал, что актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.
Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам. Так близки, что всё наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».
- Вы прослушали отзывы о романе «Отцы и дети» современников Тургенева. Какие проблемы романа являются актуальными и для нас? (отношение к природе, отношения отцов и детей»)
-А почему роман назван так? В чём смысл названия романа и как он связан с эпохой?
(Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нём людей 40-х годов, либеральных дворян, и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно было бы сводить название романа к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» - в полном смысле этого слова).
- Сам Тургенев писал в письме Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений»
Способность действовать с учётом позиции других (К)
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
Умение аргументировать собственную точку зрения (К)
4.4.Смысл образа Базарова.
Сообщение.
- Скажите, в чём смысл деятельности Базарова? (нигилизм)
-Как автор устами разных героев объясняет, кто такой нигилист?
Послушаем сообщение : (...)
Нигилист – от латинского «нигиль» - «ничего» - человек, который ничего не признаёт (Николай Петрович); не уважает (Павел Петрович); который ко всему относится с критической точки зрения (Аркадий); нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни единого принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (Аркадий); «в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем (Базаров); «Вы всё отрицаете, или…всё разрушаете. Да ведь надобно же и строить « (Николай Петрович).»Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить» (Базаров).
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
Саморазвитие (Л)
4.5.Нигилистические взгляды Базарова.
Просмотр фрагмента из х/фильма «Отцы идети»: эпизод «За вечерним чаем» ( гл.10) http:youtube/com /watch
Слайд 2.
-Давайте разберёмся в нигилизме Базарова. Что конкретно он отрицает? Какие тезисы вы выписали из произведения? (...)
1. «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта».
2. «Рафаэль гроша медного не стоит».
3. «Искусство наживать деньги – вот и всё».
4. «Всякий человек сам себя воспитать должен».
5. "И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мужчина – самец».
6. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
-Таким образом, главный герой отрицает науку, искусство, музыку, природу, любовь – те самые вечные ценности, без которых существование человека на земле бессмысленно.
- Одинок ли в своих взглядах Базаров? /Да, потому что Ситников и Кукшина – это пародия на «новых людей» типа Базарова. Это псевдопоследователи, лжеученики. Аркадий – это барич, он переходит в лагерь «отцов»/.
Извлечение необходимой информации из текста (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
4.6.Базаров в оценке критики.
Работа в группах.
Слайд 3.
Давайте посмотрим на отзывы критиков и самого автора о Базарове.
Работаем в 2-х группах. Задание: восстановить фразы и объяснить их смысл. Задания на карточках.
1группа 1) «…и если он называется нигилистом, то надо читать ___________________» (И.С. Тургенев) революционером
2) «Я нужен _______________. Нет, видно, __________________»(Е.Базаров)
России не нужен
2 группа 1) «Нигилизм нашёл свою судьбу там же, где гегельянство: у ног ____________» (А.И. Герцен)
женщины
2) «Умереть так, как умер Базаров – это всё равно, что сделать великий ___________»
подвиг
(Д.И. Писарев)
Планирование, прогнозирование (Р)
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К)
4.7.Испытание любовью главного героя.
Работа в группах.
Основу художественного произведения составляют сюжет, который вписан в композицию. Давайте разберёмся в их особенностях.
- На интерактивной доске показать элементы сюжета произведения ( 1 группа)
Экспозиция – приезд в дом Кирсановых
Завязка – словесная схватка Базарова и Павла Петровича за вечерним чаем.
Развитие действия – нигилизм Базарова.
Кульминация – сцена объяснения Базарова в любви к Одинцовой.
Развитие действия – «самоломанность» Базарова.
Развязка – смерть Базарова.
Постпозиция – судьба героев через 6 месяцев.
- Почему именно сцену объяснения в любви вы считаете кульминационным моментом произведения? /сама жизнь начинает отвергать его нигилистические взгляды/
Марьино – Никольское – дом родителей – Марьино – Никольское –дом родителей.
- В чём смысл второго круга путешествия Базарова? /Тургенев своих героев испытывает любовью. Влюбившись, он начинает терять почву под ногами, становится, по выражению самого Тургенева, «самоломанным». Испытание он не прошёл, т.к. влюбился, в то время как отрицал любовь. Следствием этого становится ссора с Аркадием, чуть ли не дошедшая до драки; глумление над родителями; взаимоотношения с Фенечкой, и как следствие, дуэль с Павлом Петровичем.
Моделирование (П)
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К)
Извлечение необходимой информации из текста (П)
Умение устанавливать причинно-следственные связи (П)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
4.8.Смысл дуэли Базарова с Павлом Петровичем:
инсценирование эпизода.
Спасибо нашим "актёрам"; мне кажется, им удалось показать своё понимание эпизода.
Тургенев писал: «…дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически».
- Чем можно доказать слова автора? /Павел Петрович смешон и жалок/
Базаров прекрасно понимал нелепость этого рыцарского поединка, но был вынужден участвовать в нём.
- Как вы думаете, почему? / боялся прослыть трусом/
Готовность и способность к творческому саморазвитию (Л)
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П)
Если есть время
4.9.Общие мотивы в романе «Отцы и дети» и в произведениях изобразительного искусства.
Работа с репродукциями картин.
Слайд 4.
Слайд 5.
Творчество Тургенева интересовало многих художников, в том числе Илью Ефимовича Репина.
Задание: найти общие мотивы в романе «Отцы и дети» и в репродукциях картин Ильи Ефимовича Репина:
1 группа - «Отказ от исповеди»
2 группа – «Старики-родители на могиле сына»
Умение осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии (П)
Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (Р)
5. Подведение итогов урока.
- По вашему мнению, в чём смысл романа «Отцы и дети»? /вечный конфликт поколений/
- Почему главный герой произведения умирает? /Тургенев показал несостоятельность идей революционеров-демократов, т.е. «новых людей». Он им не верил./
- В чём смысл эпиграфа урока? - «Я попытался представить конфликт поколений» (И.С. Тургенев) /Это и есть главная тема произведения/
Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста (П)
Умение использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей (К)
Смыслообразование (Л)
6.Рефлексия.
Слайд 6.
Выставление оценок.
Оцените свои действия, знания, умения и ваших одноклассников.
Речевые штампы для оценки:
- Мне больше всего удалось…
- Сегодня на уроке научился…
- Я понял(а), что…
-Больше всего мне понравилось…
Мне тоже понравилась ваша работа на уроке.
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
7. Домашнее задание.
Слайд 7.
1) Составить план к сочинению по теме «Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».
2) Составить кроссворд по роману «Отцы и дети» (по желанию).