Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Берегите зрение!

Размещено: Елена Евгеньевна Веселовская - вс, 25/01/2015 - 16:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Егорышев Алексей Сергеевич
Место работы, должность: 

МБОУ прогимназия № 133, 4 класс

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Естествознание
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Цель </strong>&nbsp;работы: оценить состояние зрения учеников начальной школы и факторы риска, приводящие к его ухудшению.</p> <p><strong>Задачи:</strong> внедрить в ежедневную практику комплекс мер по сохранению и профилактике нарушений зрения учеников начальной школы.</p>

 

 

БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ !

 (Здоровьесбережение)

 

 

                                                                            Автор: 

                                                                                Егорышев Алексей Сергеевич

                                                                                МБОУ прогимназия №  133,

                                                                            класс 4

 

                                                                                Руководитель:

               Макушкина Светлана Ивановна

               учитель       начальных классов

               высшей категории

                                                                                                                                                       

Челябинск,  2015

 

  •  

Введение……………………………………………………………………3

  1. Проблемы нарушения зрения учеников начальной школы в современных условиях……………………………………………… …………….…...…4
  2. Практическая часть……………………………………………………..….5
    1. Оценка состояния зрения у учеников ……………………………..…5
    2. Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов зрения у младших  школьников……..……...........................................8
      1.  

Список литературы…………………………………………………….…12

Введение

Зрение − великий дар. Не зря говорят: “беречь как зеницу ока”.

Зрение дает людям 95% информации, воспринимаемой из внешнего мира.

С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение учеников начальных классов. Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Имеет значение и наследственная предрасположенность: дети близоруких родителей также часто близоруки.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

Доказано, что развитие и прогрессирование нарушений зрения в детском возрасте можно предотвратить, используя простые немедикаментозные методы: правильная организация рабочего места школьника, адекватный режим зрительных нагрузок, в том числе с использованием компьютера, достаточная физическая активность, рациональное питание, упражнения для расслабления и тренировки зрительного аппарата.

Цель нашей работы: оценить состояние зрения учеников начальной школы и факторы риска, приводящие к его ухудшению.

Задачи: внедрить в ежедневную практику комплекс мер по сохранению и профилактике нарушений зрения учеников начальной школы.

Объектом исследования является острота зрения у учеников начальной школы. Было обследовано 35 детей 1-4 классов.

Методика исследования включала в себя:

-  подбор и анализ литературы по исследуемой теме;

- разработку анкеты, позволяющей определить ключевые факторы риска нарушений зрения у детей младшего школьного возраста

- проведение анонимного анкетирования учащихся 1-4 классов.

- сбор и обработку информации из медицинской карты ребенка о состоянии зрения на основании проведенного осмотра окулистом

- анализ учебного расписания 1-4 классов

- обработку полученных результатов

1.Проблемы нарушения зрения учеников начальной школы в современных условиях

По данным Всемирной организации здравоохранения,  около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах – близорукий, более 19 миллионов детей страдают от нарушений зрения.

Около 90% людей, страдающих от нарушений зрения, живут в развивающихся странах.

 В развитых странах 20 % детей дошкольного возраста и каждый четвертый школьник имеют проблемы со зрением.

По данным общероссийской статистики: среди первоклассников близоруких – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. Более миллиона детей в России, по данным Министерства здравоохранения, страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения.

С каждым годом число таких детей растет. За последние 10 лет заболеваемость детей и подростков данной патологией выросла в 1,5 раза.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Около 5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте − это трагедия. Сниженное зрение – это постоянный дискомфорт, который способствует психологической и социальной дезадаптации детей.

Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется.

 Поэтому профилактика снижения зрительных функций у детей приобретает особую актуальность в наш век тотальной компьютеризации.

2. Практическая часть

2.1 Оценка состояния зрения у учеников

В процессе подготовки был разработан перечень вопросов для проведения анонимного тестирования  среди учеников 1-4 классов. Обработано 35 анкет.

Результаты анкетирования приведены на рисунках. На рисунке 1 представлены результаты анализа просмотра телепередач среди учеников 1-4 классов. 

Лидерами по продолжительности просмотра являются первоклассники. 70% первоклассников смотрят телевизор более 1 часа в день. Возможно, объяснение этому факту – переходный период от детского сада и школе.

 

Настораживает тот факт, что 17-30%  учеников 1 и 2 класса  могу смотреть телевизор все свободное время.

Более половины среди учеников 3-4 классов тратят на просмотр телепередач мене 1 часа в день, что возможно, объясняется большим количеством времени, посвященным выполнению домашнего задания и дополнительным кружкам и секциям.

 

                                      Рис.1 Анализ времени ежедневного просмотра телепередач

 

На рисунке 2 представлены сведения о количестве времени, проведенного учащимися за компьютером и видеоиграми в течение дня.

 И снова лидерами по количеству времени, проведенного за компьютером, являются первоклассники.  

Половина учащихся 3-4 классов проводит за компьютером более 1 часа в день, что может быть связано с объемом выполнения домашнего задания в домашних условиях с использованием компьютера.

 

Рис.2 Анализ времени, посвященного работе на компьютере и видеоиграм

 

                              На рисунке 3 представлены результаты  опроса, сколько ученики проводят времени ежедневно за выполнением домашнего задания.  Обращает на себя внимание, что 80% первоклассников  тратят на выполнение домашнего задания около часа времени ежедневно. А 33- 50%  учащихся 3-4 классов тратят на выполнение домашнего задания более 1,5 часов ежедневно.

Рис.3 Анализ времени, проведенного за выполнением домашнего задания.

 

Рисунок 4 наглядно отображает влияние наследственных факторов на возникновение нарушения зрения у школьников.

У учащихся 1-4 классов отмечен высокий риск развития нарушений зрения, т.к. подавляющее большинство в семье или среди близких родственников уже носят очки или линзы, что свидетельствует об имеющихся изменениях зрения.

 

                                                                  Рис.4 Наследственные факторы нарушения зрения

 

На рисунке 5 представлены результаты опроса на предмет ношения очков среди учеников 1-4 классов.

40% учащихся 3 класса носят очки, что свидетельствует об имеющихся нарушениях зрения, требующих коррекции.

 

                          Рис.5 Результат опроса на выявление уже имеющихся нарушений зрения

 

На рисунке 6 представлены данные об уже имеющихся нарушениях зрения по данным обследования у окулиста, взятым из медицинской карты ребенка.

45% первоклассников составляют группу риска по нарушениям зрения либо уже имеют нарушения зрения, требующие коррекции.

75% учеников 3 класса составляют группу риска по нарушениям зрения либо уже имеют нарушения зрения, требующие коррекции.

 

                                                      Рис. 6 Результаты медицинского осмотра окулиста

2.2 Профилактические мероприятия

по предупреждению заболеваний органов зрения у младших  школьников

 

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирова - ние нарушений зрения, относится:

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование занятий учащихся с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в школе и дома;

- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

- организацию рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах и других учебных помещениях.

Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, являются:

- размещение на подоконниках цветов, учебных пособий и т.д.;

- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

- затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15 - 20 минут, для учащихся среднего возраста 25 - 30 минут, для старших школьников - 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние зрения у детей. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.

Предлагаем Вам несколько простых упражнений для внедрения в ежедневную практику:

Упражнение № 1

Предложите ребенку «пострелять глазками», двигая их по горизонтали. Сначала нужно посмотреть влево, досчитать до 5, а затем перевести взгляд вправо и тоже посчитать до 5, а затем посмотреть вперед и закрыть глаза. Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 2

А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 3

Предложите ребенку попробовать «скосить глаза», как зайчик. Пусть он посмотрит обоими глазами на кончик носа и, досчитав до 20, закроет глазки, чтобы отдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Упражнение № 4

Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 5

И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.

Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных нагрузок детей в домашних условиях.

Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи и заниматься за компьютером в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 - 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора.  Занятия за компьютером не более 20-30 минут в день.

 Если ребенку назначены очки, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

 

Заключение

В результате проведенной исследовательской работы, посвященной оценке факторов риска нарушения зрения у учащихся 1-4 классов, можно сделать выводы:

Ученики 1 класса имеют высокий риск по развитию нарушений зрения и прогрессированию уже имеющихся изменений, ввиду имеющейся высокой нагрузки на зрение в результате длительности просмотра телепередач, обращения с компьютером, выполнения домашних заданий. Усугубляющими факторами является наследственность и имеющиеся состояния с отклонениями зрения.

Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Исследования показали, что у учащихся 1-х классов к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдается значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

          Ученики 3-4 классов также входят в группу высокого риска по развитию нарушений зрения, ввиду того, что у них отмечается большая продолжительность выполнения домашних заданий и время, проведенное за монитором компьютера.

Также 40% учащихся 3 класса уже имеют нарушения зрения, требующие коррекции, а по итогам обследования у окулиста – 75% учеников 3 класса имеют состояния, характеризующиеся нарушением зрения разной степени выраженности.

Поэтому вопрос сохранения зрения у учащихся начальной школы имеет огромное практическое значение. Все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время - имеют прямое отношение к работе учителя. Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях.

 Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 1,5часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы во время выполнения домашнего задания в домашних условиях.

 

Список литературы

 

  1. Избранные лекции по детской офтальмологии /Под ред. В.В. Нероева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  2. Аветисов Э.С. Близорукость. – М.: Медицина, 2000.
  3. Балясникова И.В. Компьютер, зрение, здоровье. Архангельск, 2001.
  4. Кузнецова В.М. Причины развития близорукости и ее лечение. – Казань: МЕДпресс-информ, 2005.
  5. Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России. – М.: Центр развития межсекторальных программ, 2008.
  6. Ястребцева Т.А. Профилактика и лечение приобретенной близорукости у детей. Архангельск, 2006.

 

Прикрепленный файл Размер
егорышев.doc 305.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн