Этап урока
|
Цель этапа
|
Содержание учебного материала
|
ФОУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
I.Мотивация к учебной деятельности
|
Включение учащихся в деятельность
|
|
|
Психологический настрой детей на урок, дружеское приветствие
|
Отвечают на приветствие учителя.
Демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебный процесс
|
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку (Л)
|
II. Обобщение ранее изученного материала
|
Актуализация знаний учащихся об однозначных и многозначных словах.
|
Работа со словарями по группам. Определить при помощи словаря однозначные и многозначные слова :
1.Айсберг
2.Земля
3.Изморозь
4.Узел
5.Брюки
|
Фронтальная,
парная,
индивидуальная
|
Контролирует работу в группах, следит за дисциплиной
|
Находят нужные слова по словарю, определяют однозначность или многозначность значения слов. Осуществляют взаимопроверку.
|
Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).
|
III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока
|
Выявление места и причины затруднения
|
1. Подводящий диалог:
1. Если нам с вами нужно узнать лексическое значение слова, то к какой книге мы обратимся? (к толковому словарю)
2. Когда мы находим в словаре нужное нам слово и видим, что оно стоит с пометкой пер. О чем это может говорить? (о том, что это слово употреблено в переносном значении).
2.Обратите внимание на доску.
3.На доске написано несколько словосочетаний, прочитайте их и скажите, какое словосочетание отличается от других?
- железный гвоздь
- железная дверь
- железная воля
4.Почему словосочетание железная воля выделяется среди других словосочетаний? (потому что оно употреблено в переносном значении)
3. Формулировка проблемного вопроса.
5.Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? Чем сегодня мы будем заниматься?
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Выслушивает предположения, размышления учеников
Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.
|
Отвечают на вопросы
Проговаривают свои предположения по заданному вопросу
Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы,
формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравни- вают с формулиров- кой в учебнике.
|
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Формулировать тему и проблему урока (Р)
|
IV. Физкультминутка
|
Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую.
|
Хомка-Хомка, хомячок – полосатенький бочок. Хомка раненько встает…
Щечки моет, шейку трет. Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку: раз, два, три, четыре, пять – хочет Хомка сильным стать!
|
Коллективная
|
Проговаривает слова, показывает движения учащимся
|
Повторяют движения за учителем, разминаются
|
|
V. Поиск решения. Открытие новых знаний.
|
Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи
|
1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила:
Золотое кольцо, золотые руки, тяжелый чемодан, тяжелый характер, холодная вода, холодный взгляд, бронзовая медаль, бронзовый загар.
|
Коллективная, парная
|
I.В технологии проблемного диалога организует наблюдение:
1.Прочитайте словосочетания
2. На какие две группы вы бы их разделили? (словосочетания с переносным значением и с прямым) 3. Как же мы будем отличать слова с переносным значением от слов с прямым значением?II.Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения (Обсудите в парах, на какие тематические группы вы разделили бы эти словосочетания. Дополните своими примерами).
|
Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.
Разделяют словосочетания по группам с прямым значением и переносным значение, дополняя группы своими примерами.
После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы
|
Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать словосочетания по значению (П.Р).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
|
VI Реализация построенного проекта
|
Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы.
|
Сравнением с текстом учебника
|
Коллективная, фронтальная
|
Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке
|
формулируют правило, затем сравнивают с правилом учебника, читая его в технологии изучающего чтения.
|
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
|
VII. Физкультминутка
|
Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на физическую.
|
|
Коллективная
|
Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз
|
Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз
|
|
VIII. Развитие учебноязыковых умений.
|
Организация усвоения детьми способа действия при различении прямого и переносного значения слов. Применение полученных знаний для выполнения упражнений.
|
Р.т. ( автор Богданова Г.А. часть 2) стр. 7 упр. 15, стр. 8 упр. 16.
|
Коллективная
|
Уточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль
|
Выполняют задания в специальных предметных тетрадях
|
Строить логически обоснованные рассуждения, находить верные решения
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
|
IX. Самостоятельная работа
|
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия.
|
Найдите среди группы словосочетаний слова с переносным значением
1.жемчужные серьги, жемчужные зубы, жемчужное ожерелье
2.железный гвоздь, железная дверь, железная дисциплина
3.ледяной взгляд, ледяная глыба, ледяной ветер
4.теплая вода, теплое одеяло, теплый прием
|
Индивидуальная
|
Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль
|
Выполняют задание, определяя в каждом ряду слово с переносным значением
|
Строить логически обоснованные рассуждения, находить слова по заданным основаниям, оценивать свою работу (П.Р).
|
X. Рефлексия
|
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.
|
|
Коллективная
|
Организует рефлексию через подводящий диалог.
Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?
Чему научились на уроке? Оцените свою работу на уроке по пятибальной шкале.
|
Отвечают на вопросы, подводят итог работы
|
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
|
XI. Домашнее задание
|
|
&66 повторить правило. Р.т. стр. 8 упр. 17, стр. 9 упр. 18 инд. задания
|
|
|
|
|