Submitted by Елена Евгеньевна Веселовская on вс, 25/01/2015 - 19:09
ИГРЫ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ
(Культурология)
Автор:
Тротт Маргарита Алексеевна,
МБУ ДОД ЦВР «Истоки», класс 2
Руководитель:
Черепанова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Челябинск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………..…… 3
Самые первые игры………………………………………………3
Устный опрос детей, мам и бабушек……………………….……4
Анкетирование трех поколений …………………….…..………5
Заключение ………………………………………….…..……..…….9
Список литературы ……………………………………...……..…10
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это работа ребенка, а игрушки – его инструменты.
Игра нужна детям не меньше, чем еда, питье и любовь родителей.
В игре ребенок изучает мир
Ребенку также необходимо общение с другими людьми. Это дает понять, что кроме нас еще существуют люди, игра позволяет научиться понимать потребности других людей, игра это репетиция взрослой жизни.
Когда у меня в этом году был день рождения на природе, мама предложила поиграть в Штандер-Стоп. Но никто из детей не знал эту игру, хотя все взрослые маму поддержали. Игра оказалась очень интересной. Мы играли все вместе.
В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома заменяются виртуальными играми. У детей меньше друзей, даже оказавшись вместе, дети, зачастую, не знают, чем заняться.
Разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?
Целью работы стало выяснение и сравнение игр разных поколений, поиск самых интересных игр, которые до сих пор используются. Выяснение причины замены игр компьютерными, поиски возможностей играть вживую.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
- изучить игры старших поколений и более ранние по книгам;
- найти самые интересные игры;
- проследить, как изменялись игры на протяжении десятилетий (1940-2010);
- вспомнить неизвестные сейчас игры;
- развивать умение играть в команде и следовать правилам игры.
1 САМЫЕ ПЕРВЫЕ ИГРЫ
Стоит признать, что в отличие от нашего поколения, дети 20 и 19 века прекрасно умели занимать себя сами, от них невозможно было услышать: « Мама, что мне поделать?? Мне скучно!!!».
При хорошей погоде дети всегда были во дворе, зачастую целый день с небольшим перерывом на обед, летом это жмурки, прятки, догонялки, походы в лес и на реку, зимой снежки, санки, коньки, лыжи, снежные крепости и многое другое. Игрушками часто служили какие то предметы: камушки, ракушки, шишки, кукол делали из соломы с тряпичной головой. Если появлялась настоящая игрушка, она оживала благодаря воображению ребенка, служила долго и принимала разные роли.
Многие слышали такое выражение: «У него было тяжелое детство, деревянные игрушки, прибитые к полу». В этом высказывании есть доля правды, сначала многие игрушки были из дерева и машинки, и куклы, мягкие игрушки появились намного позже. Но это не делало наших бабушек и дедушек менее счастливыми, они радовались тем игрушкам, которые у них были.
2 УСТНЫЙ ОПРОС
Игры развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. А сколько новых впечатлений черпают дети в игре!
Мне бы хотелось, проведя мое исследование, убедиться, что если мы возродим хотя некоторые забытые игры, мы укрепим здоровье, нам будет легче общаться и находить новых друзей, жизнь станет интереснее и разнообразнее.
В подтверждение данного предположения проведены устный и письменный опросы согласно моей анкеты (Приложение А)
По итогам устного опроса, я выяснила, что наши мамы и бабушки вообще не играли в компьютерные игры, а только играли или с игрушками или с друг другом во дворе. Бабушки не смотрели даже телевизор, он был не в каждом доме, а вот мамы и папы смотрели по телевизору детские передачи: В гостях у сказки, Будильник, Ералаш, АБВГДейка и другие. И мамы и папы тоже много играли во дворе с друзьями. И еще дети читали книги.
Сейчас дети в свободное время смотрят телевизор, программ сейчас очень много, есть обучающие, много про окружающий мир и животных, много иностранных мультфильмов. И, конечно, дети сейчас играют в компьютерные игры, они есть в ноутбуках, телефонах. На улице играют редко, в основном я выхожу на улицу с мамой или братом в парк на роликах, а в подвижные игры играем только когда день рождения или приходят друзья.
Таким образом, в настоящее время большинство детей любят совмещать компьютерные и подвижные игры. Очень жаль, что есть ребята, которые живут только в виртуальном мире, потому что радость живой игры никогда не сможет заменить компьютер. И как хорошо, что мамы, папы и бабушки готовы поделиться с нами забытыми играми и даже поиграть вместе!
2 АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ
Письменный опрос состоял из трех частей, в каждой из которых записаны игры разных поколений. Я и мои одноклассники опрашивали своих бабушек и дедушек, мам и пап. Затем я все обобщила и составила таблицу
Первыми были проанкетированы я и дети моего возраста. Всего 16 детей: 4 мальчика и 12 девочек. Вариант анкеты можно посмотреть в Приложении 1. Все из опрошенных детей любят играть в компьютерные игры, немного знают настольных игр, а подвижные игры почти не знают и не играют.
В ходе исследования мы выяснили, что наши сверстники знают недостаточно подвижных игр. Названо всего 23 игры. В основном называли компьютерные игры. Это говорит о том, что мы мало бываем на улице и не играем командами. Большую часть свободного времени мы проводим за компьютером, потому что так легче: не надо никуда ходить, не надо заставлять себя проявлять ловкость, меткость, силу, смекалку. Не нужно ни с кем договариваться, телефон всегда согласен поиграть. Но при этом мы не развиваемся физически, растем слабыми, часто болеем.
За помощью я обратилась к учителю в школе, маме и папе и их друзьям, также бабушкам. В опросе участвовало 15 мам и пап и 5 бабушек.
Многие взрослые с удовольствием откликнулись на нашу просьбу и смогли описать некоторые игры, вошедшие в наше приложение игр.
Со времени детства родителей прошло немало лет, а за эти годы они вроде и помнили название игры, но точные правила не всегда. Я спрашивала у нескольких человек, некоторые правила нашла в книжках. Вот так и забываются игры, если в них не играешь!
2.Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек
Во что играли наши мамы и папы, бабушки и дедушки
Куклы покупные и бумажные
машинки и солдатики покупные
Войнушка
Прятки
Красочки
Вышибалы
Городки
Штандр-стоп
Глухой телефон
Жмурки
Платочек
Ручеек
Резиночка
Классики
Платочки
Чики-стоп
Али-баба
Стенка на стенку
Казаки-разбойники
Съедобное-несъедобное
Вы поедете на бал?
Волейбол
Пионербол
Футбол
Хоккей
Бадминтон
Шашки
Шахматы
Карты
Напильники
Картошка (растущая картошка)
Дочки-матери
Магазин
Колечко (Белый камень)
Садовник
секретики
12 палочек
Кошки-мышки
Картошка (растущая картошка)
Море волнуется раз…
Третий лишний
Резиночка на руках
Два мороза
Ноги от земли,
, Охотники и утки,
Светофор,
Плетень
Иголка и Нитка
Палочка выручалочка
Бутылочка,
Чепуха Самодельные солдатики, машинки
Тряпичные самодельные куклы
У медведя во бору
Строили домики
чехарда
Подводя итоги анкетирования, мы отметили, что наши родители и бабушки, как и мы, любили и до сих пор любят играть в игры. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров, наверное, поэтому наши мамы и папы намного больше знают подвижных игр, чем я и мои друзья. Они вспомнили 58 игр. Многие игры, такие, как прятки, жмурки, шашки, шахматы остаются любимыми у многих детей и их родителей. Благодаря подвижным играм в детстве, наши бабушки до сих пор живы и здоровы.
Соотношение различных игр наших и родителей можно посмотреть на диаграмме (Приложение Б).
Однако, встречаются и неизвестные названия игр: кошки-мышки, секретики, 12 палочек, резиночка, плетень.
Описание неизвестных мне игр и картинки можно увидеть в приложениях (Приложение В)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования я узнала игры трех поколений, а также прочитала о более ранних играх из книг. Я выяснила, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.
Почти не изменились настольные игры: шашки, шахматы, карты
Остались спортивные игры: волейбол, футбол, пионербол, хоккей
Больше всего изменились игры подвижные, но и среди них есть долгожители: прятки и жмурки.
Сравнивая игры, я поняла, что некоторые были популярные только у одного поколения: у дедушек и бабушек – чехарда, лапта, у мам и пап – колечки, платочки, глухой телефончик, штандр-стоп, резиночки.
Я и мои друзья практически не играем в подвижные игры, да и во дворе бываем мало, в основном все свободное время или учимся или играем в компьютер. Человечество идет вперед, компьютер уже не запретить, но если мы будем почаще встречаться, просто разговаривать, а не переписываться SMS-ками, вместе играть, то от этого будет большая польза для нас, мы узнаем новый для нас и интересный мир – мир игр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Сайт Энциклопедия нашего детства http://e-n-d.ru/games_out/
Жуков М.Н. Подвижные игры, изд-во Академия, 2000
Литвинова М.Ф., Русские народные подвижные игры. М., Просвещение, 1986.
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. М., Детская литература, 1990.
Приложение А
Уважаемый ровесник!
Я , Тротт Маргарита, провожу исследовательскую работу на тему
Если сможете, опишите, на обратной стороне листа хотя бы одну игру, которую мы точно не знаем
Приложение Б
Диаграмма Б.1 – Игры родителей и детей
спортивные
настольные
подвижные
Компь
ютерные
итого
1940-1980 года мамы, папы, бабушки
5
8
45
58
2010-2014 года наше время
4
3
6
10
23
Приложение В
Игра Классики
Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.
Верхний полукруг называется "котел". Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).
Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда. Дальше есть два варианта этой игры:
Вариант 1. Обычный.
"Простые" классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.
Дальше кидаем на 2 квадрат (это - "второй класс") и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На "обратном пути" нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться - тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода - прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый "осилит" 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в "котел", то сгорает один "класс" (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого "набрали").
Вариант 2. Разнообразный.
Главное отличие этого варианта в том, что биту нужно "провести" по всем классам - от 1 до 10. Пройденным класс считается после того, как игрок дошел до 10 ячейки вместе с битой.
Суть игры: кидаем биту на квадрат с соответствующим "классом" и дальше выполняем по очереди задания ("классы"): Первый - обычный. Прыгаем или ходим как угодно, и перебрасываем биту на следующий квадрат при каждом шаге (прыжке). Второй - кидаем биту на цифру "2" с закрытыми глазами. Дальше прыгаем и ходим как угодно, главное - дойти до 10 квадрата. Третий - "кочерга". Прыгаем на правой ноге, "пиная" биту всегда влево на следующий квадрат. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 5м квадрате. Четвертый - на левой ноге. Биту "пинаем" все время вправо. "Переменка" (возможность отдохнуть стоя на 2х ногах) - на 6м квадрате. Пятый - прыгаем (не ходим, а именно прыгаем) и пинаем биту двумя ногами одновременно. Шестой - прыгаем и перебрасываем биту через одну клетку (1-3-5-7-9). Седьмой - нельзя смеяться. Все вокруг в это время пытаются насмешить. Восьмой - можно кидать биту из пятого класса (квадрата). Девятый - кидаем биту на "9" и прыгаем с закрытыми глазами.
и Десятый - ручеек (т.е. десять раз на одной ноге из первого - в десятый), биту при этом можно не трогать.
Обязательные условия:
- если бита не попала в нужный квадрат, переход хода.
- с битой в одном классе двумя ногами не стоять (исключение - пятый класс, который полностью прыгался на 2х ногах).
- если попал в "котел", сгорает целый класс - переход хода и дальше нужно начинать с предыдущего уровня.
- не топтаться, не передвигать биту, и на черточки не наступать!
Приложение 4
Игра Резиночка
Кто из вас не любит прыгать? Да все любят! Особенно, если ты девочка, особенно, если на улице весна, особенно, если хорошее настроение и много друзей!
Для игры необходима резинка длиной 3 м, у которой связаны концы. Двое игроков, стоя ноги врозь, расстягивают резиночку на высоте 15 см, третий прыгает.
Допустивший ошибку меняется местом с тем, кто держит резиночку. Если участник удачно завершит все комбинации, остальные игроки поднимают резинку выше – на уровень коленей.