Submitted by Ирина Геннадьевна Корюкова on Tue, 27/01/2015 - 18:18
Проект
Предмет: Искусство
Класс: 9 класс
Тема: Храмовый синтез искусств
Руководитель: Корюкова И.Г.
Материалы и приспособления: картон для основы , цветная бумага, клей ножницы, линейка, карандаш
Зрительный ряд: Учебник «Искусство» Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская; книги по архитектуре, фото, рисунки храмов разных религий
Межпредметные связи: искусство, история, технология
Этапы выполнения проекта:
Поисковый: сбор информации об архитектурных особенностях храмов мировых религий
Деятельностный: выполнение эскиза работы, осуществление в технике аппликации, декорирование.
Аналитический: анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, вывод: отбор работ на выставку.
Цель проекта: Получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
Задачи проекта:
-Закрепление знаний учащихся об архитектуре разных религий.
- Разработать план проектной деятельности.
- Развивать познавательную и творческую активность обучающихся.
- Закрепление навыков работы с разными материалами, техниками, методами которые необходимы для выполнения проекта
- развивать умение самостоятельно работать, видеть и исправлять свои ошибки, анализировать результат
Обоснование проблемы:
Проблема – создание индивидуального объекта проектирования, оформление выставки работ и её дальнейшее использование и применение.
Ход урока
Слово учителя:
Слайд 1
Наш урок посвящен проектной деятельности.
Проект – деятельность, направленная на достижение результата, цели, создание определенного, уникального продукта.
Проект: выполнение аппликации по своему замыслу
Выполнение проекта рассчитано на 3 урока /краткосрочный/
1 урок
Обучающиеся знакомятся с основными понятиями и этапами , целью, задачами и выполнением проекта. Получают основную информацию о выполнении работы, сборе материала, выбор темы своей работы /из 3 мировых религий/
2 урок
Выполнение эскизов работы, подбор материалов, разметка
3 урок
Реализация этапов проекта, основная творческая деятельность и защита своей работы.
Распределение времени выполнения этапов работы индивидуально, схематично, подвижно зависит от индивидуальных особенностей детей, классов
Поисковая деятельность по теме урока.
1. Основные положения:
Слайд 2
- Синтез искусств – это соединение нескольких видов искусств в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.
Синтез искусств можно встретить в разных сферах художественной деятельности человека.
- С древних времен известен синтез архитектуры, ДПИ и монументального искусства /скульптуры и живописи/. Особенно это ярко выражено в храмовой архитектуре.
Храмы – это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии, её основные ценности /христианство, буддизм, ислам/
Земной храм является образом Храма Небесного, земным жилищем бога. В храме человек ищет успокоения от мирской суеты.
Слайд 3,4,5
Как выглядят храмы разных религий?
/Использование личного опыта учащихся/- ответы учащихся…
Слайд 6
Православный храм Слайд 7
Традиционно на Руси к выбору места постройки храма подходили ответственно: выбиралось красивое место, на возвышенности. Самый популярный материал дерево со своими плюсами и минусами. Оно доступно, легко обрабатывается, экологично, но горит и гниёт. Строили храмы и из камня. Строительство храмов, иконопись, как и сама религия пришли к нам из Византии. По началу и мастера которые строили первые храмы были иностранцами.
Храм традиционно состоит их 3 частей: притвор, сам храм /средняя часть/ и алтарь. Каждый храм посвящен какому-нибудь святому или событию: Покрова, Успению Богородицы, Троицы…
Здание храма имеет форму креста/символ Христа/, завершается храм куполом/символ неба/ с крестом. Около храма традиционно размещают колокольню или звонницу: для оповещения верующих о праздниках, службах…
Количество куполов: 1, 2,3, 5, 7, 12. Покрываются сусальным золотом или в цвета: голубой, зеленый. Каменные храмы традиционно окрашены в белый цвет. Могут быть украшены колоннами, закомарами, арочные перекрытия окон, дверей.
Буддийский Храм Слайд 8
-самое сложное религиозное сооружение, много разновидностей, например в Индии перемешались старинные верования с исламскими, буддийскими.
Грандиозное и красивейшее сооружение: имеется дворик, окруженный галереями, ворота выходят на юг, зал для проповедей на северной стороне. В центре пагода, в ней находится изображение Будды /обычно скульптура/. Пагоду завершает шпиль устремленный в небо, под ним в пагоде хранились драгоценности храма, монастыря, символизирующие прах Будды. Буддийский храм богато украшен скульптурными элементами, рельефами, колоннами. Буддийские храмы лаконично вписываются в окружающий природный ландшафт , осуществляя единство архитектуры и природы.
Мечеть Слайд 9
- мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.
Отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, часто храм имеет внутренний двор, площадку для отдыха, фонтаном. К мечети пристроены башни-минареты от 1до 10. Молитвенный зал лишен изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.
Примеры: В Стамбуле: Голубая мечеть, Святая София.
2. Запись основных терминов, положений, схем, зарисовок в тетради.
3. Выбор и определения учащимися темы своей будущей аппликации
4. Разработка, выполнение эскиза в тетради
5. Показ и анализ эталонов /работы учащихся прошлых лет/
Деятельностный этап работы
1. Требования к уровню , качеству выполнения работ: тему работы выбирай по своему желанию, замыслу; сложность ориентируй по своим возможностям и способностям; постоянно оценивай оформление, качество выполняемой работы
2. Памятка для работы над аппликацией:
№ Этапы работы
1. Выполнение эскиза работы
2. Подбор бумаги: качество, цвет
3. Подбор инструментов: ножницы, клей, подложка, линейка, карандаш
4. Размещение, разметка на картоне всех элементов и деталей
5. Вырезание отдельных деталей
6. Размещение деталей на основе
7. Наклеивание деталей
8. Оформление, декорирование работы
9. Высушивание работы под прессом
3. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами:
- рабочее место содержи в порядке, у каждой вещи - свое место;
- ножницы не бери в руки без надобности;
- храни ножницы в сомкнутом состоянии и также передавай их вперед кольцами;
- работай ножницами аккуратно, без резких движений;
- клей храни в вертикальном и закрытом состоянии;
- наноси клей аккуратно, распределяй его кисточкой, используй в работе салфетку;
- после работы тщательно убери свое место, вымой руки с мылом.
Экспертная группа:
Выбор нескольких учеников - экспертов для помощи в анализе, выборе и оформлении выставки.
Практическая работа:
1.Выполнение технологических операций : работа с теоретическим материалом и технологическим памяткам.
2. Осуществление самоконтроля качества своей преобразовательной деятельности;
корректировка последовательности операций;
3. Организация рабочего места и культуры труда;
соблюдение трудовой дисциплины.
Аналитический этап:
- индивидуальная защита проекта (практический показ, название работы, вывод по работе: трудно, понравилось, нет…?);
- анализ, оценивание работ учащихся экспертной группой в соответствии с требованиями.
- подведение итога учителем: комментарии, мнение, советы…, выставление оценок
- оформление выставки в коридоре школы
Анализ результатов проектной деятельности по поставленной проблеме
При выполнении проекта, деятельность учащихся была направлена на саморазвитие –поиск и использование соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. Проектные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности, гармоничному развитию межличностных отношений, умений принимать на себя различные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; занимать активную и ответственную социальную жизненную позицию. В целом, совместная проектная деятельность ведет к дальнейшему формированию и развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века.
Библиография:
1. Учебник «Искусство» 8-9 кл Г.П. Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Г.Критская
М, Просвещение 2009
2. Серия: «Я познаю мир» - Тайны красоты., Искусство, Архитектура М: Астрель, 2003