Submitted by Оксана Юрьевна Седова on Tue, 27/01/2015 - 18:02
Проект "Школьный этикет"
Содержание
Введение …………………………………………………………..………..3-4
История возникновения этикета .....…………………………………………5
Виды этикета ……………………………………………………………. …..6
Школьный этикет …………...……………………………………………..7-8
Что думают дети о школьном этикете .………………………………..........9
Как нужно вести себя в школе………………………….……………..........10
Правила этикета нашего класса ………………………………………...11-12
Заключение ………………………………………………………………….13
Список использованных источников ……………………………………...14
Приложение ………………………………………………………………...15
Введение
Надо помнить всем всегда:
«Вежливость всегда права!»
«Здравствуйте!» Этим простым словом люди ежедневно приветствуют своих знакомых и незнакомых людей.
Каждое утро, переступая порог своей школы, наблюдаю, что одни дети всегда вежливы и приветливы, здороваются с одноклассниками и учителями. Другие дети ведут себя противоположным образом и считают, что здороваться друг с другом совсем не обязательно».
Можно ли поправить данную ситуацию? Как убедить ребят соблюдать правила культурного поведения в школе и общения друг с другом. Знают ли они, что такое этикет? Существует ли этикет в школе? И верно ли, что, соблюдая правила этикета, можно стать более уверенным и успешным человеком.
Тема моей работы «Школьный этикет».
Актуальность: считаю, что наше поведение и наше общение невозможно без такого качества как вежливость.
Цель исследования: выяснить, соблюдаются ли правила культурного поведения и общения в моем классе и школе.
Задачи:
изучить литературу об истории этикета и правилах культурного общения;
выяснить, существует ли школьный этикет;
понаблюдать за поведением и общением учащихся на перемене, на улице, в общественных местах;
провести анкетирование по вопросам приветствия и дисциплины;
выявить отношение учащихся школы к данному вопросу;
составить правила этикета для ребят своего класса.
Гипотеза: можно предположить, что, соблюдая нормы культурного общения в классе, мы станем более приветливыми, тактичными и дружными.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
анкетирование;
сравнение полученных результатов;
составление правил классного этикета.
История возникновения этикета
Слово «этикет» пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Ввёл в обиход это слово французский король Людовик XIV в 17 веке, но свод определённых правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался необходимостью мирного сосуществования с соседними народами и племенами. Так, уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго соблюдалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.
Становление этикета в нашей стране связано с принятием в 9 веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности на Руси. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причём их важность несомненна и в наше время. В трудах Златоуста почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси.
Огромный вклад в развитие этикета в России внёс в начале 18 века Пётр I, немало путешествовавший по Европе. Именно при Петре I вышла в свет книга о хороших манерах «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодёжи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. Однако, как и много столетий назад, неизменным остаётся принцип: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Виды этикета
В зависимости от ситуации можно выделить следующие виды этикета:
речевой (нормы речевого поведения и конкретных формул вежливого общения);
столовый (правила сервировки и норм поведения за столом);
«выходного дня» (при посещении различных культурных мест);
религиозный;
повседневный (общение с людьми, набор определенных действий, поведение в здании, на улице и т.д.);
служебный (а также студенческий, школьный и т.д.);
праздничный (как правильно вести себя на частных и корпоративных вечеринках, дома и в гостях);
профессиональный (взаимоотношения людей в сфере трудовой деятельности);
свадебный и т.п.
Поскольку я учусь в школе, то меня в настоящее время больше интересует школьный этикет.
Школьный этикет
С чего же начинается школьный этикет? Наверное, прежде всего с понимания того, что же такое ШКОЛА.
Школа – то место, где мы учимся, развиваемся, обогащая новыми знаниями ум, интеллект, душу.
Школа – это храм науки. Значит, и вести себя в нём нужно соответственно.
Театр начинается с вешалки, а школа – с порога. Приходить сюда, как и в любое другое место, нужно вовремя. Не зря же говорят: «Точность – вежливость королей!» Опаздывать на урок – плохо и неприлично, ведь тем самым можно пропустить новую интересную тему и отвлечь одноклассников от объяснения учителя.
Переступая школьный порог, нужно здороваться со всеми педагогами, кого мы увидели. Доброжелательный тон и приветливая улыбка будут приятны и всем одноклассникам, ведь гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, чем с грубияном и нахалом.
«Встречают по одёжке, провожают по уму» – эта народная мудрость актуальна и по сей день. Заходя в школу, необходимо помнить о своём внешнем виде. Причёска, одежда, вещи – показатель настроения, отношения к себе и другим людям.
Говорят, «молчание – золото». Но только не на уроке! Отвечать нужно так, чтобы другие хорошо понимали: чётко и правильно проговаривая все слова. Если ответ у доски, то рассказывать надо так, чтобы слышно было даже на последней парте. А вот на перемене совсем не обязательно, чтобы разговор с подружкой слышал весь класс.
Школа – это не только учителя и ученики, это классы с партами и стульями, коридоры со стендами и картинами. Приходя в школу 1 сентября, мы видим, что в школе все выкрашено и вымыто. Ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на парте и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор.
Что знают дети о школьном этикете?
Наблюдая за учащимися школы, я заметила, что далеко не все школьники при встрече с педагогами помнят о словах приветствия. Нередки случаи опоздания учащихся на урок. Многие ребята не соблюдают правила поведения на перемене и в школьном коридоре (бег, толкание, а иногда схватки боевые), причем на замечание дежурных нарушители не обращают внимания, а то и вовсе грубят в ответ.
По данной проблеме мною было проведено анкетирование «Соблюдаешь ли ты школьные правила и нормы поведения?». (Приложение № 1)
Всего было опрошено 90 человек. Среди них 70 человек соблюдают правила поведения в столовой, на перемене дисциплинированы 52 человек, на уроке - 71 человек.
Анкета «Можешь ли ты здороваться и извиняться?» позволила выяснить, насколько воспитаны и вежливы современные дети и какой словарный запас знаний речевого этикета у учащихся нашей школы. (Приложение № 2)
Подводя итог своего анкетирования, я получила следующие результаты.
Из 90 человек 84 % опрошенных всегда здороваются со всеми учителями школы. 57 % школьников приветствует своих друзей словом «Привет!», 21 % пользуется словом «Здравствуй!» и 22 % – «Здорово!» Кроме этого учащиеся знают такие слова приветствия как «Доброе утро! Добрый день! Салют! Хеллоу! Хай! Приветик! Здоровик!»
Свои извинения учащиеся начальных классов приносят с помощью речевой формулы «Простите! Извините, пожалуйста! Больше так не буду!» Старшеклассники к этим словам добавляют «Сори! Я не хотел! Поймите и простите!»
А ведь поводов для извинения могло бы быть гораздо меньше, если бы все учащиеся соблюдали школьные нормы поведения.
Как нужно вести себя в школе
Проанализировав результаты анкетирования, я поняла, что ситуация нуждается в коррекции. Поэтому решила вывести общие правила поведения для учащихся нашей школы. Соблюдать их несложно, даже полезно.
Ученики должны приходить в школу до начала уроков за 15 минут. Заранее приготовиться к нужному предмету и ждать учителя. Они должны успокоиться и привести себя в порядок, потому что учителю приятно, когда ученики опрятны и готовы к уроку.
Если ученик опоздал, то нужно постучать и спросить разрешения войти в класс. Когда войдешь, нужно поздороваться, объяснить причину опоздания и извиниться. И больше не опаздывать, потому что отвлекаешь от работы не только учителя, но и весь класс.
Пропуски уроков могут быть только по одной причине – из-за болезни. Ученик должен принести справку от врача или записку от родителей.
На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай. На переменах нельзя бегать по классу, по коридору. Если хочешь бегать, выйди на улицу.
Во время проведения праздничных линеек и мероприятий, нужно вести себя серьёзно, не баловаться, внимательно слушать, то, о чём говорится, не отвлекать одноклассников. Кроме того, принимать участие в школьных и городских мероприятиях. Бороться за честь класса и школы.
По дороге в школу необходимо соблюдать правила дорожного движения для пешеходов. В школе также необходимо соблюдать правила техники безопасности, о которых рассказывает учитель.
Правила этикета нашего класса
Конечно же, мы обязаны соблюдать все школьные нормы и предписания. Но каждый классный коллектив имеет свои особенности. В нашем коллективе заведено пропускать девочек вперед при входе в класс, помочь им поднять стул после уроков, уступить место в зале, столовой.
Мы соблюдаем все праздничные даты и дарим друг другу подарки на День Защитника Отечества и 8 марта. С особым уважением относимся к учителям, пользуясь при обращении словами приветствия, прощания и извинения. Соблюдаем порядок и чистоту в классе. Бережно обращаемся с учебниками и тетрадями.
И всё же главным в школьной жизни является умение дружить. В классе мы всегда выручаем друг друга в трудных ситуациях, помогаем в случае, когда что-то не получается сделать (поделка, рисунок и др.), если кто-то забыл учебное пособие – даём нужную вещь. Мы все вместе отвечаем за то, если кому-то плохо в коллективе, радуемся общим победам и успехам каждого из нас. Всегда выступаем на стороне слабого, а обидчика стараемся остановить, требуем извинений и обещания больше не обижать товарища.
Получается, что дисциплина и порядок – это ежедневный и тяжёлый труд. Справиться с этим нелёгким делом помогают наши «Классные правила».
1. Доброжелательность
- Мы доброжелательно относимся друг к другу.
- Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет.
- Улыбаемся. Не ходим с кислыми лицами.
2. Поведение и дисциплина
- В классе и школе не сорим, пользуемся урнами как воспитанные люди.
- Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
- После обеда убираем за собой посуду. Пусть в столовой уютно будет всем.
- Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
3. Наша речь
- Не повышаем голос и не кричим.
- Вежливо разговариваем с взрослыми и между собой.
- Не говорим плохие слова.
4. Общественные места
- Во время общешкольных массовых мероприятий входим в актовый зал и столовую без рюкзаков и верхней одежды.
- Не трогаем и не портим чужие вещи.
5. Наши школьные традиции
- Обязательно посещаем общешкольные линейки.
- Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции.
Заключение
Свою работу я посвятила изучению этикетных норм поведения в школе. Мои знания по данной теме обогатились интересными сведениями о манерах общения, правилах этикета в других странах, видах этикета и их особенностях, о культуре в целом.
Считаю, что данная тема важна как для ребят моего класса, так и нашей школы в целом.
В заключение работы мной были сделаны следующие выводы:
В нашей школе действуют определённые нормы поведения для учащихся.
В результате анкетирования было выяснено, что школьные правила в большинстве своём соблюдаются учащимися (на уроке, в столовой, реже – на перемене).
Многие ребята хотели бы, чтобы все школьники придерживались школьного этикета.
С помощью этикетных правил можно изменить манеру поведения школьников. Пример тому наши «Классные правила» и наш класс.
Культурное общение позволит всем более уважительно относиться друг к другу.
Уверена, всем людям надо постигать правила этикета с особым прилежанием, так как они научат нас жить в ладу со всеми окружающими.
Список использованных источников
1. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 7 – 2001. Начало в № 1, 2, 3, 6. 2001.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов/ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002.
4. Персидская и др.Классные часы в 1 – 4 классах/. – Волгоград: Учитель, 2007.
5. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.
6. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Москва, 2000.
7. Этикет от А до Я. Автор-составитель Н.В. Чудакова. – М.: Издательство АСТ, 1997.