Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский

Submitted by Светлана Николаевна Ванцова on Tue, 27/01/2015 - 15:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ванцова Светлана Николаевна
Место работы, должность: 

учитель музыки

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

в единстве и взаимосвязи нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать , кем был для русского народа и для своей Родины.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемое оборудование: 

музыкальный центр

- телевизор .DVD  CD

- репродукции картин и икон русских художников

- русские народные инструменты.

Используемые ЦОР: 


 

Краткое описание: 
<p>Дети слушают мелодию, узнают, из какого&nbsp; произведения данная мелодия, учитель истории рассказывает об исторических событиях этого времени</p>

Интегрированный урок

тема  « Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский»

 

 

Художественно-педагогическая идея урока: Во взаимосвязи смежных видов искусств –истории . музыки, живописи, кинематографии , скульптуры создать образ защитника Отечества-князя Александра Невского.

 

 Триединая дидактическая цель урока:

Главная идея урока: «Он чувства сердца разделил между Отчизною и Богом»

 

 

Образовательная:

 

    -  закрепить новые термины :кантата», «контраст», «музыкальная 

живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;

    - оценить значение творчества великого русского композитора С.С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

    - провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки : темп, регистр, тембр, мелодия, лад. Интонация. Динамика.

 

Развивающая:

 

   - формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

   -прививать бережное отношение к истории своего народа;

   - показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа Александра Невского .

 

Воспитательная :

 

  - пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей , гордость за героев Отечества;

   - воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

 

Средства обучения:

 

-музыкальный центр

- телевизор .DVD  CD

- репродукции картин и икон русских художников

- русские народные инструменты.

 

Виды деятельности:

 

-Пение

-Прослушивание

- Графическое интонирование

- Анализ фрагментов музыкального произведения

-Работа со стихотворным текстом

- Просмотр фрагмента видеофильма

- Закрепление ключевых понятий

- Работа с музыкальными терминами

-Беседа о роли А.Невского в современном мире:

 

Цель урока: в единстве и взаимосвязи нескольких видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать , кем был для русского народа и для своей Родины.

 

 

 

У- Я наиграю мелодию, а вы определите, что за тема и из какого произведения ?

       (звучит тема « гнета» на фоно)

Д - это тема «гнета» из кантаты «Александр Невский», сочинил русский композитор 

        С.С.Прокофьев  (портрет)

У –Давайте споем и нарисуем в воздухе рукой что у вас получится

      ( ученик делает графическую запись на доске, все поют и дирижируют)

А сейчас послушаем в оркестре, что вы услышите в музыке, о чем она вам расскажет

    (звучит тема гнета + плач в оркестре 1 часть кантаты)

Д – слышится страшная , злая, давящая ,черная , громкая тема, а рядом с ней страх, безысходность, чувство скорби, страдания, интонация плача русских.

У – А кто эту тему «плач русских» напоет?

Д – поет 1 уч.

У – А теперь давайте все вместе споем , проинтонируем рукой и зарисуем

     ( графическая запись на доске под пение)

У – правильно зарисовали? Да

Вы сказали, что эта тема из кантаты. Что такое кантата?

Д – многочастное музыкальное произведение, в ней 7 частей, исполняет симфонический оркестр, хор, солисты и названо в честь главного героя «Александр Невский»

У – Части в кантате одинаковые?

Д – нет, контрастные

У – А что эту тему объединяет, делает целостной?

Д – 1 часть «петля»в графической записи

У – Да, действительно , композитор посадил интонационное зерно в 1 части и из него выросло произведение

      Чем заканчивается произведение?

Д – победой.

У – С кем шла война?

Д – С крестоносцами.

 

Уч. истории

 

У – Какие события происходили на Руси в начале 8 века, Кто вторгся на Русь?

Д – монголо-татарское иго(орда) под предводительством Батыя вторглись на Русь. Многие русские  княжества были захвачены, города были сожжены, население перебито и угнано в рабство.

У – А почему монголо-татары смогли завоевать русские княжества?

Д – Русь была раздроблена, князья враждовали друг с другом. Они не сумели объединиться, поэтому княжества и были завоеваны.

 

Уч.музыки

 

У – Вспомните , в каком музыкальном произведении Русь долгое время страдала от того, что не было полководца, который бы объединил русский народ?

Д – опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки, шла война с поляками, русский народ воевал небольшими дружинами до тех пор, пока не объявились 2 полководца Минин и Пожарский.

 

 

 

Уч.истории ( рассказ по карте)

 

У – Воспользовавшись слабостью из-за нашествий монголо-татар и раздробленностью Руси с Запада на Русь вторглись шведские и немецкие рыцари-крестоносцы. Они хотели завоевать псковские и новгородские земли. Чем же их привлекали эти города?

Д – это были богатые торговые города

Слайд1

У – В 1240 г в устье реки Невы высадились шведские рыцари и начали угрожать Новгороду. На помощь новгородцам поспешил молодой князь , полководец Александр Ярославович.

Слайд2

Когда он жил?

Д – 800 лет назад

У - Если бы он был обычным человеком, сохранилось в истории России его имя через столько лет?

Д – нет, потому что он много сделал для своей Родины.

У – Что вы знаете о нем?

Д – Невский был правнуком Ю.Долгорукого, в 5 лет знал несколько языков и готовил себя к военному делу. Все его предки были военачальниками.

У – Фамилию Невский, он получил при рождении?

Д – Нет, эту фамилию ему дал народ, в 20 лет он победил шведов на Неве-реке.

 

Уч.музыки

  

      Работа с учебником

У – откройте учебник стр.     ,найдите портрет А.Невского.

Образ Невского создали при помощи картин русские художники. Назовите художника?

Д – П.Корин

У – Художники языком живописи донесли до нас художественный образ А.Невского.

   Что видим на картине?

Д – величественный образ полководца. У Невского оружие, святые образа, церковь,как символ веры.

У – О нем тогда еще никто не знал. Вот так описывает его летописец: «Высокий рост, красивая внешность, голос гремел перед народом как труба», эти качества сочетались в нем с талантом полководца.

У – А тема Невского в кантате кто помнит как звучит, напойте

Д – 1 поет , а потом все подхватывают

У – какая величественная тема, красивая, сильная

 А смог бы А.Невский победить один?

Д – нет, он выступает в единстве с русскими воинами.

У – напойте тему воинов из кантаты

Д – 1 уч  поет

Невский призвал всех как один подняться на борьбу

Какую призывную тему вы знаете в кантате?

Д - поют

У – Подумайте, на какой интонации построена эта часть?

Д – на интонации призыва

У – Покажите и обозначьте на « петле»(показ с пением)

Только ли эта тема звучит в этой части? За что люди идут воевать?

Д – Защищают свою Родину, родные земли и звучит тема «На Руси родной..»

Поют 4 часть стоя.

 

 

 

Уч.истории

 

У – Когда, где произошло решающее сражение?

Д – 5 апреля 1242 г на льду Чудского озера и получило название «Ледовое побоище».

У – Почему Ледовое?

Д – Потому что бой шел на льду (карта)

      В центре своего войска Невский поставил легковооруженную пехоту – Срединный полк. А по флангам  - основные силы конницу и пехоту. Невский расставил свои войска так. Потому что знал тактику крестоносцев. Они наступали клином – свиньей. Впереди шли тяжеловооруженные рыцари. Которые своей мощью пробивали оборону противника, дробили на части, а легковооруженные воины-кнехты – добивали его.

Слайд3

 

Уч музыки

 

У – Как в кантате Прокофьева называется эта часть?

Д – «Ледовое побоище»

 

   Слушаем фрагмент (Утро + появление крестоносцев)

 

У – Что мы слышим в начале части? Когда начался бой?

Д – Бой начался на рассвете, слышны дрожание туманного утра и напряженное чувство ожидания, первыми наступали враги.

У – Как поют крестоносцы?

Д – Поют хорал на одном звуке, долбят, поют тяжело, страшно на латинском языке.

У – (зачитать слова с переводом)    Какой элемент петли использует композитор?

(Показ детьми на доске, остальные показ рукой и пение на та-та-та).

У – А кто появляется в музыке дальше?

(слуш фрагмент рус конницы)

Д – русская конница и музыка у наших легкая , веселая, увертливая, активная.

У – Скажите, а когда страшнее, когда сразу все начинается или  постепенное нарастание в музыке?

Д – когда постепенно идет нарастание к самому яркому месту в музыке – кульминации.

У – Итак, битва началась, натиск крестоносцев был стремительным. Послышался треск ломающихся копий, лязг железа. Удары мечей, лошадиное ржанье, крики умирающих и раненых. Русские воины отчаянно сопротивлялись.

Слайд 4

«Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли

До кости пальцы разрезая,

Склоняя копья до земли.

И там, где копья пригибались.

Они в отчаянной резне

Сквозь строй срой немецкий пробивались

Плечом к плечу, спиной к спине»    (на фоне музыки)

 

У – Именно в этот момент вступили основные силы А Невского. Взяли крестоносцев в клещи , ударив с флангов.

«По льду летели с лязгом , с громом

К мохнатым гривам наклоняясь,

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь

И.отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы на земь.

Воздев железные персты».

 

У – Немцы обратились в бегство.

Чем закончился бой?

Д – Местами подтаявший лед не выдержав рыцарских доспехов треснул.  Многие крестоносцы пошли ко дну.

 Ледовое побоище закончилось победой войска А.Невского. Но русское войско потеряло много своих воинов.

 

У – Какая тема звучит , узнали?  (наигрывается тема «Мертвое поле»)

Д – это тема плача, горя, из 6 части «Мертвое поле», девушки идут с факелами по полю боя , перевязывают раненых, собирают убитых, оплакивают.

У – Давайте ее споем (пение)

Какие элементы петли использует композитор ?

Д – нисходящие.(показ детьми)

У – Последнюю 7 часть мы не слушали.

 Как вы думаете, какие темы бы мог повторить в последней часть «Победа» С Прокофьев?

Д – тема Невского-именно он привел войско к победе.

У – Еще какие темы будут звучать на празднике?

Д -  тема скоморохов, ведь они вместе с воинами были на поле боя и поддерживали их, конечно и на празднике они должны быть. Будут петь женщины . матери, жены, дети, должны звучать колокола.

У – Давайте слушать7 часть «Въезд Александра во Псков»  (слуш. 7 часть)

У – Совпали наши темы?

Д – Да, были скоморохи, колокола, девушки, звучала тема Родины и тема А.Невского. Радостно встретили псковичи своих героев. Этот момент очень ярко изображен в художественном фильме режиссера и С.Эзенштейна «Александр Невский».Посмотрите как грозно предупреждает Невский врагов.

 

Просмотр фрагмента.худ.фильма.

 

Александр Невский навечно остался в памяти народной  и был причислен к лику святых.

слайд 5

Петр 1 вблизи Санкт-Петербурга заложил Александро-Невскую лавру

 слайд 6,

 учредил орден Александра Невского , которым награждали храбрых офицеров

слайд 7

 

 

Недавно на телеканале РТР шел цикл передач «Имя России». На суд телезрителям были представлены политики, поэты, актеры,писатели, военные и другие известные люди России. Как вы думаете , кому отдали предпочтение зрители страны? Кто занял 1 место?

_Имя Невского заняло 1 место по количеству голосов телезрителей.

 слайд 8

 Это еще раз говорит о значимости А.Невского в истории России.

А кантату А.Невский Прокофьева знают и любят не только у нас в России, но и за рубежом .

У – Я открою вам секрет, кантата была исполнена английскими мастерами музыки, Лондонским симфоническим оркестром и хором. А на каком языке они поют?

Д – На Русском.

Вот видите какое уважение питают к нам , к нашей музыке и культуре английский народ. И звучит наша музыка на известных мировых театральных сценах.

 

Уч.истории

У – А Невский был патриот? Как вы понимаете это слово?

Д – Патриот – это человек, который любит свою Родину. Он не жалеет жизнь и готов отдать ее чтоб спасти Россию.

У – А можно ли назвать патриотами во этих людей: композитора Прокофьева, художников Корина, Нестерова, кинорежиссера Эзенштейна?

Д – Нет, нельзя, потому что они жили в мирное время и не защищали Родину.

У – Но ведь мы через их произведения узнали об А Невском и о его подвиге, хотя он жил почти 800 лет назад. Разве они не патриоты?

Д – Наверное их можно назвать патриотами. Ведь они создавали свои произведения не для себя, а для Родины и для народа, для нас.

 

У – Конечно, ведь патриот – это тот кто сражается во время войны. Для композиторов их оружием являются ноты, для художников картины. Фильмы. Скульптуры. А кто из вас себя может назвать патриотом?

Дети поднимают руки.

У – А что является вашим оружием?

Д – Знания, хорошая учеба, патриотические песни.

У – Правильно, ведь сражаться можно не только на поле боя, но и в повседневной жизни. А это может быть даже иногда труднее. Учитесь , получайте новые знания, пойте патриотические песни и вы будете настоящими патриотами своей страны. Вы будущее России.

 

Закончить урок хотелось бы на патриотической ноте, исполнить песню «Будущий солдат». Дети выходят к доске и исполняют песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

Прикрепленный файл Size
А.Невский.ppt 5.36 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн