Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



VI Межрегиональные Мартыновские чтения .Дисалиева Диляра

Выберите действие:

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М.Рудченко

с.Перелюб Перелюбского муниципального  района Саратовской области»

413 750  Саратовская область Перелюбский район с. Перелюб

ул. Чкаловская, 59      88457522166

Исследовательская работа

«Причины социальной запущенности в подростковой среде и методы ее корекции»

 

 

Выполнила :  ученица 10 класса

Дисалиева Диляра 

Руководитель: учитель истории

и обществознания Дубинчина

Людмила Николаевна

Содержание.

Введение.

1.Основные подходы к определению понятий «трудный», «трудновоспитуемый», «педагогически запущенный. Подросток в психолого-педагогических исследованиях. Психолого-педагогическая сущность трудных подростков.

2.Причины возникновения явления «трудный подросток».

3.Дефекты семейного воспитания.

4.Диагностика психологических состояний подростков.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

Введение.

«Только слабые совершают преступления,

сильному и счастливому они не нужны»

Ф.Вольтер.

 

Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30-е годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П.Блонский, В.П.Кащенко, Г.В.Мурашев) .Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, исследователи делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных(страдающих отклонениями в психике).были и другие попытки группировать трудных детей(н.В.Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные, марксистские позиции постепенно подмениваются ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т.д.Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали появляться отдельные работы. Посвященные проблеме педагогической трудности детей (Я.Я.Славинва, В.А.Сухомлинский, Г.П.Медведев  и др.)Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков отражен в исследованиях М.Аалемаскина, А .С Белкина, Н.Н. Вертинского, нравственно-правовой аспект девиаций разрабатывается в трудах Б.Н.Алмазова, А.И.Долгова, В.Д.Ермакова, Д.И.Фельдштейна. Учитывая сложности данного вопроса и чрезвычайно возросшую необходимость построения системы работы по преодолению трудновоспитуемости ,я определила цель работы:

Рассмотреть типологию трудных  подростков и выделить причины их возникновения, разработка коррекционной программы.

Для реализации цели исследования определены следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования.

2.Выделить типологию трудных подростков.

3. Рассмотреть причины появления трудновоспитуемости.

4.Провести диагностику психологических состояний подростков.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, реферирование ,наблюдение, беседа, тестирование.

1.Основные подходы к определению понятий «трудный», «трудновоспитуемый»,» «педагогически запущенный».Запущенный» подросток в психолого-педагогических исследованиях, психолого-педагогическая сущность трудных подростков.

Слово трудновоспитуемость указывает  на затруднения в воспитании, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия. Трудновоспитуемый ребенок –это прежде всего тот ,кто оказывает сопротивление воспитанию, выражает неуважение к педагогу.

Педагогически запущенный- это такой ребёнок, уровень  невоспитанности которого выражается в несформированности важнейших социальных качеств личности. актуальных для соответствующего возраста. Черты и качества  педагогически запущенного школьника обуславливают его неадекватные реакции на педагогические воздействия. Для данной категории детей характерны хроническое отставание по ряду учебных предметов, интенсивное  сопротивление педагогическим воздействиям. Негативное  отношение к учёбы ,различные ассоциативные проявления. Педагогическая запущенность может быть не только следствием, но и итогом трудновоспитуемости, усиливающим ее и приводящим подростка к социальной запущенности и правонарушениям.

Социально запущенные дети и подростки- это трудновоспитуемые и педагогически запущенные несовершеннолетние, у которых  отсутствует профессиональная направленность, полезные навыки и умения, резко сужена сфера социальных интересов. Для них характерно глубокое отчуждение от семьи и школы, а их формирование происходит под влиянием асоциальных подростков, им присущи серьезные социальные отклонения (бродяжничество ,наркомания. алкоголизм, аморальное поведение правонарушения).

На основе анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных  признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Так, выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

  1. Первый –отклонения ,не являющиеся нарушением общепринятых этических норм .Это может быть поведение ,не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии ;
  2. Второй- нарушения общепринятых норм не являющиеся правонарушениями, например жадность, некоторые ,если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;
  3. Третий- правонарушения, то есть поведение нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;
  4. Четвёртый- отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у подростков с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных детей (Л.М.Зюбин).

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых дети и подростки ,нарушения в поведении которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети».Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными.Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные дети» ,в-третьих, особенно нуждаются а индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимания коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников кроются в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации. стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.

Действительно ,нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным  изменениям в сознании и поведении ученика.

Н.Д.Левитов писал, что основные причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера- «Это фактическая безнадзорность ребёнка в семье и отсюда воздействие не него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребёнка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит  к возникновению лживости, трусливости; отсутствия четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность».

На возникновение недостатков характера влияет также нежелание воспитателей учитывать возрастные особенности школьников. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или хотя бы казаться взрослым, отношение к нему как к ребёнку часто приводят к появлению и закреплению у школьников упрямства, капризности, негативизма ,грубости, а то и более серьезных деформаций черт характера, может вызвать крупные и продолжительные конфликты и воспитателями, скрытую или явную войну с ними.

Сказывается на закреплении отрицательных черт характера отношение к ним воспитателей, родителей и самих учащихся.Например, родители не всегда своевременно реагируют на появление недостатков характера у детей. А между тем чем быстрее с ними начать бороться, тем легче искоренить. В противном случае они закрепляются в структуре личности школьника, «врастают» в нее. Тогда для искоренения отдельных недостатков характера надо будет влиять на связанные с ними другие психические качества, а то и на всю личность. Понятно, что сделать это бывает очень сложно.

Неблагоприятно влияет на ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера воспитателем. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность своих детей их нервность, то есть известной болезненностью. Это способствует укреплению у таких школьников этих недостатков и появлению чувства недозволенности. Нередко они прямо заявляют ученикам и своим одноклассникам : «Не троньте меня: я нервный!»

Плохо и когда родители  не обращают внимания на повышенную возбудимость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы ,как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. Тогда надо немедленно обращаться к врачу, нередко бывает, что сами учащиеся неправильно квалифицируют свои черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость – за правдолюбие и мужество, невежливость – за прямоту ,высокомерие- за гордость и проявление чувства собственного достоинства. Некоторые школьники, даже сознавая недостатки своего характера, не хотят от них избавляться. Например, лень позволяет сохранить жизненные силы и не надорваться ,а неискренность и своевременная расчётливость- добиться личного преуспевания в служебной карьере. Здесь важно помнить ,что ребенок не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому  важно помочь ему правильно оценить недостатки своего характера и постараться самому их изжить.

Недостатки характера -это устойчивые отрицательные формы поведения человека. Поэтому, прежде чем говорить о недостатках характера ребенка ,надо убедиться в их  устойчивости, а не к эпизодичности, вызванной переходящими обстоятельствами. Для этого поведение воспитанника надо пронаблюдать в другой обстановке и в другое время. Но даже если определенная отрицательная черта явно и постоянно присуща ребенку, не следует говорить  ему об этом в категоричной форме и все время с укоризной фиксировать не ней внимание школьников. Лучше, например. Говорить учащемуся о повторяющихся у него случаях проявления негативизма, чем о наличии у данного ребенка негативизма вообще. В противном случае можно подорвать у школьника веру в возможность искоренения у него этого недостатка.

2.Причины возникновения явления «трудный подросток».

Характер человека выражают не все индивидуальные черты, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера трудных учащихся выделяют два вида: проявляющиеся в работе ученика и в отношении его к себе и другим людям.

Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность и неаккуратность ,отсутствие настойчивости.

Второй вид : эгоизм.

Ленивые дети.

Леность проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. По многим причинам леность справедливо считается крупнейшим недостатком характера детей и взрослых.

Во-первых ,с общество построено на труде. Прогресс современных стран с рыночным хозяйством невозможен без развития свободного творчества и высокоэффективного труда, без значительного повышения эффективности  производства. А это требует воспитания  трудолюбия с ранних лет. Однако эта проблема не разрешена достаточно успешно даже  в передовых промышленных странах мира, хотя трудовое воспитание и обучение поставлено там лучше, чем у нас.

Во0 вторых, трудовая и учебная деятельности необходимы для психического и физического развития человека, недаром труд используется даже как средство лечения.

В-третьих, лишенный трудолюбия школьник оказывается не адаптированным к миру взрослых, к самостоятельной жизни.

В-четвёртых, отсутствие у ребёнка потребности в посильном систематическом труде лишает его радости и нередко приводит к деградации личности. Недаром издавна говорят, что праздность –мать всех пороков.

Что является причиной появления лени у детей и подростков? Их несколько, прежде всего отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей. Некоторые родители стремятся всячески оградить своих школьников от любого труда и дать им больше развлечений. Они сами воспитывают из них лентяев. Для преодоления тяжести труда в мире взрослых ребенка надо приучать с малолетства к посильным видам трудовой деятельности, обнаруживать и развивать его природные задатки. Требуется тактичная разъяснительная работа и с самым ленивым ребёнком. При этом важно не уронить авторитет родителей в глазах ребенка.

Не так уж мало родителей, особенно среди горожан, внушающих своим детям пренебрежительное отношение к труду. Объясняют своё поведение стремлением подготовить ребенка к «интеллектуальной» профессии. Таким родителям следует объяснить ,что физическое развитие необходимо и для человека умственного труда.

Леность нередко возникает из-за избалованности ребёнка, когда родители выполняют все его желания и капризы, не побуждают его к целенаправленной учебной деятельности. Многие из таких детей не умеют усидчиво учиться, не обладают навыками самостоятельной работы и устойчивыми учебно-познавательными интересами. Ребенок может стать ленивым не только под влиянием взглядов родителей на труд, но и из-за отсутствия трудовой обстановки в семье.

Сильным отрицательным фактором может оказаться для школьников бесперспективность обучения. Они хотят получить практический результат от учебы сегодня, а не через долгие годы. В противном случае многие из них перестают интересоваться учёбой в школе, становятся ленивыми учениками .Воспитательное воздействие на ленивых следует предпринимать с учетом их возрастных особенностей. Например, у младших школьников чаще имеем дело не с ленью, а с неорганизованностью. В этом им надо помочь. У подростков важно преодолеть мнение. что учеба-это деятельность для маленьких детей и «зубрил» , а также предоставить им возможность проявить  взрослость на уроках в школе.

Неорганизованные школьники.

К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные ,частично организованные и заорганизованные дети. Активных лидеров рекомендуется не подавлять, а направлять а разумные цели. Перевоспитание подобных школьников начинается  с привлечением к несложным видам общественно - организаторской деятельности, постепенно ее усложняя ,обучая  целесообразным приемам организаторской работы. Помимо некоторых  лидеров и затаенных инициаторов неблаговидных дел, в классе бывают невольные дезорганизаторы. Они не ставят своей сознательной целью нарушение учебно - воспитательного процесса в классе, но неосознанно нарушают его , такие учащиеся постоянно спорят и пререкаются с преподавателями по общему поводу, затевают бесконечные дискуссии, вносят дополнения и поправки в объяснения педагога и т.п. Мотивом поведения этих школьников является желание самовыражения и самоутверждения. У подростков к этому добавляется возрастная особенность - повышенная критичность мышления, переходящая в критиканство.

Следует сказать также о мнимых дезорганизаторах- чрезвычайно активных на уроках школьников. Их поведение похоже на поведение неосознанных дезорганизаторов. Однако, в отличие от последних, они не самоутверждаются за счёт авторитета учителя, а выступают как люди, чрезмерно заинтересованные учебным предметом. В их число попадают многие одаренные дети. Между тем некоторые учителя считают этих подростков и старшеклассников выскочками, бросающими вызов педагогу, противоборствующими с ним. На деле же такие школьники  часто просто хотят глубже разобраться в усваиваемом учебном материале. Учителю не следует в таких случаях поддаваться раздражимости, напротив, необходимо проявить терпимость. Малоорганизованые дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивны. Это происходит не столько из-за отсутствия у них знания о навыках организаторской деятельности, сколько из-за нежелания ограничить свою свободу какими-либо рамками.

Нередко среди школьников ,особенно средних и старших классов, выделяется частично организованный учащийся. Это чаще всего выражается в том, что ученик хорошо организует свою деятельность по каким-то немногим учебным предметам, а по другим занимается кое-как.

Серьезно следует подумать о профилактике подростковой преступности, особенно в период каникул. Полное безделье в течение продолжительного времени развращает ребенка, порождает нежелание в дальнейшем учиться и трудиться. Лучшим средством исправления недостатков школьников является воспитание и самовоспитание у них организованности. Можно говорить о трёх ее видах :повседневной, длительно нацеленной и организаторской. Воспитание организованности начинается с повседневной организованности: умение планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели. месяца.

В основе воспитания повседневной организованности лежит знание школьником меры своих индивидуальных и возрастных возможностей. Определение разумной меры учебного труда и отдыха позволяет школьнику выработать для себя гигиенически обоснованный режим дня.

Повседневная организованность школьника связана с его аккуратностью, добросовестным, ответственным отношением к делу, с систематичностью его деятельности. Длительно нацеленная организованность возникает на основе повседневной, но связана с решением не текущих задач, а с достижением далеких и важных жизненных целей. Центральной является проблема нравственного, духовного развития человека. Между тем среди школьников  сейчас имеется много инфантильных личностей, откладывающих на неопределенное время или перекладывающих на родителей решение проблем своего жизненного самоопределения, выбора профессии. Взрослым не следует снисходительно относится к инфантильности в решении проблем своей будущей жизни чревато  в дальнейшем многими жизненными трагедиями.

Для преодоления  инфантильности у школьников в юношеском возрасте требуется серьезная помощь со стороны воспитателей в определении их природных задатков и способностей, организации ознакомительной деятельности в области выбираемой профессиональной деятельности, самовоспитания волевых черт характера. В основе организаторства лежит два предшествующих вида  организованности: повседневная с и длительно нацеленная организованность.

Общество, основанное на современном рыночном хозяйстве, создает условия для формирования не только положительной, но и отрицательной личностной направленности людей, в том числе и школьников. В этих условиях у части общества все заметнее и своеобразнее  проявляется тенденция к «некрофилии».Такие подростки  взрослые в значительной степени отворачиваются от жизни, людей, природы. Все живое, в том числе и самого себя со своими  человеческими качествами, со способностью размышлять, видеть, слышать, чувствовать, любить, такой человек стремится превратить в предмет, в вещь. Поэтому воспитание людей, прежде всего молодёжи, становится важнейшей общественной функцией, способствующей выживанию и прогрессу человечества.

Эгоистические школьники.

Эгоист-это себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам людей и общества, часто пренебрегающий последними. Жизненная направленность эгоиста - собственное «Я», личное преуспевание (причем нередко за счет других).Эгоизм часто встречается у детей и взрослых. Формы и степени его выражения множественны. Основные виды выражения эгоизма : нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм, групповой эгоизм.

Школьники и взрослые с нарцисстическим характером чрезвычайно влюблены в себя. Причем объектом собственной любви у них, особенно у лиц мужского пола, не обязательно является внешность. Они могут обожать себя за внутреннее «совершенство» ( способности, ум, характер).

Феномен психологического отчуждения человека лучше всего в мировой психологии описан и проанализирован Э. Фроммом в его недавно переведенных на русский язык книгах : «Иметь или быть», «Бегство от свободы», «Искусство любви» и др. Многие люди ощущают себя в обществе чужими, потому что появляются на свет и умирают не по своей воле, а многое в их жизни определяется родителями, учителями, начальниками и не зависимыми от них социально-историческими факторами. Отчужденность может возникнуть очень рано из-за невнимания родителей к ребенку. Подобное состояние в полной форме нередко возникает у подростков и старшеклассников, когда они встречаются с равнодушием окружающих. Многие родители из-за больших трудностей жизни стали все меньше интересоваться детьми. В связи с этим у заметной части молодежи усилилась эгоистическая направленность личности и появляется все больше проявлений грубости и жестокости по отношению к окружающим. Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни школьник или взрослый человек ставит своё индивидуальное «Я». Так, его важной жизненной потребностью является нахождение в центре внимания классного коллектива, постоянные похвалы в его адрес, восхищение его необыкновенными способностями. В семье такой школьник требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Такой ребенок желает, чтобы близкие ему люди все отдавали ему. У детей и подростков групповой эгоизм бывает связан с семьей, дворовой или приятельской компанией, коллективом класса или его части.

«Семейный» эгоизм возникает при направленности всех помыслов взрослых членов семьи на материальное и карьерное благополучие семьи при полном равнодушии к интересам окружающих. Эгоизм может широко распространяться среди школьников пол влиянием неблагоприятных общественных условий. Это происходит сейчас в нашей стране потому, что ,во-первых, очень многие взрослые люди решают задачу своего экономического и социального выживания. В связи с этим в обществе все чаще стало проявляться чувство отчужденности и крайнего индивидуализма. Во-вторых, считается, что рыночное хозяйство, основанное на частном предпринимательстве, требует развития эгоистических начал личности. Устранить или свести к минимуму действие тех причин, которые вызывают эгоизм различных видов, можно только устранить недостатки характера, связанные с эгоизмом ребенка, но и способствовать формированию у него таких качеств .как альтруизм, товарищество, забота о слабом.

«Трудные» школьники с акцентуацией темперамента и характера.

Школьники-педанты чрезвычайно добросовестны. Они стараются делать все очень тщательно, аккуратно и точно. Чувство излишне повышенной ответственности, стремление выполнять все поручения предельно правильно нередко вызывают у этих людей неуверенность  в себе и побуждают их без особой необходимости прибегать к частым перепроверкам сделанного. Слабое звено их характера отчетливо обнаруживается ,когда им поручают большую и срочную работу, не требующую тщательного исполнения в деталях. Лишенные возможности проявить свою сверхаккуратность  и точность, педанты могут прийти в возбужденное состояние и вступить в конфликт с окружающими. Поэтому им лучше не поручать подобных заданий. Особенности личности педантов в неблагоприятных для них условиях могут приводить к трудностям в общении. Для ликвидации подобного состояния надо приучать педантов к дисциплине, воспитать у них силу воли, позволяющую не погружаться бесконечно в свои сомнения, а переходить своевременно к следующим действиям или мыслям. К «трудным» школьникам с акцентуацией темперамента и характера относят: демонстративную личность, застревающую личность ,возбудимую личность, тревожных людей, эмоциональные люди, экставертируемые, интровертируемые личности. Подобная характеристика этих типов заострения черт характера темперамента дается в трудах К.Леонгарда. Психолого-педагогическое изучение типов акцентуации личности только начинается. В тех случаях, когда обострение каких-либо черт личности учащегося становится особенно сильным, помощь могут оказать психологи, психотерапевты, детские и подростковые психиатры. В отдельных случаях  врачи могут назначить даже медикаментозное лечение. Но даже в самых сложных обстоятельствах никто не в состоянии заменить педагога, который организует и направляет весь процесс воспитательного воздействия на  «трудного» ученика.
 

3.Дефекты семейного воспитания.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важно указать на роль малых групп ,к которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья ,школьный класс, неформальные группы общения. Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в имеющихся 7 классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети.

Социологи выделяют различные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой ,сплоченной.а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле. И видишь, что не сплоченность - лишь видимость. По существу, она лишь псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней  нет взаимного уважения друг другу ,все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?

Психологи и психиатры по-разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья-это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспоминания, хотя это и не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

Рассмотрим некоторые дефекты семейного воспитания.

  • Воспитание «по типу Золушки».Это явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему.
  • Гиперопека. Это еще один вид дурного воспитания. Еще его называют гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребенка  «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Из таких школьников ,лишенных бойцовских качеств ,нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Такие люди склонны к пьянству, социальной пассивности и другим не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола.
  • Гипоопека (гипопротекционизм) в ниши дни встречается реже. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.

Неблагополучная семья –неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие –нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие( особенно семейные неурядицы), а другие трын - трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье – значит говорить равно о том и другом. Неблагополучная для ребенка семья-это не синоним антисоциальной или асоциальной, семьи. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Дефекты воспитания- это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи .Одним из самых мощных неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и и душевное равновесие ребенка ,является пьянство родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей, попадают в детские дома ит.д.

Окружающая среда значительно влияет на формирование личности школьника как в положительном, так и в отрицательном отношении. Так, появление «трудных» подростков может быть связано даже с районом их проживания. Важное значение для учащихся имеет школа. Отмечено, что многочисленные случаи плохого поведения детей чаще всего обусловлены двумя основными факторами: частой сменяемостью учителей и значительными изменениями состава класса.

Как показывает опыт Ш. А. Амонашвили и других передовых учителей, надо, чтобы все школьники получали положительные эмоции и удовлетворительные от учебы и внеучебной деятельности в школе.

«Трудные» школьники были, есть и, конечно, будут. Трудные дети, физическая недостаточность –такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей. Сила современного учителя - в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника.

 

 

 

4.Диагностика психических состояний подростка.

Для диагностики психических подростков мы использовали тест «Методика диагностики самооценки психических состояний» (по Г.Айзенку).Предлагаем описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит тестируемому.то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит .то 0 баллов.

п/п

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

 

 

2

1

0

1

2

3

4

5

1

Не чувствую в себе уверенности

 

 

 

2

Часто из-за пустяков краснею

 

 

 

3

Мой сон беспокоен

 

 

 

4

Легко впадаю в уныние

 

 

 

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

 

 

 

6

Меня пугают трудности

 

 

 

7

Люблю копаться в своих недостатках

 

 

 

8

Меня легко убедить

 

 

 

9

Я мнительный

 

 

 

10

С трудом переношу время ожидания

 

 

 

11

Нередко мне кажется безвыходными положения, из которых можно найти выход

 

 

 

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

 

 

 

13

При больших неприятностях я с5лонен без достаточных основаниях винить себя

 

 

 

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

 

 

 

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной

 

 

 

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

 

 

 

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

 

 

 

18

Чувствую растерянность перед трудностями

 

 

 

19

В трудные минуты жизни иногда веду  себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели

 

 

 

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

 

 

 

21

Оставляю за собой последнее слово

 

 

 

22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

 

 

 

23

Меня легко рассердить

 

 

 

24

Люблю делать замечания другим

 

 

 

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

 

 

 

26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

 

 

 

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

 

 

 

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться

 

 

 

29

У меня резкая, грубая жестикуляция

 

 

 

30

Я мстителен

 

 

 

31

Мне трудно менять привычки

 

 

 

32

Нелегко переключаю внимание

 

 

 

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

 

 

 

34

Меня трудно переубедить

 

 

 

35

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы отказаться

 

 

 

36

Нелегко сближаюсь с людьми

 

 

 

37

Меня расстраивает даже незначительные нарушения плана

 

 

 

38

Нередко я проявляю упрямство

 

 

 

39

Неохотно иду на риск

 

 

 

 

40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

 

 

 

 

Подсчитайте сумму баллов за каждую из четырёх групп вопросов:

1-10-тревожность;

11-20-фрустрация;

21-30- агрессивность;

31-40-ригидность.

Тревожность:

0-7 баллов- не тревожные психические состояния;

8-14 баллов- тревожность средняя ,допустимого уровня;

15-20 баллов- очень тревожные.

Фрустрация:

0-7 баллов- вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей;

8-14 баллов- средний уровень ,фрустрация имеет место;

15-20 баллов- у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач.

Агрессивность:

0-7 баллов - вы спокойны, сдержаны;

8-14 баллов – средний уровень;

15-20 баллов- вы агрессивны, невыдержанны, есть трудности в работе с людьми.

Ригидность:

0-7 баллов- ригидности нет, лёгкая переключаемость4

8-14 баллов - средний уровень;

15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье.

В результате проведенного тестирования мы обнаружили следующие показатели: из 12 опрошенных 6 человек (50%) не проявляют тревожности, имеют высокую самооценку, спокойны, проявляют лёгкую переключаемость; у 5 человек (41%) тревожность допустимого уровня, имеет место средний уровень фрустрации, допустимая выдержанность; 1 человек(8%) очень тревожный, с заниженной самооценкой, невыдержанный.

Заключение.

Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой.Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет[1]. Согласно взглядам социальных педагогов [2], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д. В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами[3] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.

Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:

  • резким социально-экономическим расслоением общества;
  • постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
  • ростом скрытой и явной безработицы;
  • нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
  • ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий.

Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

  • кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
  • причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
  • причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:

  • сверхзанятость родителей;
  • конфликтная ситуация в семье;
  • пьянство родителей;
  • случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • типичные ошибки родителей в воспитании детей;
  • особенности подросткового возраста и др.

Семья обеспечивает ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности, одиночества. Беспорядочная жизнь, приятели родителей создают в семье обстановку суеты, проявление излишних эмоций. Все это перегружает нервную систему детей. В круге интересов и занятий родителей дети отодвигаются на периферию, т.к. внимание родителей сосредотачивается на своих приятелях. Аналогично влияют на жизнь семьи и частые визиты друзей детей.

Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17 минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.

Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.

Трагедия человека – с юных пор почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет важное значение.

“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания”.(Сухомлинский В.А. 1969 год).

Русская пословица гласит: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому”. Ребенок повторяет все, что мы делаем, говорим, совершает те же поступки, что и мы. В семье ребенок получает первое представление о том, как надо жить и вести себя в обществе. Общение в семье задает детям определенные модели поведения. Стиль общения в семье влияет на дальнейшее формирование личности ребенка. Доверие вырабатывает у детей чувство собственного достоинства, развивает самостоятельность, доброжелательность. Адекватная оценка ребенка со стороны взрослых, помогает правильно увидеть ему себя со стороны, оценить свои поступки. Ребенок с завышенной или заниженной самооценкой не получает в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков. Это нарушает его гармоничное развитие и приводит к внутреннему конфликту, дискомфорту и соответствующим формам поведения таким, как агрессивность, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость. В семье, где есть пьющие родители, дети чувствуют себя брошенными, одинокими, а самое главное, незащищенными.

Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. Задача учителя нести знания в своей специфической области, а воспитание отодвигается на второй план. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью.

Принципы отношений родителей с детьми:

  1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
  2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
  3. Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
  4. Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
  5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
  6. Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
  7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

(После анализа проделанной работы)

Поиграем в школу. Поднимите руку, если Вы хотите дать утвердительный ответ:

  • Кто любит, чтобы его хвалили?
  • Кто боится, когда его ругают?
  • Кто не хочет признаваться в своих ошибках?
  • Кто боится огорчать близких?
  • Кто хочет, чтобы лишний раз приласкали?
  • Кто не выносит ссор и громких криков?
  • Кто хочет иметь дома близкого друга, чтобы делиться секретами?
  • Кто может сказать: Мой дом – моя крепость.
  • Моя семья – это моя Родина.

Как мало осталось поднятых рук. Родину любят за то, что она есть. Не все могут похвастаться тем, что у них есть семья и близкие люди. Давайте будем ценить то, что имеем!

 

 

 

[1] Философия: учебник для ВУЗов./ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576 стр.

[2] Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-416 стр.

[3] Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2000.-с.54

 

Прикрепленный файл Size
Модель проекта.docx 16.79 KB
Причины социальной запущенности в подростковой среде..docx 72.84 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн