Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств –истории . музыки, живописи, кинематографии , скульптуры создать образ защитника Отечества-князя Александра Невского.
Триединая дидактическая цель урока:
Главная идея урока: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом»
Образовательная:
- закрепить новые термины :кантата», «контраст», «музыкальная
живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;
- оценить значение творчества великого русского композитора С.С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;
- провести анализ музыкальной формы, используя выразительные средства музыки : темп, регистр, тембр, мелодия, лад. Интонация. Динамика.
Развивающая:
- формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
-прививать бережное отношение к истории своего народа;
- показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского .
Воспитательная :
- пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей , гордость за героев Отечества;
- воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.
Средства обучения:
-музыкальный центр
- телевизор .DVD CD
- репродукции картин и икон русских художников
- русские народные инструменты.
Виды деятельности:
-Пение
-Прослушивание
- Графическое интонирование
- Анализ фрагментов музыкального произведения
-Работа со стихотворным текстом
- Просмотр фрагмента видеофильма
- Закрепление ключевых понятий
- Работа с музыкальными терминами
-Беседа о роли А.Невского в современном мире:
Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать , кем был для русского народа и для своей Родины.
У- Я наиграю мелодию, а вы определите, что за тема и из какого произведения ?
(звучит тема « гнета» на фоно)
Д - это тема «гнета» из кантаты «Александр Невский», сочинил русский композитор
С.С.Прокофьев (портрет)
У –Давайте споем и нарисуем в воздухе рукой что у вас получится
( ученик делает графическую запись на доске, все поют и дирижируют)
А сейчас послушаем в оркестре, что вы услышите в музыке, о чем она вам расскажет
(звучит тема гнета + плач в оркестре 1 часть кантаты)
Д – слышится страшная , злая, давящая ,черная , громкая тема, а рядом с ней страх, безысходность, чувство скорби, страдания, интонация плача русских.
У – А кто эту тему «плач русских» напоет?
Д – поет 1 уч.
У – А теперь давайте все вместе споем , проинтонируем рукой и зарисуем
( графическая запись на доске под пение)
У – правильно зарисовали? Да
Вы сказали, что эта тема из кантаты. Что такое кантата?
Д – многочастное музыкальное произведение, в ней 7 частей, исполняет симфонический оркестр, хор, солисты и названо в честь главного героя «Александр Невский»
У – Части в кантате одинаковые?
Д – нет, контрастные
У – А что эту тему объединяет, делает целостной?
Д – 1 часть «петля»в графической записи
У – Да, действительно , композитор посадил интонационное зерно в 1 части и из него выросло произведение
Чем заканчивается произведение?
Д – победой.
У – С кем шла война?
Д – С крестоносцами.
Уч. истории
У – Какие события происходили на Руси в начале 8 века, Кто вторгся на Русь?
Д – монголо-татарское иго(орда) под предводительством Батыя вторглись на Русь. Многие русские княжества были захвачены, города были сожжены, население перебито и угнано в рабство.
У – А почему монголо-татары смогли завоевать русские княжества?
Д – Русь была раздроблена, князья враждовали друг с другом. Они не сумели объединиться, поэтому княжества и были завоеваны.
Уч.музыки
У – Вспомните , в каком музыкальном произведении Русь долгое время страдала от того, что не было полководца, который бы объединил русский народ?
Д – опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки, шла война с поляками, русский народ воевал небольшими дружинами до тех пор, пока не объявились 2 полководца Минин и Пожарский.
Уч.истории ( рассказ по карте)
У – Воспользовавшись слабостью из-за нашествий монголо-татар и раздробленностью Руси с Запада на Русь вторглись шведские и немецкие рыцари-крестоносцы. Они хотели завоевать псковские и новгородские земли. Чем же их привлекали эти города?
Д – это были богатые торговые города
Слайд1
У – В 1240 г в устье реки Невы высадились шведские рыцари и начали угрожать Новгороду. На помощь новгородцам поспешил молодой князь , полководец Александр Ярославович.
Слайд2
Когда он жил?
Д – 800 лет назад
У - Если бы он был обычным человеком, сохранилось в истории России его имя через столько лет?
Д – нет, потому что он много сделал для своей Родины.
У – Что вы знаете о нем?
Д – Невский был правнуком Ю.Долгорукого, в 5 лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все его предки были военачальниками.
У – Фамилию Невский, он получил при рождении?
Д – Нет, эту фамилию ему дал народ, в 20 лет он победил шведов на Неве-реке.
Уч.музыки
Работа с учебником
У – откройте учебник стр. ,найдите портрет А.Невского.
Образ Невского создали при помощи картин русские художники. Назовите художника?
Д – П.Корин
У – Художники языком живописи донесли до нас художественный образ А.Невского.
Что видим на картине?
Д – величественный образ полководца. У Невского оружие, святые образа, церковь,как символ веры.
У – О нем тогда еще никто не знал. Вот так описывает его летописец: «Высокий рост, красивая внешность, голос гремел перед народом как труба», эти качества сочетались в нем с талантом полководца.
У – А тема Невского в кантате кто помнит как звучит, напойте
Д – 1 поет , а потом все подхватывают
У – какая величественная тема, красивая, сильная
А смог бы А.Невский победить один?
Д – нет, он выступает в единстве с русскими воинами.
У – напойте тему воинов из кантаты
Д – 1 уч поет
Невский призвал всех как один подняться на борьбу
Какую призывную тему вы знаете в кантате?
Д - поют
У – Подумайте, на какой интонации построена эта часть?
Д – на интонации призыва
У – Покажите и обозначьте на « петле»(показ с пением)
Только ли эта тема звучит в этой части? За что люди идут воевать?
Д – Защищают свою Родину, родные земли и звучит тема «На Руси родной..»
Поют 4 часть стоя.
Уч.истории
У – Когда, где произошло решающее сражение?
Д – 5 апреля 1242 г на льду Чудского озера и получило название «Ледовое побоище».
У – Почему Ледовое?
Д – Потому что бой шел на льду (карта)
В центре своего войска Невский поставил легковооруженную пехоту – Срединный полк. А по флангам - основные силы конницу и пехоту. Невский расставил свои войска так. Потому что знал тактику крестоносцев. Они наступали клином – свиньей. Впереди шли тяжеловооруженные рыцари. Которые своей мощью пробивали оборону противника, дробили на части, а легковооруженные воины-кнехты – добивали его.
Слайд3
Уч музыки
У – Как в кантате Прокофьева называется эта часть?
Д – «Ледовое побоище»
Слушаем фрагмент (Утро + появление крестоносцев)
У – Что мы слышим в начале части? Когда начался бой?
Д – Бой начался на рассвете, слышны дрожание туманного утра и напряженное чувство ожидания, первыми наступали враги.
У – Как поют крестоносцы?
Д – Поют хорал на одном звуке, долбят, поют тяжело, страшно на латинском языке.
У – (зачитать слова с переводом) Какой элемент петли использует композитор?
(Показ детьми на доске, остальные показ рукой и пение на та-та-та).
У – А кто появляется в музыке дальше?
(слуш фрагмент рус конницы)
Д – русская конница и музыка у наших легкая , веселая, увертливая, активная.
У – Скажите, а когда страшнее, когда сразу все начинается или постепенное нарастание в музыке?
Д – когда постепенно идет нарастание к самому яркому месту в музыке – кульминации.
У – Итак, битва началась, натиск крестоносцев был стремительным. Послышался треск ломающихся копий, лязг железа. Удары мечей, лошадиное ржанье, крики умирающих и раненых. Русские воины отчаянно сопротивлялись.
Слайд 4
«Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли
До кости пальцы разрезая,
Склоняя копья до земли.
И там, где копья пригибались.
Они в отчаянной резне
Сквозь строй срой немецкий пробивались
Плечом к плечу, спиной к спине» (на фоне музыки)
У – Именно в этот момент вступили основные силы А Невского. Взяли крестоносцев в клещи , ударив с флангов.
«По льду летели с лязгом , с громом
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь
И.отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы на земь.
Воздев железные персты».
У – Немцы обратились в бегство.
Чем закончился бой?
Д – Местами подтаявший лед не выдержав рыцарских доспехов треснул. Многие крестоносцы пошли ко дну.
Ледовое побоище закончилось победой войска А.Невского. Но русское войско потеряло много своих воинов.
Д – это тема плача, горя, из 6 части «Мертвое поле», девушки идут с факелами по полю боя , перевязывают раненых, собирают убитых, оплакивают.
У – Давайте ее споем (пение)
Какие элементы петли использует композитор ?
Д – нисходящие.(показ детьми)
У – Последнюю 7 часть мы не слушали.
Как вы думаете, какие темы бы мог повторить в последней часть «Победа» С Прокофьев?
Д – тема Невского-именно он привел войско к победе.
У – Еще какие темы будут звучать на празднике?
Д - тема скоморохов, ведь они вместе с воинами были на поле боя и поддерживали их, конечно и на празднике они должны быть. Будут петь женщины . матери, жены, дети, должны звучать колокола.
У – Давайте слушать7 часть «Въезд Александра во Псков» (слуш. 7 часть)
У – Совпали наши темы?
Д – Да, были скоморохи, колокола, девушки, звучала тема Родины и тема А.Невского. Радостно встретили псковичи своих героев. Этот момент очень ярко изображен в художественном фильме режиссера и С.Эзенштейна «Александр Невский».Посмотрите как грозно предупреждает Невский врагов.
Просмотр фрагмента.худ.фильма.
Александр Невский навечно остался в памяти народной и был причислен к лику святых.
слайд 5
Петр 1 вблизи Санкт-Петербурга заложил Александро-Невскую лавру
слайд 6,
учредил орден Александра Невского , которым награждали храбрых офицеров
слайд 7
Недавно на телеканале РТР шел цикл передач «Имя России». На суд телезрителям были представлены политики, поэты, актеры,писатели, военные и другие известные люди России. Как вы думаете , кому отдали предпочтение зрители страны? Кто занял 1 место?
_Имя Невского заняло 1 место по количеству голосов телезрителей.
слайд 8
Это еще раз говорит о значимости А.Невского в истории России.
А кантату А.Невский Прокофьева знают и любят не только у нас в России, но и за рубежом .
У – Я открою вам секрет, кантата была исполнена английскими мастерами музыки, Лондонским симфоническим оркестром и хором. А на каком языке они поют?
Д – На Русском.
Вот видите какое уважение питают к нам , к нашей музыке и культуре английский народ. И звучит наша музыка на известных мировых театральных сценах.
Уч.истории
У – А Невский был патриот? Как вы понимаете это слово?
Д – Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать ее чтоб спасти Россию.
У – А можно ли назвать патриотами во этих людей: композитора Прокофьева, художников Корина, Нестерова, кинорежиссера Эзенштейна?
Д – Нет, нельзя, потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.
У – Но ведь мы через их произведения узнали об А Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?
Д – Наверное их можно назвать патриотами. Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.
У – Конечно, ведь патриот – это тот кто сражается во время войны. Для композиторов их оружием являются ноты, для художников картины. Фильмы. Скульптуры. А кто из вас себя может назвать патриотом?
Дети поднимают руки.
У – А что является вашим оружием?
Д – Знания, хорошая учеба, патриотические песни.
У – Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это может быть даже иногда труднее. Учитесь , получайте новые знания, пойте патриотические песни и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы будущее России.
Закончить урок хотелось бы на патриотической ноте, исполнить песню «Будущий солдат». Дети выходят к доске и исполняют песню.